Ренат Давлетьяров об искусстве, суевериях и ремейках

Эксклюзив!
Ренат Давлетьяров об искусстве, суевериях и ремейках

Режиссер и продюсер Ренат Давлетьяров рассказал Filmz.ru о своих новых фильмах, а также о том, до чего доводят суеверия, как не спутать экранизацию с ремейком и какое кино нужно российскому зрителю.

В российский прокат выходит ваша новая картина «Чистое искусство». В Интернете жанр фильма как только ни определяют: и криминальный детектив, и экшн-триллер, и психологическая драма … А правильный ответ какой?

Я думаю, что это детективный триллер.

Почему именно этот жанр выбрали?

Нельзя сказать, что я намеренно обращался к определенному жанру – просто ко мне в руки попала история, которая показалась по-настоящему интересной. Ведь всегда фильм начинается с истории: перед тобой 70 страниц чёрно-белого текста сценария, ты его открываешь, читаешь и…тебя написанное либо захватывает, либо нет. Как в детстве, когда за новую книжку принимаешься: с первых страниц ясно, увлечёт она тебя или и продолжать не стоит. То же самое с кино. Нужно суметь показать историю так, чтобы взгляд зрителя был прикован к экрану с первых кадров и до финальных титров. Иначе и браться не стоит. Причем захватить способна не только экшн-история – это может быть и фильм-размышление, скажем, но он должен настолько завладеть твоим вниманием, что невозможно оторваться.

С «Чистым искусством» так и получилось?

В точности так. Лет 5 назад примерно мой друг, известный продюсер Леонид Верещагин дал мне сценарий, попросил оценить. Я прочел и говорю: «Лень, по-моему, это написано очень круто!» После этого он предложил вместе воплотить на экране эту историю, но я в тот момент уже был занят работой над несколькими картинами. Прошло года 2-3, и ко мне пришли совершенно другие люди с тем же сценарием. Я удивился: «Подождите, это же сценарий Верещагина?» Позвонил Лене, он прояснил ситуацию: оказалось, его компания от работы над фильмом отказалась. Тогда я и взял эту историю.

Чем же сценарий так зацепил?

Мне он понравился, потому что был очень необычно написан – в России так не пишут. Собственно, поэтому у нас в стране и нет триллера как жанра. Я могу, пожалуй, только одну картину назвать – «Тот, кто гасит свет». Но это один фильм, а как такого жанра, триллера в традиционном смысле, нет. Это относится и к кино, и к литературе. У нас ведь никто триллеры не пишет, кроме Бориса Акунина.

Никогда об этом не задумывалась… А ведь действительно!

Да-да! Я специально занимался этим вопросом – пытался найти литературу на отечественном рынке, когда думал о будущих экранизациях. Мне издатели, крупные агенты прямо сказали: «У нас нет триллера. В этом жанре пишет только Акунин. Остальное – а-ля женский детектив и что-то в этом роде». В кино происходит то же самое: бесконечно снимаются многосерийные ленты про ментов, но это совсем иной жанр…. А «Чистое искусство» это триллер. Кстати говоря, фильм «А зори здесь тихие...» я называю военный триллер. Нет такого жанра «патриотическое кино». Когда я собираю группу, я не говорю с заплаканными глазами: «Друзья, сейчас мы снимем о любви к родине». Любовь к родине это как печень или сердце: либо есть, либо нет. Либо существует внутри тебя, либо не существует. Поэтому это был военный триллер, а сейчас выйдет «гражданский» триллер.

В основу сюжета этого «гражданского триллера» положена реальная история о подделке произведений искусства, описанная британским журналистом Марком Франкетти в The Sunday Times. Много править в сценарии пришлось?

Текст требовал доработки, да. Всё-таки Марк не носитель языка: он давно живёт в России, хорошо говорит по-русски, но не как Набоков, конечно. Поэтому понадобилось стилистически кое-что скорректировать, незначительно изменить сюжет. Разумеется, основная история, которую придумал Марк, осталась.

Название фильма изначально было другое – «Смертельное искусство». Почему решили изменить?

