Почти интервью: Грета Гервиг - о фильме «Леди Бёрд»

Почти интервью: Грета Гервиг - о фильме «Леди Бёрд»

В прокате - прекрасный фильм «Леди Бёрд» с Сиршей Ронан в роли старшеклассницы, ссорящейся с матерью, влюбляющейся в парней и мечтающей побыстрее свалить из своего слишком маленького города. У нас - почти интервью с автором сценария и режиссёром этой совершенно чудесной картины Гретой Гервиг, в котором номинантка на «Оскар» рассказывает об особенностях на «отлично» выполненной работы.

Ещё на начальном этапе работы над фильмом я вдруг «забуксовала». Тогда я всё отложила и написала на белом листе: «Почему бы вам не звать меня Леди Бёрд? Вы же обещали, что будете так меня называть». Я хотела узнать поближе девочку, которая заставляет всех называть её этим странным именем. Само имя родилось из чего-то мистического. Я не думала о нём, рука просто написала. Мне нравится, как оно звучит. Очень живо. И при этом старомодно. Когда я писала сценарий, то хотела добраться до самой сути этой девочки.

«Сценарий во время съёмки почти не изменился, Сирша произнесла каждую строчку, как она была написана. В фильмах обычно текст не главное, но моя любовь к театру не даёт мне так думать, в моей картине текст очень важен. Процесс создания героя сродни коллажу. Сирша играла на Бродвее, и я постепенно готовила её к роли — давала то стихотворение, то песню, то фотографию или роман. А в то же самое время мы набирали актёров на другие роли, устраивали мини-репетиции. Я хотела, чтобы они начали очерчивать этот волшебный круг, внутри которого они находились, и доверять друг другу.

Чем больше мы репетировали, тем больше мы с Сиршей разговаривали часами, так что к началу съёмок уже я у неё спрашивала, что бы Леди Бёрд надела в той или иной сцене, как бы она прошлась или села. Сирша всё продумала до мелочей и жестов, так что мне оставалось только снимать — эмоции и ритм она нашла сама».

Интервью Греты Гервиг и Сирши Ронан по фильму «Леди Бёрд»

«Одной из самых первых я написала сцену в колледже, где Леди Бёрд врёт в ответ на вопрос, откуда она, говорит, что из Сан-Франциско. Чувство глубочайшего стыда из-за отрицания того, кто ты есть, стало тем, к чему я хотела вернуться и что хотела проработать; нужно было выстроить вокруг него фильм так, чтобы в момент, когда она отказывается от своего дома, зрители почувствовали, что их лично предали и обидели. Как будто и они из Сакраменто, знают там всех и вся. Леди Бёрд предаёт свой дом ради того, чтобы выглядеть чуточку круче в глазах человека, которого она даже не знает. Возможно, каждый из нас в какой-то момент неизбежно отрекается от своих корней».

При упоминании Калифорнии людям на ум приходит Сан-Франциско или Лос-Анджелес, но есть в центре штата и огромная долина, километры сельской местности. Сакраменто расположен на северной окраине штата, и хотя это его столица, испокон веков здесь были фермы и хозяйства. Не город с его показным лоском. Тут не клеят друг на друга ярлыки и не пытаются себя продать. Это место, где живут натуры скромные и цельные.

«Я выросла в Сакраменто и очень люблю этот город, так что моим первым желанием было снять любовное послание месту, важность которого я осознала, только уехав оттуда. В шестнадцать лет сложно понять, как сильно вы что-то любите, когда кажется, что «жизнь» происходит где-то в другом месте.

Все события в фильме вымышленные, но чувство дома, детства и разлуки — очень личные».

Фичуретка фильма «Леди Бёрд»

«Отношения матери и дочери — это и главная любовная линия фильма. Очень долго рабочее название картины было «Матери и дочери». Обычно в центре фильмов о девочках-подростках — история любви с мальчиком, прекрасным принцем, отношения с которым станут решением всех проблем. Но мне кажется, в жизни всё не так».

У большинства женщин, которых я знаю, были бесконечно прекрасные, но невероятно сложные отношения с их мамами, когда они были подростками. Я хотела сделать фильм, где эта проблема будет в центре, где в каждом моменте вы будете сопереживать обеим героиням. Я никогда не хотела показывать кого-то правым, а кого-то виноватым. Я хотела показать, как и мать, и дочь стараются, но не могут понять друг друга, - а потом вознаградить их старания в конце фильма. Для меня это самая трогательная история любви. Связь между матерью и дочерью — самые глубокие чувства.

«Леди Бёрд и Мэрион - как две стороны одной медали. Их общие черты сближают их, но при этом становятся причиной всех противоречий между ними. Мне понравилось, что Сирша и Лори Меткалф примерно одного роста. С самого первого дубля я хотела показать обеим, что они - отражение друг друга. Один человек, разделённый на две половинки.

