Рассвет мертвецов | Иногда они возвращаются

Интерес к считавшемуся увядшим жанру, спровоцировала волна однотипных молодёжных триллеров, штурмовавших хит-парады в конце 90-х. Тема быстро себя исчерпала, однако студийные чиновники не могли закрыть глаза на проблеснувшую золотую жилу. Шумный успех мрачного ужастика «Джиперс Криперс», решённого в стиле хорроров двадцатилетней давности, определил перспективное направление, чётко сформулировав вкусы современного зрителя – минимум смысла, максимум крови – главный рецепт фильмов ужасов образца 80-х.

Истосковавшаяся по ярким хоррор-иконам публика на ура возвела в пантеон славы странное существо, пробуждающееся каждые 23 года, и бороздящее просторы Америки на проржавевшем грузовичке. Популярность ленты и кассовая судьба компьютерного зомби-шутера «Обитель зла», убедили продюсеров в рентабельности реинкарнации полуистлевших тел всевозможных монстров из порядком забытых могил прошлого.

Майкл Майерс, Пинхэд, Джейсон Ворхиз на скорую руку обрели плоть в своеобразном квалификационном заезде. А пришедшая годом позже с азиатскими страшилками мода на римейки, зацепила и американское наследие жанра – практически одновременно в производство были запущены новые версии двух этапных малобюджетников – «Техасской резни бензопилой» и «Рассвета мертвецов».

А зори здесь тихие

«Рассвет» был вторым фильмом своеобразной трилогии Джорджа Ромеро о живых мертвецах. Первая картина, «Ночь живых мертвецов», хоть и не являлась первооткрывателем зомби, но была именно той лентой, что установила основные каноны повествования. Если раньше природа зомби была преимущественно мистико-фантастической – ходячими трупами выступали то жертвы обряда вуду, то космические пришельцы, а то и вовсе взвод СС («Месть зомби») – то Ромеро рассматривал инфернальную сущность мертвецов, не вдаваясь в причины их появления.

Основную ставку начинающий режиссёр сделал не на визуальные эффекты, оставив за кадром причину феномена и, лакомые для любого фильма ужасов, сцены превращения в зомби (собственно, мизерный бюджет в 114 тысяч долларов и не предполагал пиршества глаза), а сконцентрировался на психологическом аспекте сценария. Построив мини-модель современного общества, Ромеро исследовал поведенческие модели социума в экстремальных условиях.

Понадобилось ещё десять лет и шесть не слишком успешных проектов, чтобы заставить режиссёра вернуться к прославившей его теме. К тому моменту культовая слава «Ночи…» перешагнула через океан и вызвала к жизни массу подражаний. Особой плодовитостью в плане низкопробных поделок отличилась Италия, где трудился близкий друг Ромеро – Дарио Ардженто. Именно в тесном сотрудничестве с маэстро, Ромеро приступил к созданию сиквела-римейка своей дебютной работы.

Дарио Ардженто, Джордж Ромеро, Майкл Горник, Ричард Рубинштейн

Действуя по классическим законам киноиндустрии, касавшихся продолжений – ещё раз то же самое, только больше – сценарий довёл проблему зомби до общенациональных масштабов. Случайная горстка выживших в бойне людей, удерживает осаду полчищ живых мертвецов в гигантском супермаркете, являющимся своеобразным «миром в миниатюре» – замкнутое пространство мегамолла предлагает невольным пленникам все удобства гибнущей цивилизации – от продуктов питания до телевидения.

Но Ромеро не был бы собою, если бы ограничился красочным живописанием ужасов зомби. Социальный посыл ленты проглядывает в «Рассвете мертвецов» с особым цинизмом. Не приветствующий царившую в Штатах шоппинг-манию, режиссёр подчёркивает, что в супермаркет зомби тянет отнюдь не живая плоть, а ставший основным инстинкт, ведь покупки занимали главенствующее место в их оборвавшихся жизнях.

Съёмки велись в настоящем супермаркете Monroeville Moll с десяти вечера до шести утра. И хотя 13 из 143 магазинов, находившихся в молле, отказались сотрудничать, менеджеры практически всех оставшихся торговых площадок полностью доверились кинематографистам. Лишь отделение банка и ювелирный бутик настояли на присутствии охраны.

Гримом заведовал Том Савини – гений крови, чьи эффекты сыграли не последнюю роль в популярности таких лент, как «Пятница, 13е», «День мёртвых» и «Маньяк». В распоряжении маэстро была команда из восьми специалистов, которым каждый уик-энд предстояло превращать в зомби массовку численностью в триста человек. Грим был минималистичен и прост, а масса условно подразделялась на «обычных» и «специальных» зомби. Разница между ними заключалась в том, что «специальным» отводилось несколько крупных планов в картине, и проработка их облика была более глубокой. Помимо синей краски, на их тела накладывался латексный грим, имитировавший рваные раны и укусы.