На мой взгляд, оба названия – и прежнее «Смертельное искусство», и нынешнее «Чистое искусство» – абсолютно графоманские. Для меня с самого начала название картины вообще никакого значения не имело! Ну, назвали и назвали. Но ведь нет более суеверных людей, чем киношники! Пришли ко мне ребята из группы, работающей над созданием фильма, и говорят: «Что же мы будем всё это время с таким страшным названием работать?!» Договорились какое-нибудь другое придумать. Прихожу на съемочную площадку, смотрю – моя картина называется «Чистая девушка». Спрашиваю их: «Вы с ума сошли? У меня тут Аня Чиповская вся в крови, а вы пишете – «чистая девушка»!..» Стали думать дальше. В итоге, написали «Чистое искусство» – так и снимали с этим рабочим названием, теша себя надеждой, что придет время – подберем другое, лучше. В конце концов осталось последнее из предложенных. И это название даже стало мне нравиться.

А что касается выхода «Чистого искусства» на широкий экран: сначала планировалось выпустить картину осенью 2014 года, потом – в конце 2015. Почему пришлось перенести релиз фильма на 2016 год? На стадии пост-продакшна процесс затянулся?..

Получилось так: написали сценарий, сняли фильм, и началась эпопея с «А зори здесь тихие…». Мы были вынуждены прервать пост-продакшн «Чистого искусства», кое-как картину смонтировали, а дальше взялись за экранизацию повести Бориса Васильева. Снимался этот фильм не то что в сжатые сроки – в никакие сроки! Приступили мы 24 июля, а 24 апреля следующего года я уже стоял перед людьми и представлял картину. Это невозможно! Плюс ещё 4 серии сделали. Страшная была работа, без выходных, в течение целого года. В то время я ни о каком другом фильме и не думал, поэтому эта картина, «Чистое искусство», лежала, можно сказать, как хорошее вино… Потом мы её совершенно холодным взглядом пересмотрели, подмонтировали, сделали пост-продакшн – сейчас фильм готов. Вот почему картина немножко оттянута во времени. Работы по ней длились ещё и в этом году, так что она датируется 2016-м. Год ставят не тот, когда камера снимала, а когда весь процесс производства завершен, – на это, как правило, уходит ещё 7-8 месяцев, не меньше.

Расскажите немного об актерском составе фильма. «Чистое искусство» – не первая ваша картина, в которой снимается Петр Федоров. Это из серии «у каждого режиссера есть любимый актер»?

Да, можно и так сказать. Началось всё с картины под названием «Беглецы». Режиссёр – дебютант, оператор – дебютант… Мне очень хотелось, чтобы фильм был снят на совесть. С исполнительницей главной женской роли определились – пригласили Лизу Боярскую. Стали искать героя. Честно говоря, я на Петьке не акцентировал своё внимание – в тот момент даже не знал его фамилии! Я, конечно, видел какие-то картины с его участием, но не помнил, какие именно. Мне он приглянулся после просмотра фильма «ПираМММида», на премьере которого я присутствовал. Через некоторое время мы с Петей познакомились, и он меня так поразил! Я его отправил за тридевять земель – в Горный Алтай, Казахстан.

Картина сложная – сплошной экшн: актёры тонули в болотах, ползали в горах – чёрт знает что!.. Кроме того, как я уже сказал, там было много дебютантов, и Петя очень достойно держался, хотя мог себе позволить по-другому себя вести… А он был настолько честен, что просто меня покорил. После того, как Петя снялся в «Беглецах», мы сдружились, и, когда возникла история с «Чистым искусством», я снова пригласил его на роль. В один из съемочных дней говорю: «Пойдем, посидим в ресторанчике». А там ему объявил: «Петя, ты будешь играть Федота Евграфовича Васкова». Он аж перестал ризотто есть! Поначалу, наверное, непросто представить Петю в этой роли, но если вспомнить о его актерских способностях и добавить к этому прическу, грим, форму – лучшей кандидатуры не найти! Мы придумали, что он усы отпустит, что поправится (Петя специально для этой роли набрал 18 кг!)… Я считаю, что Пётр Федоров – это один из лучших артистов современного российского кино.

Мало того, что его Боженька поцеловал и наградил талантом, Петя ещё и сам по себе необычайно честный, щедрый человек, настоящий профессионал. Он не халтурит никогда. Никогда! Я ничего подобного не видел. Он так легко переключается, перевоплощается: только зашёл в кадр, а уже – раз! – и другой. Петя всегда играет до конца, даже если молчит. Один из самых-самых талантливых молодых актеров. После этих фильмов Петя снялся в ещё одной моей работе в главной роли. Он играет мальчика-с-пальчика, крошечного человечка.

Раз уж заговорили о новых проектах, скажите пару слов о том, что нас ждет. Насколько мне известно, сейчас вы работаете над фильмом «Маленькие люди» и сказкой «Волшебник», так?

