Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»

Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»

Весь семнадцатый год Общественное телевидение России показывает классику советского кинематографа, а Filmz.ru будет публиковать архив программы «Киноправда» Леонида Млечина. Программа повествует о классике кино, рассказывая о фильмах советского периода c самого начала. С первого звукового фильма, который вышел в 1931 году. Это история нашей страны — только в художественной форме. Не то, что показано в этих фильмах, а фильмы сами по себе — это и есть наша история. Поэтому это такое увлекательное зрелище.

«Путевка в жизнь» — это первый советский блокбастер. Популярнее был только фильм «Чапаев» братьев Васильевых.

Премьера «Путевки в жизнь» состоялась 1 июня 1931 года в специально арендованном для этого Большом зале Московской консерватории. Первый советский художественный звуковой фильм. До этого — на-помню молодому зрителю — кино было немое, и это предъявляло особые требования к киноактеру. И, кстати, профессиональные кино-критики тогда искренне сожалели о появлении звука. Им казалось, что это убивает подлинное искусство, что умирает выразительность актерской игры. Что звуковое кино это и не искусство вовсе.

Поскольку это первый опыт звукового кино, то диалогов в фильме маловато, зато заметны выразительная мимика и жесты, характерные для немого кино, когда актеры знали, как обходиться без слов. «Слово от автора», это белые стихи за кадром в начале и в конце фильма читает великий актер Василий Качалов.

Кадр из фильма «Путевка в жизнь»

Подлинный звук 1931 года не сохранился — картину восстанавливали и переозвучивали дважды — в 1957-м и 1977-м, тогда же сократили. Но все правки делал сам режиссер-постановщик фильма Николай Экк.

Михаил Жаров

В картине запечатлена исчезнувшая жизнь — привокзальная площадь, трамваи, извозчики, город, каким он был. Лица беспризор-ников очень реальны. И эта песня, рвущая душу: Позабыт, позабро-шен с молодых, юных лет... Тоска и безнадежность — это очень точно показано.

Впервые в кино играет Рина Зеленая. Там же в эпизоде появляется Георгий Жжёнов. Некоторые фразы стали крылатыми. Скажем, «ловкость рук и никакого мошенничества». Молодым зрителям особенно нравилось, как Михаил Жаров играл главаря шайки воров-малолеток, чьи куплеты «Нас на свете два громилы. Один я, другой Гаврила», уходили после кинопоказов в народ.

Михаил Иванович Жаров потом любил рассказывать, как однажды в магазине у него украли кошелек. Огорченный он пошел к выходу. И вдруг слышит, как один вор говорит другому: ты что, своих не узнал? И кошелек актеру вернули. Волшебная сила искусства!..

Иван Кырля в роли Мустафы

И, конечно, зритель следил за Мустафой по прозвищу «Ферт». Актер Иван Кырля, этнический мариец, был настолько убедителен, что его считали настоящим беспризорником. А он учился в государственном техникуме кинематографии — будущем ВГИКе, кузнице отечественных кинокадров. Фильм был для него оглушительным успехом. Он стал известным поэтом. Но прожил он недолго. В 1937 году, в разгар большого террора, его посадили по мерзкому обвинению — как марийского националиста. В 1943-м он умер в лагере.

В основу сюжета положена работа знаменитой в ту пору Болшевской трудовой коммуны имени Генриха Григорьевича Ягоды. Генеральный комиссар государственной безопасности — это маршальское звание — и в ту пору сталинский любимец Генрих Ягода много лет руководил ведомством на Лубянке.

Он с юности дружил с Максимом Горьким. Его очень ценил Дзержинский. Ягода увлекался модной тогда идеей перековки преступников, особенно малолетних преступников, беспризорников, из которых созидательный труд делает человека.

Фильм получил Гран-при на международном кинофестивале в Венеции в 1932 году.

Революция, Гражданская война, военный коммунизм, голод, репрессии, расстрелы. Людей убивают и сажают. Они умирают от голода и болезней. Дети лишаются родителей. Миллионы беспризорников. Чем они могут прокормиться? Воровством и проституцией. Советские руководители нашли решение: пусть ими займутся не воспитатели и педагоги, а чекисты. Сказано — сделано. В августе 1924 года в подмосковном Болшеве открылась трудовая коммуна. Что-то среднее между пионерским лагерем и лагерем для заключенных. Руководил коммуной кадровый чекист Матвей Самойлович Погребинский. Он родом из Полтавской губернии. Образование три класса. В двадцать с небольшим лет начал службу в органах госбезопасности. Прислали ему юных преступников-рецидивистов, каждому суд дал срок не меньше трех лет.