Примитивность, диктуемая большим объёмом работы, приводила к тому, что в ряде сцен можно было видеть краску, стекающую с лиц статистов и открывающую натуральный цвет кожи актёров. Для тех из них, кто приходил на съёмки в гражданской одежде, Савини придумывал специальный грим. «Поскольку эти зомби были недавно убитыми людьми, я старался придать им облик жертв автомобильных катастроф, раковых больных и т.д.» – вспоминает маэстро в интервью Grand Illusions. «Один из актёров пришёл в отличном костюме, и я постарался сделать из него недавно почившего бизнесмена».

Впрочем, не забыл Савини и про себя, дважды появившись на экране – в роли зомби, сбитого грузовиком и в роли одного из байкеров. Помимо Тома, в картине засветились Джордж Ромеро (режиссёр в телевизионной студии и байкер-Санта Клаус в конце фильма), жена Ромеро – Кристина Форрест (ассистент режиссёра), племянники Савини – Донна и Майк (дети-зомби, нападающие на Питера на аэродроме) и пиротехник картины Клэйтон Хилл.

NB. В своё время даже Квентин Тарантино утверждал, что играл одного из зомби в фильме Ромеро, но позднее признался, что пустил этот слух для смеха.

Позднее Хилл вспоминал в интервью Rolling Stone: «Позвольте рассказать вам о том, что значит быть зомби. Когда тебя гримируют, ты словно погружаешься в страшную сказку. Ты ощущаешь себя настоящим живым мертвецом! Готовясь к роли, я прочитал несколько книг и прекрасно знал, что у зомби широко открытые глаза и скрюченные руки. Некоторые из нас так входили в роль, что это отражалось на их здоровье. Например, Шэрон Чекатти, игравшая медсестру, так вжилась в роль, что на следующую ночь тяжело заболела. А толстый парень, расхаживавший в купальном костюме при нуле градусов, всё время повторял – Мне не холодно, мне это нравится!»

Забавно, но статисты подошли к картине куда серьёзнее, чем её режиссёр. Ромеро намеревался изрядно позабавиться, описывая зомби, как «мёртвого генерала», «медсестру» или «кришнаита». А стараниями массовки, мертвецы вышли отнюдь не смешными. На память о съёмках каждый из них получил по доллару и футболке с надписью «Я играл зомби, и всё, что я получил за это – вот эту футболку».

Кен Фиори в роли Питера

К моменту окончания съёмок, как минимум три крупных дистрибутора были заинтересованы в прокате ленты. Это были компании Warner Bros., American International Pictures (та самая компания, что отказалась работать с «Ночью живых мертвецов» в 1968 году) и United Film Distribution. Однако M.P.A.A. присвоила картине рейтинг Х (детям до 17-ти), что практически приравнивало фильм к порнографии. Причиной столь жёсткой оценки был чрезмерный уровень насилия, непривычный для фильмов той поры.

Дэвид Эмж в роли Стивена

Купировать ленту Ромеро наотрез отказывался. «Мы чувствовали, что дополнительный монтаж в угоду M.P.A.A. уничтожит нашу картину» - комментировал решение продюсер фильма Ричард Рубинштейн в интервью Associated Press. «Во всём виновато несовершенство рейтинговой оценки – ведь в нашем фильме совсем нет секса. Нет даже поцелуев!» Но студии не спешили совершать сделку на ленту с таким рискованным рейтингом. Тогда Lorel Group приняла решение пускать перед фильмом предупреждение: «Картина не содержит сексуальных сцен, однако ряд эпизодов содержит насилие, не рекомендуемое к просмотру лицам до 17 лет».

Гэйлин Росс в роли Фран

В конце концов, дистрибуцией занялась United Film Distribution, но Ромеро был по-прежнему не доволен: «Даже рейтинг PG17 работал против нас – в Чикаго и Мэриленде мы не могли рекламировать картину по телевидению до 11 вечера. Пришло время новой рейтинговой оценки. Необходимо ввести категорию для фильмов не являющихся порнографией, но несущих долю жестокости и насилия!» Однако лишь в 1990 году был утверждён возрастной рейтинг NC-17 (лица до 17-ти лет допускаются только в сопровождении взрослых) – фактически именно то, что предлагал Ромеро ещё в 1978-м.

Скотт Рейнигер в роли Роджера

Европейская премьера картины состоялась в сентябре 1978 года. Для Италии Дарио Ардженто сделал собственную монтажную версию ленты, вырезав из неё весь чёрный юмор и наложив музыку любимого музыканта – The Goblin. Более того, фильм шёл под названием «Зомби», что внесло некоторую путаницу в дальнейшую историю кино. Так, знаменитая лента Лючио Фульчи «Зомби – пожиратели плоти» прокатывалась с неофициальным названием «Зомби 2» - заявленная итальянским сиквелом «Рассвета», а продолжение самих «Пожирателей плоти» уже официально называлось «Зомби 3». Японцы пошли ещё дальше. Не удовлетворившись видением Ромеро, в телевизионный вариант картины были вмонтированы дополнительные кадры, сообщавшие, что эпидемия зомби была вызвана падением метеорита.

До США «Рассвет мертвецов» добрался лишь в апреле 1979 и навсегда вошёл в анналы киноужаса.

Японский комикс «Рассвет мертвецов»

страницы:
1
2
3719

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
4
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×