Ночной дозор | Воины света и тьмы

Путь к экранизации первой книги трилогии «Дозор» Сергея Лукьяненко был тернист. Пожалуй, дольше приходилось ждать лишь выхода на экраны постановки «Мастера и Маргариты». Первые сведения о киноверсии «Ночного дозора» появились еще в конце 2000 года, но до выхода на экраны эта постановка добралась в сильно измененном виде, и создали ее в другой команде. Единственное, что осталось неизменным – это история о противостоянии сил Светлых и сил Темных. О живущих в нашем мире магах, вампирах и оборотнях. А ведь начиналось все с крови девственницы в пятницу, 13-го.

На первом этапе производства ленты, который занял более двух лет от подписания контракта и первого сценария, до выхода на экраны первого фильма, развитие отечественного кинопроката шло семимильными шагами. И если еще в 2001 году выпуск кинофильма на экраны кинотеатров было скорее авантюрой (при том, что на Мосфильме в тот год снималось около ста картин), то к концу 2003 года касса кинопроката в России приблизилась к отметке 200 000 миллионов долларов, проекты отечественного производства, при качественно проведенной рекламной кампании, стали собирать весомую кассу. Тому, что новые фильмы отечественного производства не возвращали деньги в кинопрокате, причины были. Существовавшая до конца 2002 года поправка к закону о кино, делала производство кинофильмов поводом для отмывания денег. Последующий их кинопрокат в те годы мало кого интересовал. Да и тех, кто рисковал выпускать ленты в кинотеатры, с распростертыми объятиями ждали пираты - редкие хорошие фильмы спросом пользовались всегда.

Но картина интереса к кинопродукции отечественного производства стала меняться. И если в начале 2003 года рекордсменами среди фильмов российского производства становились картины, касса которых превышала миллион долларов, а уже к концу этого года достижимым пределом стали 3-4 миллиона. А это уже шло в сравнение с блокбастерами американского производства.

Разговоры о кинопостановке «Ночного дозора» начались в конце 2000 года с покупки прав на экранизацию продакшн-компанией «Полигон», за год до того успешно прокатившей армейскую комедию «ДМБ». Книгу Лукьяненко продюсеру Виктору Алисову «подсунул» Евгений Федоров (Tequilajazzz). Он же был немедленно назначен на исполнение обязанностей саунд-продюсера картины. "Она всем понравилась, - рассказывает продюсер, - даже Марине Аркадьевне, пенсионерке "Мосфильма", которая еще с Гайдаем фильмы снимала, а сейчас у нас работает", - писала об этом газета «Сегодня» (ИД «Семь дней»). Винокуров решил использовать редкую возможность снять любовную историю с реалиями современной Москвы. Взрыв на Пушкинской, затонувшая подводная лодка, горящая телебашня - всему в «Ночном дозоре» есть объяснение: вампиры. Проект разрабатывался под названием «Москва вампирская». Вторым режиссером был приглашен Максим Пежемский (Мама, не горюй). Оператор Михаил Кричман - специалист по цифровым технологиям – представлял видеоряд фильма в зелено-серых тонах. Вампиры планировались появляться на экране без картонных клыков, а их укусы должны были оставлять на героях не раны, а кровоподтеки. Подбор актеров на студии им. Горького был символично начал 13 октября 2000 года, в пятницу.

Не зря Сергей Лукьяненко сопротивлялся экранизации и взялся за написание собственной версии сценария. Вот каков был сюжет согласно версии создателя первого после «Вия» российского фильма ужасов вампирского «Упыря», которую изложила газета «Сегодня»:

"Москва населена вампирами, - рассказывает завязку сюжета Сергей Винокуров. - Они уже адаптировались, мирно пьют кровь из фляги, но иногда им дают лицензию загрызть человека". И однажды вампир, решивший загрызть женщину Ларису - продавщицу из мясного отдела, влюбляется в нее. Дает ей выпить своей крови, и у них начинается роман. "До этого у нее была пустая жизнь, - продолжает Винокуров, - а тут красивый парень, ночная Москва". Вообще-то вампиры не влюбляются, но над Москвой возникла дыра в инфернальный мир, из-за которой мертвые оживают, а в городе начинаются происшествия. Когда эту воронку устраняют, вампир возвращается в семью. "Он же вампир в пятом поколении!" - поясняет Винокуров. Чтобы вернуть любимого, Лариса обращается к темным силам.

