Особое мнение Стивена Спилберга

Филип К. Дика никогда не питал иллюзий по поводу технического прогресса и для писателя-фантаста смотрел на мир слишком прозаически. Его будущее – это обыкновенный фашизм в условиях разрушений и экологических катастроф. Стивен Спилберг в экранизации рассказа «Особое мнение» увидел мир писателя иначе – он скрестил прошлое и будущее, отчего все происходящее на экране стало действительно фантастическим.

Фильм «Бегущий по лезвию», поставленный в 1982 году Ридли Скоттом по роману «Снятся ли андроидам электроовцы» стал первой и единственной прижизненной экранизацией произведений Филипа К. Дика. Он скончался тогда же, в 1982-м. И прошло восемь лет, прежде чем в Голливуде почувствовали – время Дика пришло, он стал современен. Он слишком обгонял свое время.

После выхода на экраны картины «Вспомнить все» режиссера Поля Верховена , где главную роль сыграл Арнольд Шварценеггер, переносить на экран произведения писателя стало модным, продюсеры Марио Кассар и Анджи Вайна начали подыскивать рассказ, который бы мог лечь в основу продолжения картины. В качестве одного из вариантов предлагалась экранизация рассказа «Особое мнение». Предполагалось, что в главной роли снова сыграет Арнольд Шварценеггер. Но судьба распорядилась иначе – постановка не состоялась. Ее время еще не пришло.

За десять лет кинематографисты еще несколько раз пытались обратиться к творчеству писателя, но постановки получались невероятно бледными. Оказалось, малыми бюджетами, которые выделяли студии, обойтись было практически невозможно, а больших денег давать опасались. Два взрывных успеха экранизаций – слишком мало для того, чтобы рисковать. Из творчества писателя, что удалось донести до киноаудитории, пожалуй, наиболее заметным стал фильм «Крикуны», поставленный по рассказу «Второе поколение». При скромном бюджете в 11 миллионов долларов, режиссеру Кристиану Дюгою удалось перенести на экран атмосферу произведений Филипа К. Дика и главную идею его творчества – проблемы, которые волнуют жителей других планет в далеком будущем в его произведениях, на самом деле - проблемы земные. Возможно именно поэтому «Крикуны» и снискали народную любовь, что в них будущее было более чем реальным, хотя оптимизма оно и не внушало. Разрушенные рудники на опустевшей планете снимали на заброшенных заводах на Земле, один из роботов-убийц скорее напоминал члена банды «Ангелы Ада», чем исследователя глубинного космоса – будущее далекой планеты походило на Землю после новой мировой войны.

Однако, проблемы экологические, как кислотные дожди, проливающиеся на улицы городов в «Бегущем по лезвию», или планета, погибшая из-за войны между людьми – не были главной темой произведений Филипа К. Дика. Чаще прочих он поднимал вопрос противостояния Системе, которая часто напоминает фашистский режим. Эта система, созданная человеком, порой дает сбой, и находится тот, кто решает этой проблемой воспользоваться в угоду себе. Для того чтобы выжить, Человеку предстоит противостоять Системе и победить.

В 1997 году Джон Коэн предложил студии «20-th Century FOX» сценарий фантастического фильма по рассказу Филипа К. Дика о полиции будущего, которая сможет предотвращать убийства и арестовывать преступников еще до совершения ими преступления. Идея понравилась студии и к проекту в качестве режиссера привлекли Яна Де Бонта, прославившегося своими кассовыми хитами «Скорость» и «Призрак дома на холме», но годом позже сценарий был переписан Скотом Фрэнком. Действие картины перенесли из 40-х годов в 80-е, а потом остановились в середине 50-х годов 21-го века, в качестве режиссера пригласили Стивена Спилберга. Том Круз был приглашен на главную роль. Планировалось, что работу над картиной он начнет сразу после съемок в фильме «Миссия: Невыполнима 2». Стало ясно, что готовится один из самых больших фильмов 2000 года. Премьера была заявлена на 4 июля. Кто бы мог подумать, что на экраны фильм не выйдет ни в 2000, ни в 2001 году.

Сначала все шло замечательно – на вторую главную роль пригласили Мэтта Деймона, а экранной подругой Тома Круза должна была стать Джина Элфман («Эд из телевизора»). Первые съемки должны были пройти в Вашингтоне осенью 1999 года. Но неожиданно для всех летом того же года проект был заморожен Стивеном Спилбергом без объяснения причин. Студия «20-th Century FOX» заявила о приостановлении работы над картиной на полгода. Режиссер переключился на работу над картиной «Искусственный разум», Том Круз занялся другими проектами, Мэтт Деймон тоже. Но в павильонах студии декорации фильма никто разбирать не собирался. Работа над фильмом могла начаться в любой момент.