Да, всё верно. Сейчас мы как раз на этапе сложнейшего пост-продакшна фантастической комедии «Маленькие люди». Колоссальная работа, потому что там практически всё построено на компьютерной графике. И идёт производство детской сказки, которая условно называется «Волшебник», но пока больше ничего не могу сказать: в самом разгаре очень трудный творческий и производственный процесс.

То есть конкретных дат пока не называете?

Рано еще, до этого надо дожить. Пока дат не называем – из суеверия.

Тогда вернемся к фильму, 4-х серийную телеверсию которого 9 мая показали по Первому каналу – к картине «А зори здесь тихие…». Я читала, что в первом информационном сообщении, которое вы дали по поводу фильма, было заявлено, что ваши «А зори здесь тихие…» это не ремейк одноименной картины Станислава Ростоцкого, снятой в 1972 году, а новая экранизация повести Бориса Васильева. При этом ваш фильм продолжают упорно называть ремейком.

Так и было, но я потом подумал: «Да плевать! Какая мне разница, как назовут?» Ремейк – это юридический термин: если вы покупаете права на экранизацию Ростоцкого с его наработками и начинаете снимать, то это ремейк; если же вы покупаете права на книгу – это совсем другая история. Только представьте, сколько ж тогда ремейков «Анны Карениной»! Мы не владеем правами на сценарий Ростоцкого – мы сделали экранизацию, сняли свой фильм.

Не все, конечно, но многие зрители и критики заранее были не очень позитивно настроены по отношению к полнометражному фильму. Телевизионную версию тоже со скепсисом ждали. Вас такая реакция задевает?

Реакция людей меня волнует, реакция кинокритиков меня нисколько не интересует. Это первая картина, с которой я объездил почти всю страну. Плюс я её представлял в Пекине, Париже, Ницце, Берлине, Вене… Я такой реакции публики не встречал никогда: зрители сидели с заплаканными глазами, влажность воздуха повышалась, потому что присутствовавших в зале действительно «пробивало». После показов ко мне подходили люди и извинялись. Я спрашивал: «За что вы прощения просите?» Одна женщина сказала: «Я на каждом углу кричала, что нужно запретить снимать этот фильм. Извините». Реакция публики меня не разочаровала. Интересно получилось и с журналистами: некоторые достаточно уважаемые кинокритики, которые в любви ко мне не были замечены, посмотрев фильм, писали хорошие рецензии. Вы правильно сказали о том, что многие критики заранее негативно настроились: фильм ещё даже не начали показывать, а они уже были против. Но всё это не имеет большого значения – реальную картину покажут цифры. Я прочитал одно исследование, которое специально не заказывал, но мне сделали – обзор всего Интернета за год: комменты, отзывы, всё остальное…

Вот это интересно! И о чём говорят цифры?

Очень интересно! 1 к 12 – на один отрицательный отзыв двенадцать положительных. Не знаю, насколько это объективно, но такое исследование точно есть. Причем по всем сайтам – не по одному определенному, а просто по Сети. Поэтому судьба этой картины отнюдь не печальная. Конечно, при работе над фильмом пришлось столкнуться со множеством трудностей: сжатые сроки, вопросы с деньгами, меняющиеся погодные условия… Я отдавал себе отчёт, что будет тяжело, но не предполагал, что настолько! Вообще, глупо было бы испортить васильевскую историю – она сама по себе гениальна. Удивительно другое: когда ты показываешь картину, например, французам, людям, которые вообще ничего не знают про эту историю, они приходят в восторг. После презентации «А зори здесь тихие…» в Париже я наконец узнал, что такое «манифик» (magnifique в пер. с франц. «великолепно) – это было единственное слово, которое я слышал от зрителей после просмотра картины. Мне было лестно. То же самое происходило в Австрии, то же самое – в Германии.

Почему же среднестатистический российский зритель чаще всего жалеет, что потратил время и деньги на просмотр фильма отечественного производства? В чём проблема?

Проблема в том, что в нашей стране много дерьма выпускают. Зрители правы в своих ощущениях. Российскому кино не хватает нормального, добротного, качественного продукта. Все стараются, но ни у кого ничего толком не выходит. У нас очень мало снимают зрительского кино. Попыток сделать такие фильмы много, а умения недостаточно. Как правило, на выходе получается печально известный русский артхаус. А надо снимать кино для людей. И тогда люди к тебе потянутся.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
4
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×