Рецензия на книгу Тома Хэнкса «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём»

Рецензия на книгу Тома Хэнкса «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём»

Не нуждающийся в представлении Том Хэнкс теперь известен не только как популярный актёр, но и как по-настоящему одарённый писатель: его «истории о том о сём», собранные в сборнике под названием «Уникальный экземпляр», попросту великолепны.

Когда большим голливудским звёздам приедается только и делать, что мелькать на большом экране, они стараются найти для себя новую отдушину. Одни начинают снимать кино сами, другие играют или поют в рок-группах, третьи открывают рестораны; самые отчаянные смельчаки направляются в политику. Ну а некоторые принимаются писать - чаще всего, конечно же, мемуары или, как вариант, книги познавательного толка на темы кулинарии или фитнеса с советами из личного опыта.

Примеров, когда всемирно известный актёр становится вдруг писателем - не так уж и много. С ходу можно вспомнить Кэрри Фишер (её проза автобиографична, но это полноценная проза) или Стива Мартина (Вуди Аллена упоминать бессмысленно, потому как это исключительный случай); недавно свой дебютный роман представил Шон Пенн. Но всё-таки чаще всего выходящие под звёздными именами тома обречены на снисходительные ухмылки: мол, лучше бы своим делом товарищи артисты занимались.

Однако ничего подобного нельзя сказать про «Уникальный экземпляр» Тома Хэнкса. Один из самых уважаемых актёров Америки, обладатель двух «Оскаров» и безукоризненной репутации весьма неожиданно (хотя для кого как) оказался автором высочайшей пробы. И подойти к его сборнику рассказов как к образцу любопытного хобби не получается ни при каком желании: это настоящая литература, продуманная, выверенная, отшлифованная. Прямо сказать - безупречная.

Иллюстрация из книги Тома Хэнкса «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём»

Первое ощущение: Хэнкс «работает» под Сэлинджера. Взять «Сочельник 1953-го», в котором домашний рождественский уют сочетается с воспоминаниями о безжалостной смертоносной войне. Или лучше сравнить его с «отхватившей» Нобелевскую премию Элис Манро? О ней напоминает «Месяц на Грин-стрит» - история женщины с тремя детьми, решительно отказывающейся от более близкого знакомства с соседом-астрономом.

Но чем дальше - тем сложнее сравнивать. Том Хэнкс не замыкается ни в одном жанре, ни в одном времени. Иногда он пишет с юмором («Изнурительные три недели» про то, как энергичная девушка изнуряет нового кавалера спортом и сексом; тут автор даже смайлики использует, приводя sms-переписку), чаще всего - без, но всегда это рассказ о чём-то большем, нежели просто «случай из жизни». Стараясь не делать никаких выводов, автор очень тактично подводит читателя к тому, чтобы тот сделал их самостоятельно; всего-то и надо для этого, что погрузить нас в предлагаемые обстоятельства, насытив страницы неповторимой атмосферой и запоминающимися деталями.

«Особенные выходные»: разведённая мать забирает к себе на пару дней сына. «Спросить Костаса»: бегущий от коммунистов болгарин полулегально приплывает в Нью-Йорк. «Стив Вонг – идеал»: обозначенный в заголовке герой раз за разом выбивает в боулинге страйки, только вот беспрецедентная последовательность побед не доставляют ему уже прежнего удовольствия...

А по соседству с «маленькими драмами» - фантастически-сюрреалистическое приключение «Алан Бин плюс четыре», наглядно доказывающее, что сегодня полёт на Луну - проще пареной репы (очевидно, это своеобразный литературный отклик артиста на роль, сыгранную им в «Аполлоне 13»). Или допускающий путешествия во времени мелодраматический этюд «Нас манит прошлое», переносящий героя-миллионера в 1939-й год на Всемирную выставку в Нью-Йорке.

У американцев, которые до нас летали на Луну, компьютеры были настолько примитивными, что не позволяли даже получать мейлы и апеллировать к «Гуглу» для решения споров. Мы взяли с собой планшеты, у которых объём памяти примерно в семьдесят миллиардов раз превосходил коммутируемые гаджеты эпохи «Аполлона», да и сами по себе планшеты куда как удобнее, особенно во время длительного полёта.