В конце 20-го века снимать картину о самом начале века 21-го было бы нелепо. Фантасты были слишком оптимистичны в свои предсказаниях достижений науки и техники, обещая нам в начале нового тысячелетия райские гущи и невероятный прорыв в развитии технологий. Филип К. Дик был исключением. Питать иллюзии относительно развития цивилизации было не в его правилах. Для фантаста он смотрел на вещи слишком реалистично и пессимистично. Возможно поэтому, даже самые веселые из его фантастических рассказов пропитаны странной горечью безысходности. Стивен Спилберг решил использовать идею преломления событий произведений Филипа К. Дика через призму дня сегодняшнего, использованную однажды в «Крикунах» – будущее было смоделировано исходя из самых смелых открытий, писателем, художником и скульптором Дагласом Куплендом. Это он создал в мире будущего краситель для радужной оболочки глаз, цыплят, состоящих исключительно из белого диетического мяса, новые буквы, пришедшие в латинский алфавит из японского языка и кириллицы, таблетки от скуки, фонарные столбы в виде скульптурных групп и прочие странные вещи. Многие из его фантазий Стивен Спилберг использовал в работе над фильмом при создании декораций. Однако в том, что касается одежды героев, было решено отправиться в прошлое – герои будущего будут одеваться по моде 50-х годов 20-го века. Удивительно, но это столкновение хорошо знакомых по послевоенным фильмам фасонов и невероятных технологий будущего добавило в происходящее на экране реальность, так необходимую фантастическому кино.

Причина столь внезапного решения о приостановке работы над картиной оказалась банальной. Сценарий, который послужил основой для фильма, был слишком сырым – неубедительные герои, провалы в сюжете картины, отсутствие логики. По заявлению Скота Фрэнка в течение полугода занимался доработкой сценария и в итоге заявил, что решение о приостановке съемок было «мудрым и правильным».

Но к тому времени, как доработка сценария была завершена, актеры, которых планировалось занять в главных ролях, уже снимались в новых проектах. Возникла необходимость практически полностью обновлять актерский состав. Том Круз был готов приступить к работе над «Особым мнением» сразу после окончания съемок в фильме «Ванильное небо». Тогда-то и случилась новая напасть – гильдия киноактеров заявила о намечающейся забастовке. Точная дата начала протеста актерского профсоюза не была определена, известно было лишь то, что произойти это должно было летом 2001 года. Ни один актер, состоящий в гильдии, не мог сниматься после неопределенной тогда еще даты. Казалось, сама Система кинопроизводства противостоит «Особому мнению».

Съемки было необходимо начать уже 15 марта, чтобы, согласно графику, закончить аккурат в канун начала забастовки 30 июня. Для того, чтобы избежать возможных проблем с профсоюзами, на все вторые роли были приглашены европейские актеры – Саманта Мортон, Макс Фон Зюдов, Питер Стомаре и Кристина Лагерфельд. На роль, ранее отведенную Мэтту Дэймону, был приглашен сперва Хавьер Бардем («Когда приходит ночь»), но он отказался, посетовав, что бегать за Томом Крузом ему не интересно. В итоге эту роль сыграл ирландец Колин Фаррелл.

Но Том Круз задержался на съемочной площадке «Ванильного неба» на неделю дольше запланированного. Когда он приехал в павильон в Бэрбенке, где шла работа над «Особым мнением», съемки начались немедленно и велись в ударном темпе вплоть до последнего дня, объявленного датой стачки. Вероятность успеть была невелика, но Спилберг решил рискнуть. Все проходные сцены, которые можно было, в крайнем случае, доснять после забастовки, были отложены. Прежде всего шла работа над сценами, которые требовали большой работы монтажеров компьютерных спецэффектов. В павильонах на фоне синих экранов снимались сложнейшие сцены воздушных погонь, на площади перед федеральным зданием имени Рональда Рейгана в Вашингтоне, превращенного в штаб превентивной полиции, прогуливалась массовка в нарядах 50-60 годов 20-го века. Но при всем желании компенсировать упущенную неделю не удавалось. Все закончилось, как в хорошем Голливудском боевике, когда главный герой успевает за мгновение до взрыва, обезвредить бомбу - за сутки до дня «Х» было объявлено о том, что гильдия актеров снимает свои требования и забастовка отменяется. Безумная гонка за каждой секундой закончилась, напряжение на съемочной площадке спало и началась нормальная работа.

Противостояние Человека и Системы закончилось в пользу первого, как и положено у Филипа К. Дика. Особое мнение Стивена Спилберга, которое всегда ценят в мире кино, в конечном итоге взяло верх над обстоятельствами – фортуна к нему снова оказалась благосклонна. Можно сказать, что это похоже на фантастику. Но это и есть фантастика, которая в руках мастера становится невероятно похожей на реальность. Для того, чтобы сказку сделать былью, Спилберг сделал все возможное. И победил.

2507

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×