Отчасти это ещё и история поколений. Мэрион росла и взрослела в совершенно другой Америке, чем Леди Бёрд. Будучи девочкой из 1980-х, Леди Бёрд принадлежит поколению, которое внезапно получило возможность мечтать по-крупному. Мэрион выросла в послевоенной культуре 1950-х. Закон «Роу против Уэйда» о легализации абортов могли принять, когда ей было около двадцати. Её родители пережили Великую Депрессию. Даже её рассуждения о том, «как мы обращаемся с вещами», глубоко укоренены в ментальности её поколения. Я думаю, что мы недооцениваем, насколько эти различия создают напряжённость между матерями и дочерьми».

Фрагмент из фильма «Леди Бёрд»

Как любая девушка, у которой есть опыт семейных ссор, я знаю, что всё это на самом деле один и тот же конфликт по одному и тому же поводу. Одни и те же претензии и аргументы, когда ходишь по кругу и уже знаешь слова и реакцию другого. Я хотела создать это ощущение вечного повторения.

«Мы сняли первую сцену - ссору в машине - на последней неделе. К тому времени они уже знали друг друга идеально. Энергетику, ритмы. Я думаю, что один из извращённых способов, которым люди могут выразить близость, - это ссоры, потому что до чужих людей вам нет дела, зачем с ними ругаться. Я хотела, чтобы это была ссора между близкими людьми. С самого первого дубля в кадре всё заполыхало. Я очень долго не могла сократить эту сцену при монтаже, в ней было столько жизни, и так хорошо была видна связь между героями».

{...}

«Мы проговаривали, что Мэрион старше Ларри, и когда они поженились, то она не думала, что может забеременеть. Поэтому они взяли ребёнка, но тут она неожиданно забеременела. Я могла бы всё это объяснить на экране, но обычно в семьях такое открыто не обсуждают. Просто живут, как жили, но знают, что их связывает эта история. Мне всегда нравились фильмы, где не раскрывается слишком много. Иногда в кино говорят о таких вещах, о которых в жизни мы никогда не догадаемся, знакомясь с той или иной семьёй».

{...}

«Для меня было очень важно, чтобы каждый герой за рамками мира Леди Бёрд и её мамы - Ларри, Мигель, Шелли, отец Левиатч, Джули или мистер Бруно, - был бы цельным персонажем сам по себе, так, что если бы вы решили снять о них фильм, то получился бы полноценный рассказ. Чтобы они были настоящими. Не просто статистами в жизни Леди Бёрд. Каждый из них исполняет свою сольную партию. На большой картине у вас нет времени часами сидеть с каждым актёром, так что каждая сцена должна быть эффектной. Для этого нужно, чтобы актёры могли создать чувство жизни, происходящей за рамками сцены, в которой вы их видите».

Фичуретка фильма «Леди Бёрд»

Я хотела, чтобы каждая сцена была очень чётко выстроена и обрамлена, как средневековый триптих, где наглядно видна последовательность событий. Никакой ручной съёмки, трясущейся камеры или документальных эффектов. Мы говорили о том, что на авансцене всегда должен быть смысл, и фильм должен разворачиваться как последовательность выстроенных сцен, поэтапно. Для меня история в фильме всегда была своего рода аллегорией, и я хотела, чтобы операторская работа отразила это.

«Мы также хотели, чтобы цвет передавал память времени, не отражал бы мир буквально. В то же время мы не хотели его специально подкрашивать. Я хотела, чтобы Сакраменто выглядел красивым, потому что мы изображали его без прикрас, чтобы и герои были красивы даже с их недостатками, а не несмотря на них. Мы вдохновлялись картинами Уэйна Тибо и Грегори Кондоса, потому что они передают цвет и плоскостность, красоту, типичную для Северной Калифорнии. Насыщенные пастельные тона, которые они использовали, словно переносят меня домой».

Одно могу сказать наверняка: «Всегда работайте с людьми, которые умнее вас». Это цитата великого оператора Харриса Савидиса, он уже умер, я услышала её от моего оператора . Это работает для всех: от актёров до декораторов и дизайнеров постера к фильму. Мне очень повезло: меня окружали люди умнее, чем я.

«Мне нравятся фильмы, суть которых доходит до вас уже в середине, где паутина истории плетётся исподволь, и вы не осознаете этого. Майк Ли - один из моих любимых режиссёров, в его фильмах это есть. Монтажёр Ник Хюи понял, какую лёгкость я хотела выразить в кадре: чтобы фильм был подобно волне, бьющейся о песок пляжа, но вдруг усиливающейся и накрывающей вас с головой до того, как вы это осознаете».

Фрагмент из фильма «Леди Бёрд»

На съёмках я постоянно ставила музыку из моих любимых фильмов Джона Хьюза - от «Милашки в розовом» до «Шестнадцати свечей». Девочек воспитывают на этих романтических картинах, эти идеалы очень трудно сбросить с пьедестала. Даже когда понятно, что объект привязанности не ведёт себя, как красавчик из кинофильма. Я хотела, чтобы мой фильм был одновременно миром фантазии и существовал за его пределами: чтобы в нём чувствовался накал эмоций и при этом их иллюзорность, словно они — замок, построенный из песка.