Буктрейлер к книге Тома Хэнкса «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём»

Постепенно обращаешь внимание (если только не прочитал об этом заранее в рецензиях) на одну непременно повторяющуюся деталь: здесь едва ли не в каждом рассказе присутствует по пишущей машинке (поклонники Тома Хэнкса наверняка знают, что он с увлечением коллекционирует эти механические раритеты). Иногда их просто упоминают («Президент Вудро Вильсон в Белом доме печатал на машинке»), иногда они появляются на пару секунд, чтобы просто отпечатать тот или иной договор, иногда просто стоят в музее современного искусства («...Накрыты стеклянными колпаками - можно подумать, бриллиантами усыпаны, так ведь нет!»).

Дети выстукивают послание Санте; сосед «отравил мирное утро на Грин-стрит, реанимируя этого печатного монстра времён Жюля Верна»; мальчик печатает на голубом «IBM» письмо маме. Пару раз применяется панграмма для быстрой проверки всех клавиш: «Съешь ещё этих мягких французских булок да выпей же чаю»; постоялец парижского отеля обнаруживает в номере «три антикварные пишущие машинки: одна с русской клавиатурой, вторая с французской и третья с английской» - и выбирает, понятное дело, последнюю.

Но в рассказе «Здесь думы сердца моего» пишущие машинки становятся полноценными героями: молодая женщина, поддавшись внезапному импульсу, покупает одну из них на распродаже, относит в ремонт - и выслушивает целую оду от старика-продавца, прославляющего этот благородный инструмент («В умелых руках она способна изменить мир») и предлагающего ей нечто особенное: «Гермес - две тысячи» 1959-го года из Швейцарии, где изготавливают «лучшие в мире печатные машинки»: «Само совершенство, непревзойдённый шедевр, ничего лучше уже не создадут. Сказать, что это "мерседес-бенц" среди пишущих машинок, - значит незаслуженно переоценить "мерседес-бенц"».

Вы бы стали покупать стереопроигрыватель, чтобы ни разу не поставить виниловый диск? Пишущая машинка не должна простаивать без дела. Равно как и парусник, который должен выходить в море. Как самолёт, который должен летать. Что толку держать дома фортепиано, если на нём не играешь?

Другая «фишка» «Уникального экземпляра» - тут почти везде есть отсылки то ли к древним мифам, то ли к астрономии (хотя первый вариант кажется всё-таки вернее). Например, присутствует пляж под названием Марс (рассказ «Добро пожаловать на Марс» вовсе не фантастика, а драма: парень-серфер в свой день рождения случайно застукал отца с любовницей); имеется наблюдение в телескоп за Юпитером; стоят сразу два «Олимпа» - одновременно и роскошный лас-вегасовский отель, и скромный мотель в городке с населением в 102 человека («Лучший отдых - у нас!», кстати сказать, написан в формате сценария).

А ещё здесь есть голливудский блокбастер про Кассандру Рэмпарт, в третью часть которого повезло попасть («с запредельной ставкой - почти полмиллиона долларов за съёмочный день») одному малоизвестному актёру.

Фрагмент из книги Тома Хэнкса «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём»

Кого-то может опечалить тот факт, что Том Хэнкс в своих рассказах практически ничего не говорит о своей основной работе. Действительно, кино упоминается тут разве что вскользь: вот на экране монитора мелькает кадр со Стивом Маккуином из «Буллита», вот по улице «шагает актёр Кифер Сазерленд» («следом дефилирует женщина с большой белой птицей на плече»), вот любитель-астронавт включает на лунной орбите четвёртый сезон сериала «Во все тяжкие», а гости Нью-Йорка отправляются «смотреть бродвейскую постановку "Чикаго", которая отличается от фильма только отсутствием крупных планов».

Героиня же рассказа «Кто есть кто» (юная провинциальная актриса, в 1978-м приехавшая покорять Бродвей) плачет «оттого, что правду о Нью-Йорке способны рассказать только те фильмы, где показаны шприц-парки да маньяки-таксисты». Если второй пример очевиден, то первый - это уже не столь известная «Паника в Нидл-парке» Джерри Шацберга с Аль Пачино в главной роли.

