Святослав Подгаевский о русском хорроре и «Пиковой даме»

Эксклюзив!
Святослав Подгаевский о русском хорроре и «Пиковой даме»

В преддверии выхода фильма «Пиковая дама: Черный обряд» нам удалось пообщаться с режиссером картины Святославом Подгаевским о том, каково снимать фильм в жаре хоррор и почему русский хоррор до сих пор не состоялся, как явление.

Что не так было с «Владением 18», почему оно не выстрелило? Все-таки, амбиции были достаточно большими, фильм мог стать по-настоящему российским хоррором.
На мой взгляд, «Владение» имеет ряд своих серьезных недостатков — в области бюджета, может быть, даже что-то где-то с историей. Но «Владение» для нас интересно в том плане, что на нем мы прощупали, что и как можно сделать, что это вообще такое — попытаться в России снять фильм ужасов. Нашли приемы, ходы, которые на собственном опыте и испытали.
По какой причине пока этот жанр у нас пока не приживается?
Мне кажется, пока что его не получается сделать чистым, без вкраплений, ведь чтобы хоррор пугал, истории должны быть убедительными. И это должно быть сделано не только с определенной технологией, но и определенным посылом. И пока не очень это получается. Что касается недобора «Владения», то, во-первых, это был экспериментальный проект с очень небольшим бюджетом, без расходов на рекламу. Он вышел и вышел, поставили в кинозалы, что-то собрал, принес какую-то прибыль прокатчикам, но, конечно, это не было суперсобытием. Я считаю, что, если бы у него было промо посильнее, то он мог сработать гораздо лучше. В общем, совокупность факторов
.
На съемках «Пиковой дамы» (фото filmz.ru)
В данном случае история вполне узнаваемая, городские легенды — это первое, что приходит в голову. Но почему именно эта история легла в основу? Кто к кому пришел с этой историей?
Как появилась эта история — это просто. Я как раз после «Владения» думал, перебирая тот опыт, который у нас появился: что же можно сделать такое, что будет интересно нашему зрителю? И вспомнил эту подростковую страшилку про Пиковую даму. Она многим известна, я даже ходил по знакомым и спрашивал, ее практически все знают. Этакий современный российский фольклор, имеющий советскую подоплеку. И я подумал, что это может узнаваемым для зрителя, что-то у него может екнуть, чтобы он пошел смотреть это кино. Исходя из этого, я и начал писать историю, потом так получилось, что я ее показал паре продюсеров; было несколько компаний, который заинтересовались, но как-то не очень уверенно. И попала история к Жоре Малкову, заинтересовала его, мы встретились и он сказал: «Ну хочешь, давай завтра запускаться будем». Вот и запустились.
Если говорить о вдохновении: на какой фильм вы ориентировались?
На самом деле, я вдохновлялся и ориентировался на такие вещи, как «Заклятие» и «Астрал». Я понял, что у нас, в общем-то, не случилось во «Владении», и что мы не до конца поняли с точки зрения даже истории, пошли не совсем туда: очень интересно сделать психологический ужастик, где пугают с помощью нагнетания саспенса. Где-то что-то происходит, но мы не видим в начале ни монстров, ни чего-то еще подобного. Нас «берет» именно ощущением, что вот сейчас что-то будет. Мы максимально скрываем от зрителя нашего антагониста, Пиковую даму, и совершаем все открытия вместе с героем. Там есть, конечно, совсем простые эффекты неожиданности, но я попытался протащить через весь сценарий именно психологическое увеличение ужаса. В общем-то, в тех же «Астралах» ничего такого не показывают, мы просто живем вместе с героями в предлагаемых обстоятельствах. Здесь такая же задача была.
Кадр из фильма «Пиковая дама: Черный обряд»
Вопрос про актеров. Походаев уже достаточно наигранный актер, остальные, может быть, чуть менее известны. Если в американском кино для молодых актеров фильм ужасов — это такой трамплин, они либо остаются, либо идут куда-то дальше. Как наши актеры относятся к тому, что участвуют в хорроре?
Я пытался набирать не только хороших актеров, но и тех, которым это интересно. Я честно спрашивал, интересно или нет, а не просто деньги и опыт. Надо было, чтобы они интересовались тем, что они делают, жанром. Поэтому мы устраивали и просмотры фильмов, обсуждали, как и что будем делать. Актер, даже имея большой опыт, не способен сразу включиться, поэтому что там все-таки люди нестандартно себя ведут, а надо не только соответствовать жанру, но и «включать» известную степень правды. Но, на мой взгляд, актеры справляются хорошо и им интересно то, что они делают.