«Некоторые песни в фильме я лично вписала в сценарий, например «Hands in My Pocket» Аланис Мориссетт и хит Дэйва Мэтьюса «Crash Into Me». Аланис я выбрала, потому что она была моей Патти Смит, моей Кейт Буш, моей Стиви Никс. Женщина, которая писала музыку и стихи, в них было столько чувств и эмоций, словно они были написаны только для меня. И я всегда считала, что «Crash» — это самая романтичная песня, которая когда-либо была написана. Помню, как ставила её на повторе, переживая, что никто никогда меня не поцелует. Я не знаю другой песни, которая так же отражала бы любовные переживания подростков. А «Cry me a river» Джастина Тимберлейка была абсолютным хитом в 2002-03-м, очень яркая и сексуальная, отличная иллюстрация того времени.

«Mы едем, едем, едем» — мой любимый мюзикл. Я надеюсь, что когда подростки будут смотреть мой фильм, у них хотя бы частично возникнут те же чувства, что у меня, когда я впервые смотрела этот мюзикл на музыку и стихи Стивена Сондхайма. Чувство ускользающего времени, будущего, врывающегося в настоящее, связей, оставшихся в детстве и до сих пор живущих в памяти. Это и болезненно, и красиво, и мимолетно, и это я всегда ищу в искусстве».

Фичуретка фильма «Леди Бёрд»

«Меня очень занимает концепция благодати с теологической точки зрения. Её нельзя заслужить, она вам дана либо нет. И не за заслуги, не потому, что вы — хороший человек. Крещение — момент благодати. Можно рассматривать этот обряд не только как спасение младенцев, но и как опыт любви и благодати до того, как вы способны сделать что-то, чтобы заслужить её. Я слышала, как благодать определяют как что-то щедрое, безвозмездное и совершенно неожиданное, то, что не выдается по заслугам. И она постепенно снисходит на Леди Бёрд, её путь — принятие этой благодати».

Она не очень-то религиозна, у неё нет духовного опыта, но это путь её изменения. Её родной город и воспитание дают ей крепкие корни и крылья для полета. Она в конечном итоге приходит в церковь, потому что это — дом, но остаться она там не может. Она должна двигаться вперёд и лишь принять данные ей дары и поблагодарить за них.

«Я не думаю, что после слова «конец» и правда всё кончается. Вы всё время оглядываетесь назад и финализируете историю, которая кажется законченной. Самолёт, на котором Леди Бёрд летит, убирает шасси: это — ложный конец и ложное начало новой истории. Её прошлая жизнь не закончилась, как только она села на борт».

У квакеров есть такая концепция, я думала о ней при создании этого фильма: концепция открытой и закрытой двери. Когда дверь открыта, вам кажется, что следующие шаги ясны, путь проложен. Закрытая дверь — это прямо противоположное. Вы оглядываетесь назад, откуда пришли, и понимаете, что пути назад нет. Конец фильма — это момент одновременно открытой и закрытой двери. Идти некуда, но и назад в детство дороги нет. Остаётся только поблагодарить за всё, что было, и сделать шаг в новую жизнь.

Пресс-релиз фильма «Леди Бёрд» предоставлен пресс-службой российского отделения студии «Юнивёрсал».

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Темное зеркало
Дублированный трейлер
Т-34
Официальный трейлер
Капитан Марвел
Дублированный трейлер
Мстители: Финал
Дублированный трейлер
Гори, гори ясно
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Король Лев
Дублированный трейлер
2
Капитан Марвел
Дублированный трейлер
1
Двое блаженных
Отрывок: обед под зонтом
0
Море соблазна
Дублированный трейлер №2
0
Двое блаженных
Отрывок: испытание
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Смертельная битва Джеймса Вана
Вот уже на протяжении нескольких лет ведутся разработки очередной киноадаптации игровой франшизы «Mortal Kombat», но до
Война Харта
На днях было названо имя ведущего 91-й церемонии вручения премии «Оскар»: Кевин Харт.
«Плохиши» возвращаются (навсегда?)
Осталось меньше месяца - и съёмки долгожданного продолжения франшизы про самых крутых и задорных чернокожих полицейских
Оживит ли молчаливый ниндзя "Бросок кобры"?
Казалось, что на франшизе «Бросок кобры» можно ставить крест, но нет.
по комментариям
«Ёлки» никогда не будут «Последними»!
5-го декабря кинопрессе показали Главную Российскую Новогоднюю Кинокартину – «Ёлки Последние».
4
«Плохиши» возвращаются (навсегда?)
Осталось меньше месяца - и съёмки долгожданного продолжения франшизы про самых крутых и задорных чернокожих полицейских
2
Рецензия на фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Вторые «Фантастические твари» заметно проигрывают первым - и по содержанию, и по структуре, и по динамике.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×