В первую очередь он снял охрану. Живешь в коммуне — добровольно. Следом он придал работе смысл — подростки должны получить специальность и прилично зарабатывать. И наконец, воспитанники стали отвечать за свои проступки не перед администрацией, а перед товарищами. Круговая порука. Один нарушил — всех наказали.

Он создал вполне успешное предприятие, куда пришлось еще и нанимать людей. Трудовой коллектив составил пять тысяч человек. Три фабрики, куда возили гостей. Максим Горький написал предисловие к книге Матвея Погребинского под названием «Трудовая коммуна ОГПУ», чаще ее называют «Фабрика людей». И это точное название. Горький назвал Погребинского «ликвидатором беспризорности». Как раз когда фильм снимался, пошла новая волна беспризорников. Это результат коллективизации и раскулачивания, то есть уничтожения русского крестьянства. И не только русского. Семьи справных крестьян высылали. Люди умирали по дороге. Детей-беспризорников сажали.

Николай Баталов в роли Матвея Погребинского

Погребинского и сыграл Николай Баталов.

Матвей Погребинский сделал изрядную карьеру в органах госбезопасности. Он стал начальником областного управления в Горьком. Орден Красного знамени, орден Красной звезды, Почетный работник органов госбезопасности. Комиссар госбезопасности 3-го ранга, генеральское звание.

Коммуне в 1933 году присвоили имя Ягоды. Но сталинская любовь недолга. Каждые несколько лет он менял команду на Лубянке. Приходили новые люди. Прежняя команда отправлялась в топку. Когда Генриха Ягоду, уже бывшего наркома внутренних дел, арестовали, комиссар госбезопасности Матвей Погребинский не стал ждать, когда и за ним придут. 4 апреля 1937 года он застрелился. Оружие начальнику областного управления внутренних дел полагалось. Посадили его жену, дали ей восемь лет. Коммуну распустили. Кого-то арестовали и даже расстреляли. Книгу Погребинского изъяли из библиотек. Из фильма «Путевка в жизнь» вырезали всякое упоминание о Болшевской коммуне. Но фильм остался! Как часть нашей истории. И как произведение искусства, созданное талантливыми людьми.

video

скачать видео

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Джон Уик 3
Дублированный трейлер
Курск
Дублированный трейлер
Покемон. Детектив Пикачу
Дублированный трейлер
Точка возврата
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мы
Дублированный трейлер
4
Айка
Трейлер
1
Джон Уик 3
Дублированный трейлер
1
Русский бес
Трейлер
0
Пылающий
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
«Оскар-2019»: все номинанты на премию Американской киноакадемии
В Лос-Анджелесе объявлены претенденты на премию Американской киноакадемии.
Настоящие Гостбастеры покажут, как нужно охотиться
Сын создателя оригинальных «Охотников за приведениями» Джейсон Рейтман готовит возвращение настоящих героев франшизы.
Кино снимают: Ченнинг Татум и Эдгар Райт
Ченнинг Татум и Эдгар Райт планируют свои дебюты: Татум станет режиссером, а Райт поставит первый хоррор.
Рецензия на фильм «Зелёная книга»
Неожиданно приличный фильм Питера Фаррелли, со всей очевидностью претендующий сейчас на «Оскара».
Рецензия на фильм «Бабушка легкого поведения 2. Престарелые Мстители»
Александр Ревва вновь переоденется в экстравагантную Александру Павловну Фишман. Сюжет интереснее, шутки те же.
по комментариям
Без Джека Воробья надежнее и экономнее
Студия «Disney» активно разрабатывает перезапуск «Пиратов Карибского моря» без Джека Воробья.
7
Рецензия на фильм «Две королевы»
Сирша Ронан и Марго Робби в исторической драме о борьбе за престол; много хуже, чем «Ещё одна из рода Болейн».
7
Рецензия на фильм «Т-34»
Режиссёр «Бригады» возвращается со стрелялкой про танк; отныне война для россиян - новогоднее блюдо.
7
Съемки шестого Терминатора завершены
Месяц назад завершились основные съемки шестого «Терминатора», которые держались в строжайшей секретности.
6
Хоррор Спауна
Фильмы про супергероев переходят на новый уровень: от развлекательного экшн-аттракциона к леденящему кровь ужасу.
5
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×