Возвращаясь к жанру. Если говорить про американский формат ужасов, то у них есть в каждом штате, в каждом городе есть какая-то своя страшилка, либо они придумывают такие истории для привлечения туристов. В России, как мне кажется, кроме Чикатило и страшилок типа Черной Руки и Пиковой дамы ничего особо и нет. Или все-таки есть? В процессе подготовки находили что-нибудь такое?
Я так же перебирал варианты и пришел к Пиковой даме после многих историй, про кладбища, например. Один из продюсеров «Владения» даже пытался в свое время экранизировать такую повесть «Загадка старого кладбища», но это было очень давно и фильм без бюджета, получился полулюбительский. Там был деревенский фольклор, мифология похорон и всего в таком духе. В данном контексте это была интересная штука, но она клонится немного к трэшу: там мертвецы выкапываются из могил и так далее. Мне кажется, надо смотреть вокруг, кто о чем знает, кого что пугает. Меня вот пугает страх перед неизведанным, вот ты что-то случайно вызвал, оно стоит у тебя за спиной, ты даже не видишь, но оно на тебя воздействует. Такое самонагнетание: по темной комнате ночью прохожу, вдруг кто-то есть у меня в квартире. Поэтому я в таком материале копался, в основном.
На съемках «Пиковой дамы» (фото filmz.ru)
Почему у нас пока не приживаются истории с зомби и прочими, хотя попытки снять подобное кино, ту же «Метелицу» или «Панацею» все-таки имеют место?
В любом случае, надо пробовать и делать. Просто не сложился еще пласт понимания того, как это делать на нашем материале. Только опытным путем. Американцы это делают уже сто лет, да и европейцы то же. Некоторые вещи, которые мы вынуждены долго обдумывать, у них уже отработаны до автоматизма. Нужно просто пытаться делать, пытаться находить то, что нам близко, то, к чему мы можем интуитивно присоединиться и найти в себе какой-то отклик. Я считаю, что кино будет интересно и правдиво именно когда найдет отклик хотя бы у создателя, когда они будут верить в то, что они делают. Не когда под кальку что-то делается, а когда самим интересно. Какую-то цепочку надо выстроить. Пусть будут какие-то не очень удачные проекты, но опытным путем это, в конце концов, придет. Так во всех жанрах, не очень близких нашему кинематографу, как мне кажется, надо делать.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Око дьявола
Отрывок: рассказ о преисподней
Око дьявола
Отрывок: в аду
Око дьявола
Отрывок: рассуждения о любви
Око дьявола
Отрывок: Дон Жуан и статуя командора
Око дьявола
Отрывок: викарий и чёрт
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мектуб, моя любовь
Дублированный трейлер
2
Око дьявола
Отрывок: Дон Жуан и статуя командора
2
Око дьявола
Отрывок: рассказ о преисподней
1
Око дьявола
Отрывок: в аду
1
Око дьявола
Отрывок: рассуждения о любви
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Люди, подарившие нам «Зелёного слоника», экранизируют «Гамлета»
Епифанцев в роли Гамлета и Пахом как Полоний - мы должны будем это увидеть!
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
Бумажные комиксы. «Супермен» Питера Дж. Томаси и Патрика Глисона: «Сын Супермена»
Для чего необходима смерть одного супергероя, если его тут же заменяют другим, таким же?.. Непонятно.
Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)
Относительно беззаботная комедия про Дон Жуана, возвращённого из ада, дабы лишить одну деву чистоты и веры в любовь.
Бумажные комиксы. «Флэш» Джошуа Уильямсона: «Молния бьёт дважды»
Графический роман, поднимающий очень важный для всего мира комиксов вопрос: позволительно ли супергерою убить убийцу?..
по комментариям
Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути.
11
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
3
Рецензия на фильм «Ночная смена»
Яглыч и Деревянко играют сварщиков-стриптизёров; новая комедия Марюса Вайсберга.
3
Бломкэмп вернет Робокопа к истокам
Студию MGM не пугают неудачи: новый подход к реанимации «Робокопа» доверили Нилу Бломкампу.
2
Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)
Относительно беззаботная комедия про Дон Жуана, возвращённого из ада, дабы лишить одну деву чистоты и веры в любовь.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×