Кинофестиваль «Евразия»: обзорный материал (часть I)

Кинофестиваль «Евразия»: обзорный материал (часть I)

Главной темой конкурсных фильмов завершившегося на днях в Нур-Султане XV Международного кинофестиваля «Евразия» стала тема Семьи. Казалось бы, ничего удивительного – если не вспомнить, как редко российский, допустим, кинематограф обращается к этому вопросу…

В первую часть нашего обзорного материала попали «Паразиты» и «Надо мною солнце не садится».

Мы уже рассказывали о трёх картинах казахстанского конкурса. В «Королеве сердец» мачеха вступает в интимную связь со своим несовершеннолетним пасынком, до поры до времени совершенно не задумываясь, как эта даже не измена, а преступление отразится не только на пареньке, но и на их семье в целом. В «Алисе» муж обкрадывает жену с сыном, тратя всё их состояние на элитных проституток – а вернувшись домой, требует, чтобы его любили как прежде просто на том основании, что они же – семья. В драме «Бог существует, и её имя Петруния» основной разговор идёт всё-таки о другом, но среди прочего пожилая мать говорит своей засидевшейся в старых девах дочери о необходимости со своей жизнью что-то делать, тем более что семья – это «священное произведение Бога».

Осталось ещё девять достойных внимания фильмов – причём некоторые из них присутствуют сейчас и в российском прокате (ну а те, что до него не дойдут, рано или поздно, хочется надеяться, обретут цифровые релизы).

Кадр из фильма «Паразиты»

Максимально полно тему семьи отражает флагман, если так можно выразиться, конкурсной программы – нашумевший и титулованный в Каннах фильм «Паразиты» (Южная Корея, реж. Пон Чжун Хо, приз «Евразии» за лучшую режиссуру), представляющий нам сразу две ячейки общества из разных социальных слоёв. Бедные герои живут в полуподвальном помещении, переживают, что соседка запаролила халявный вай-фай, и не закрывают окно, когда на улице идёт санобработка от тараканов («Нас обработают бесплатно»). Состоятельная семья обитает в собственном роскошном доме и ни в чём не испытывает нужды. Вскоре первые в полном составе начинают работать на вторых – изощрённо обманув богатых хозяев, выстроивших вокруг себя так называемую «цепь доверия» («Я больше никому не доверяю. Только тем, кого порекомендовали близкие знакомые»).

«Они пахнут одинаково», - едва не разоблачает новый штат прислуги хозяйский сын; мотив запахов вообще очень важен для этой картины – и становится тем невидимым барьером (как показать запах в кино?..), что разделяет одних персонажей от других. Рассказывая свою историю то как авантюрную комедию, то как чёрную, а то и вовсе перескакивая черту и оказываясь в жанре триллера, режиссёр на деле всё время ведёт разговор о жизни в современной Корее – такой цветущей и преуспевающей на вид, но такой болезненно неустроенной, если копнуть поглубже. Он не спрашивает об этом напрямую, но вопрос так и звенит в воздухе: как так получилось, что первая семья со всеми своими талантами оказалась на самом дне? Получив шанс и хитроумно им воспользовавшись («Главное – это дерзость», - провозглашает юный герой), они справляются со своими обязанностями ничуть не хуже, чем кто-либо ещё – и даже превосходят своих предшественников. Так почему же проявить себя они смогли, только пойдя путём обмана?.. Все ли возможности для раскрытия заложенных дарований предоставляет корейскому народу родная страна?..

Кадр из фильма «Паразиты»

«Вы ещё так молоды и наивны, вы так многого не знаете о жизни», - покровительственно рассуждает тут хозяйка, по своей слепой простоте опережая любого из этой комедии масок. Пон Чжун Хо в свою очередь мастерски искореняет наше «незнание», проводя зрителей по сюжетному лабиринту, полному неожиданных поворотов, и через сопоставление двух семей показывая много большее – столкновение двух взаимопересекающихся миров.

По своему зрительскому потенциалу из конкурсной программы «Евразии» ближе всего к «Паразитам», как ни странно (или наоборот, очень даже логично), – якутская картина «Надо мною солнце не садится» (Россия, реж. Любовь Борисова, Специальный приз жюри). Она также решена в комедийном стиле и поднимает непростые вопросы при помощи шуточек-прибауточек, не стесняясь порой перебираться в область откровенного балагана (другое дело, что у корейцев подобные переходы выполнены куда как более филигранно).

Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится»

Представитель нового поколения Алтан целыми днями копается в телефоне; со стороны посмотреть – дурака валяет, но нет – вместе с приятелем он снимает вайны, причём довольно успешные. Попав на целый месяц в отдалённую от цивилизации северную тундру, на островок в море Лаптевых, где светло даже в полночь, он и здесь продолжает заниматься любимым делом (правда, только на втором часу экранного повествования) – предложив создать канал своему единственному живущему поблизости соседу. А всё для того, чтобы попытаться исполнить «несбыточную заветную мечту» старика Байбала – найти его дочь, без малого сорок лет назад признанную погибшей. И вот для того, чтобы максимально расширить круг поисков, новые друзья начинают снимать свои незатейливые видосики – то готовят оладьи, то утиный суп, то взлетают на самодельном самолёте (и вот тут фильм принимает уже метафорическое измерение)…

Киношное воплощение этого сюжета весьма непритязательное, но парадокс в том, что сам сюжет – работает, отчего начисто забываешь про какие-либо профессиональные недостатки. Тут и в помине нет никакой претензии на «высокое искусство» - а получается по-человечески, отчего не полюбить эту картину (пусть даже только на время просмотра), кажется, никак невозможно. Очень простым языком её авторы говорят о самом важном, приводя, например, такой банальный в своей простоте рецепт счастья: «Не надо ждать до смерти. Живи, как сердце подскажет».

Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится»

Байбал прожил свою одинокую жизнь с мыслями о погибшей жене (сейчас он хочет быть похороненным возле её могилы) и с призрачной надеждой, что его трёхлетняя Надежда каким-то образом всё-таки выжила в том трагическом происшествии. Переживания Алтана тоже связаны с утратой - матери и бабушки. Не получая душевного отклика со стороны отца, он теряет с ним общий язык – и не находит себя в его новой семье. Развлекательный канал становится таким образом той терапией, что позволяет обратиться к родным в тех случаях, когда иначе поговорить с ними не получается.

(Продолжение следует)

Читайте также:

Финал «Евразии»: в Нур-Султане Москва взяла вверх над Каннами

«Женский вопрос» на кинофестивале «Евразия»

«Евразия»: в Казахстане умеют снимать и так, и этак

Дмитрий Дюжев на фестивале «Евразия» объявил о намерении создать актёрскую Систему

Кинофестиваль «Евразия»: встреча с членами жюри основного конкурса

Фоторепортаж с церемонии открытия XV кинофестиваля «Евразия» в Нур-Султане

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Топ Ган: Мэверик
Дублированный трейлер
Мышеловка
Дублированный трейлер
Офелия
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Форсаж: Хоббс и Шоу
Дублированный трейлер №3
5
Ангелы Чарли
Дублированный трейлер
1
Топ Ган: Мэверик
Дублированный трейлер
1
Синяя бездна 2
Дублированный тизер-трейлер
0
Офелия
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Солнцестояние»
Ари Астер - новый гений, способный поместить зрителя в атмосферу происходящего на экране безумия.
Кино снимают: Джордж Клуни, Дэнни Бойл, Эмир Кустурица и Джастин Курзель
Джордж Клуни застрял в Арктике, Бойл возвращает «Пляж» и «зомби», Кустурица перепишет Достоевского.
Второе пришествие Джона Коннора
Джеймс Кэмерон подготовил сюрприз для поклонников Терминатора - Эдвард Фэрлонг вновь сыграет Джона Коннора.
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Джеймса Тайниона IV: «Бог из машины»
Готовы к комиксу, пропитанному религиозными мотивами, но говорящему не только о вере, но и о свободе от неё?..
по комментариям
Возвращение Робокопа
Нил Бломкамп сообщил, что в его версии «Робокопа» появится оригинальный костюм из фильма Пола Верховена.
4
Рецензия на фильм «Солнцестояние»
Ари Астер - новый гений, способный поместить зрителя в атмосферу происходящего на экране безумия.
4
Второе пришествие Джона Коннора
Джеймс Кэмерон подготовил сюрприз для поклонников Терминатора - Эдвард Фэрлонг вновь сыграет Джона Коннора.
2
Мы всё ещё в «Матрице»
Братья-сёстры Вачовски официально подтвердили, что приступают к разработке новой «Матрицы»!
1
Новые мультипликационные перезапуски и спин-офф
Чип и Дейл возвращаются, спин-офф «Корпорации монстров» в разработке, а «Маленький принц» получит новую жизнь.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2019 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×