Стоит ли говорить, что сценарий Мурзенко-Литвиновой (а это они приложили перо к созданию подобного шедевра) имел мало связей с первоисточником. «Один из вариантов ужаснул меня, там было столько "чернухи"! В одной из сцен торговцы наркотиками продавали вампирам кровь девственницы, только что убитой, - что-то в таком роде... Пришлось самому писать сценарий, а это довольно сложная работа, другое искусство», - вспоминал потом этот сценарий Лукьяненко.

Поговаривали, что на «Полигоне» намерения снять свою версию «Дозора» не оставили, но за несколько лет проект, к счастью, с места не сдвинулся.

на фото рыцари Ночного Дозора (фото Dozor.Kinofant.ru)

После перехода проекта под опеку «Первого канала» (тогда еще ОРТ), в газете «Вечерняя Москва» 21 октября 2002 года появилось следующее сообщение: «Сценарий Лукьяненко помогает создавать Алексей Слапковский, давно работающий на телевидении. (В финальном варианте в качестве соавтора сценария имя Слапковского пропало из перечня команды, работавшей над фильмом). Лукьяненко подчеркнул в интервью, что проект сериала по "Ночному дозору" не закроется даже в случае трудностей с финансированием, т.к. возможностью съемок сериала по этому роману активно интересуется и другая компания - "НТВ-Профит" (сегодня – продюсерская фирма Игоря Толстунова (прим. FilmZ.ru). Писатель с сожалением отмечает небольшой бюджет сериала и предупреждает поклонников, чтобы от этого продукта не ожидали продвинутых спецэффектов».

Намерение продюсеров расширить проект до экранизации последующих книг писатель в интервью газете «Солидарность» прокомментировал так: «Первый канал заказал мне сценарий еще восьми серий, так что будет и «Ночной дозор», и "Дневной дозор". К лету съемки должны завершиться».

Первоначальная идея продюсера Константина Эрнста была в создании только «Ночного дозора», тем более что к началу работы над фильмом «Сумеречный дозор» (книга с рабочим названием «Инквизиция») еще не была написана. Выход ленты на киноэкраны была запланирован на 1 октября 2003 года, и уже в новогоднюю неделю на телевизионных экранах должна была состояться премьера телевизионной версии – четырех 52-хминурных серий фильма. Но на каком-то этапе планы было решено изменить. На текущий момент сняты первые два фильма «Ночной дозор» и «Ночной дозор 2» - экранизации первых двух историй "Ночного дозора" "Своя судьба" и "Свой среди своих". В случае успешного кинопроката начнутся работы над созданием «Ночного дозора 3». Это будет эпопея из трех двухчасовых фильмов. А там, глядишь, и до "Дневного" и "Сумеречного" дозоров дело дойдет. Вот уж точно, наш ответ Голливуду. Фильм перешел из статуса потенциального рейтингового телесериала в перспективный отечественный киноблокбастер.

на фото Владимир Ментшов и Константин Хабенский (фото ИД СЕМЬ ДНЕЙ)

С этого момента ничего экстраординарного вокруг проекта не происходило. Из редких интервью с Алексеем Чадовым и Гошей Куценко становились известны некоторые детали проекта. То, что Куценко сыграет небольшую роль «иного» по имени Игнат, что по сюжету у Кости – героя Чадова мать, по сюжету фильма, погибла (в книге семья вампира Кости была полной). Ему же предстояло крутить «иную» любовь с Алисой. Но это были небольшие, хотя и довольно значимые в сюжете, роли. К тому же после окончательного монтажа стало ясно, что большинство из существующей на сегодняшний день утечки информации, относится ко второй части картины.

К сентябрю 2003 года уже существовал «черновой» монтаж «Ночного дозора». Помимо основного сюжета в нем можно было ознакомиться с набросками будущих спецэффектов. Первый показ широкой публике этой версии состоялся в феврале 2004 года в рамках литературной конференции «РосКон-2004», посвященной фантастике. В целом рецензии на картину были положительные, хотя отмечался недостаточный для такого размаха бюджет и серьезные расхождения с сюжетом книги. Отныне, казалось бы, оставалось лишь ждать окончательного монтажа эффектов и премьеры. Но не был решен еще один немаловажный вопрос – кому из отечественных дистрибуторов предстоит заниматься кинопрокатом ленты.