Не уточняй, что постановка продержалась всего два воскресенья. Пьеса. Роль. Ты работала актрисой в регионе Каменная Кучка, штат Аризона, и тому есть подтверждения! {....} «Список рекламных ролей предоставляется по запросу». Все поймут, что ты снималась в рекламе, но никогда в жизни не пришлют запрос.

Так вот, эти два рассказа – «Кто есть кто» и уже упомянутый, но пока не названный «Промотур в Городе Света» - с лихвой закрывают в данном сборнике «актёрскую тему». И если первый из них ценен в этом плане уроком по правильному составлению резюме (цитата выше), то второй делится с обывателями подробностями тех «гастролей», что обязательно сопутствуют любому крупному (и даже не очень) фильму. «Задницу рвать будешь всю дорогу», - так словами агента Хэнкс «анонсирует» турне с бесконечной чередой перелётов, встреч и однообразных вопросов.

Помимо прочего автор приводит более-менее стандартный график пресс-тура в Париже (как и в любом другом городе, куда приезжают артисты). Причёска и макияж, прямой эфир, шесть круглых столов подряд, пять минут на неформальное общение и фотосессию, мини-интервью для авторитетных блогеров, коррекция визажа, съёмка рекламного ролика - и так с утра до вечера, ни секунды покоя. Традиционный для наших пресс-конференций вопрос «Как вам Москва» при таком темпе вообще не имеет никакого смысла: попавший в этот водоворот герой, «по сути, видел только автомобили, залы и объективы камер».

Айрин советовала поменьше откровенничать с прессой. «Говори правду, только в разумных пределах, но никогда не лги».

(К слову, тут имеет смысл попенять уже переводчику рассказа, употребляющему аббревиатуру ЭПП с расшифровкой «Электронная пресс-подборка»: речь, конечно же, идёт об EPK – а это сочетание вошло в российскую профессиональную жизнь без перевода.)

Обложка книги Тома Хэнкса «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём»

Довольно широко известна характеристика, выданная Тому Хэнксу не менее великим Джеком Николсоном. Отмечая, что мы никогда не услышим ни про один скандал с Томом Хэнксом (он не куролесит по ночам и его не ловят на кражах), мэтр не без зависти подводит черту: «Это мне в Томе и нравится: он никогда не попадается».

В случае же с «Уникальным экземпляром» Хэнкс всё-таки «попался» - не только как прославленный артист, но и как по-настоящему талантливый писатель, заслуживающий и в этом деле самых высоких оценок.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

730

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Сцены из супружеской жизни
Отрывок: снова на полу
Сцены из супружеской жизни
Отрывок: кошмарный сон
Сцены из супружеской жизни
Отрывок: нежность
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Сцены из супружеской жизни
Отрывок: кошмарный сон
0
Страсть
Отрывок: зимой
0
Страсть
Отрывок: Лив Ульман
0
Страсть
Отрывок: убитые овцы
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Ни дня без Бергмана: «Сцены из супружеской жизни» (1973)
Шестисерийный фильм Ингмара Бергмана о нюансах брака: двое любят друг друга и никак не могут расстаться.
Мастер-класс: продюсер «Disney Animation» рассказал о секретах нового «Ральфа»
Продюсер «Walt Disney Animation Studios» Кларк Спенсер рассказал в Москве о «Ральфе против интернета».
Бумажные комиксы. «Death Note» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: «Black Edition. VI»
Завершён выпуск красивого и стильного «чёрного издания» русскоязычной «Тетради смерти».
Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972)
Вместе с Бергманом великий оператор Свен Нюквист придумал тут новый тип кино - красно-бело-чёрное!
по комментариям
Бумажные комиксы. «Injustice: Боги среди нас» Тома Тэйлора: «Год третий. Книга 1»
В борьбу против ставшего безжалостным диктатором Супермена наконец-то вступают могущественные магические силы.
2
Бломкэмп вернет Робокопа к истокам
Студию MGM не пугают неудачи: новый подход к реанимации «Робокопа» доверили Нилу Бломкампу.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×