В борьбе за право прокатывать ленту победила компания «Гемини Фильм Интернациональ», известная на отечественном кинорынке, как дистрибутор продукции голливудских студий «20-th Century FOX» и MGM. Незадолго до принятия решения о передаче прав на дистрибуцию, «Гемини Фильм» с большим успехом осуществили проект другой картины произведенной при содействии «Первого Канала» «72 метра». Это и сыграло решающую роль.

С тех пор только и разговоров было о создании визуальных и компьютерных эффектов.

«На разработку визуальной концепции "сумрака" потрачено ОЧЕНЬ много времени. Написан 30-страничный дизайн-документ, описывающий мельчайшие детали сумеречного пространства. Финальный результат абсолютно уникален, и могу с уверенностью сказать, что за всю историю кино не было реализовано НИЧЕГО подобного», - признался в интервью сайту «Ночной дозор» директор монтажа спецэффектов Дмитрий Киселев.

«Над проектом с самого начала работали 4 основные компании – это студия компьютерной графики производящей компании Базелевс, Dr.PICTURE Studios, студия ORT-Design и питерская студия Post-Production. Сейчас, на завершающем этапе, мы работаем уже с более чем 15 студиями из Москвы, Питера и Киева и все еще приглашаем новые студии. Я думаю в итоге суммарно общее количество человек, принявших участие в работе над эффектами к первому фильму, достигнет 60-70 человек», - рассказывал в интервью Владимир Лещинский:

«На текущий момент в первом фильме примерное количество планов с участием компьютера достигает 400. Они, конечно, все разной сложности - от вытирания тросов до персонажной анимации. По времени – из примерно из 2-х часов всего фильма, планы под компьютерную обработку занимают порядка 80 минут, что и по объему эффектов и по длительности огромное количество даже для хорошего западного фильма…. Поэтому, вместо того чтобы стараться запихнуть всю работу в одну студию, даже теоретически не существующую на данный момент в России, которая смогла бы сделать все, мы создали конгломерат более 15 студий компьютерной графики, работающих над эффектами под руководством единого центра, что позволило распределять всю работу по специализации и достигнуть качественного результата за короткие сроки. Этот опыт позволит в последствии делать и еще более мощные проекты «без страха и упрека» и, надеюсь, уже окончательно поднять над нашим кинематографом wireframe-овое знамя компьютерной графики и анимации.

четыре плаката Ночного Дозора (нажмите на иллюбстрации стобы увидеть полную версию)

Но в реальной истории создания «сумрака» была и обратная сторона. Тогда как к показу на кинорынке в Сочи, он проходит в начале июня, были смонтированы самые зрелищные фрагменты картины, работа по финальной доводке готовых и созданию запланированных спецэффектов кипела полным ходом. Отечественные студии компьютерного дизайна зачастую отказывались соглашаться на условия, предъявляемые производителями картины. На этом этапе постпродакшана бюджет оставался небольшой, сроки поджимали. Но браться, пускай и во благо главного отечественного блокбастера, - это не только честь и ответственность, но и человеческие затраты. А денег за эту работу требовалось больше, чем могли предложить создатели ленты. А потому, при том, что российские специалисты доказали свое умение создавать зрелище качественно и красиво, было принято решение передать окончательный монтаж в голливудские студии.

В январе 2003 года Сергей Лукьяненко сообщил о покупке «Первым каналом» прав на экранизацию «Лабиринта отражений». Тогда же компанией «Дом-фильм» были куплены права на «Осенние визиты» и «Спектр», а «Новый русский сериал» запланировали поставить на своей базе повесть «Рыцари сорока островов», «Не время для драконов» (создано совместно с Ником Перумовым) и «Геном». А это, стало быть, значит, что отечественная кинофантастика, рожденная в экранизации Жюля Верна «Путешествие на Луну» Владислава Старевича в 1912 году, переживает свое долгожданное возрождение. Выходит из сумрака…

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×