Святослав Подгаевский о русском хорроре и «Пиковой даме»

Эксклюзив!
Святослав Подгаевский о русском хорроре и «Пиковой даме»

В преддверии выхода фильма «Пиковая дама: Черный обряд» нам удалось пообщаться с режиссером картины Святославом Подгаевским о том, каково снимать фильм в жаре хоррор и почему русский хоррор до сих пор не состоялся, как явление.

Что не так было с «Владением 18», почему оно не выстрелило? Все-таки, амбиции были достаточно большими, фильм мог стать по-настоящему российским хоррором.
На мой взгляд, «Владение» имеет ряд своих серьезных недостатков — в области бюджета, может быть, даже что-то где-то с историей. Но «Владение» для нас интересно в том плане, что на нем мы прощупали, что и как можно сделать, что это вообще такое — попытаться в России снять фильм ужасов. Нашли приемы, ходы, которые на собственном опыте и испытали.
По какой причине пока этот жанр у нас пока не приживается?
Мне кажется, пока что его не получается сделать чистым, без вкраплений, ведь чтобы хоррор пугал, истории должны быть убедительными. И это должно быть сделано не только с определенной технологией, но и определенным посылом. И пока не очень это получается. Что касается недобора «Владения», то, во-первых, это был экспериментальный проект с очень небольшим бюджетом, без расходов на рекламу. Он вышел и вышел, поставили в кинозалы, что-то собрал, принес какую-то прибыль прокатчикам, но, конечно, это не было суперсобытием. Я считаю, что, если бы у него было промо посильнее, то он мог сработать гораздо лучше. В общем, совокупность факторов
.
На съемках «Пиковой дамы» (фото filmz.ru)
В данном случае история вполне узнаваемая, городские легенды — это первое, что приходит в голову. Но почему именно эта история легла в основу? Кто к кому пришел с этой историей?
Как появилась эта история — это просто. Я как раз после «Владения» думал, перебирая тот опыт, который у нас появился: что же можно сделать такое, что будет интересно нашему зрителю? И вспомнил эту подростковую страшилку про Пиковую даму. Она многим известна, я даже ходил по знакомым и спрашивал, ее практически все знают. Этакий современный российский фольклор, имеющий советскую подоплеку. И я подумал, что это может узнаваемым для зрителя, что-то у него может екнуть, чтобы он пошел смотреть это кино. Исходя из этого, я и начал писать историю, потом так получилось, что я ее показал паре продюсеров; было несколько компаний, который заинтересовались, но как-то не очень уверенно. И попала история к Жоре Малкову, заинтересовала его, мы встретились и он сказал: «Ну хочешь, давай завтра запускаться будем». Вот и запустились.
Если говорить о вдохновении: на какой фильм вы ориентировались?
На самом деле, я вдохновлялся и ориентировался на такие вещи, как «Заклятие» и «Астрал». Я понял, что у нас, в общем-то, не случилось во «Владении», и что мы не до конца поняли с точки зрения даже истории, пошли не совсем туда: очень интересно сделать психологический ужастик, где пугают с помощью нагнетания саспенса. Где-то что-то происходит, но мы не видим в начале ни монстров, ни чего-то еще подобного. Нас «берет» именно ощущением, что вот сейчас что-то будет. Мы максимально скрываем от зрителя нашего антагониста, Пиковую даму, и совершаем все открытия вместе с героем. Там есть, конечно, совсем простые эффекты неожиданности, но я попытался протащить через весь сценарий именно психологическое увеличение ужаса. В общем-то, в тех же «Астралах» ничего такого не показывают, мы просто живем вместе с героями в предлагаемых обстоятельствах. Здесь такая же задача была.
Кадр из фильма «Пиковая дама: Черный обряд»
Вопрос про актеров. Походаев уже достаточно наигранный актер, остальные, может быть, чуть менее известны. Если в американском кино для молодых актеров фильм ужасов — это такой трамплин, они либо остаются, либо идут куда-то дальше. Как наши актеры относятся к тому, что участвуют в хорроре?
Я пытался набирать не только хороших актеров, но и тех, которым это интересно. Я честно спрашивал, интересно или нет, а не просто деньги и опыт. Надо было, чтобы они интересовались тем, что они делают, жанром. Поэтому мы устраивали и просмотры фильмов, обсуждали, как и что будем делать. Актер, даже имея большой опыт, не способен сразу включиться, поэтому что там все-таки люди нестандартно себя ведут, а надо не только соответствовать жанру, но и «включать» известную степень правды. Но, на мой взгляд, актеры справляются хорошо и им интересно то, что они делают.
Возвращаясь к жанру. Если говорить про американский формат ужасов, то у них есть в каждом штате, в каждом городе есть какая-то своя страшилка, либо они придумывают такие истории для привлечения туристов. В России, как мне кажется, кроме Чикатило и страшилок типа Черной Руки и Пиковой дамы ничего особо и нет. Или все-таки есть? В процессе подготовки находили что-нибудь такое?
Я так же перебирал варианты и пришел к Пиковой даме после многих историй, про кладбища, например. Один из продюсеров «Владения» даже пытался в свое время экранизировать такую повесть «Загадка старого кладбища», но это было очень давно и фильм без бюджета, получился полулюбительский. Там был деревенский фольклор, мифология похорон и всего в таком духе. В данном контексте это была интересная штука, но она клонится немного к трэшу: там мертвецы выкапываются из могил и так далее. Мне кажется, надо смотреть вокруг, кто о чем знает, кого что пугает. Меня вот пугает страх перед неизведанным, вот ты что-то случайно вызвал, оно стоит у тебя за спиной, ты даже не видишь, но оно на тебя воздействует. Такое самонагнетание: по темной комнате ночью прохожу, вдруг кто-то есть у меня в квартире. Поэтому я в таком материале копался, в основном.
На съемках «Пиковой дамы» (фото filmz.ru)
Почему у нас пока не приживаются истории с зомби и прочими, хотя попытки снять подобное кино, ту же «Метелицу» или «Панацею» все-таки имеют место?
В любом случае, надо пробовать и делать. Просто не сложился еще пласт понимания того, как это делать на нашем материале. Только опытным путем. Американцы это делают уже сто лет, да и европейцы то же. Некоторые вещи, которые мы вынуждены долго обдумывать, у них уже отработаны до автоматизма. Нужно просто пытаться делать, пытаться находить то, что нам близко, то, к чему мы можем интуитивно присоединиться и найти в себе какой-то отклик. Я считаю, что кино будет интересно и правдиво именно когда найдет отклик хотя бы у создателя, когда они будут верить в то, что они делают. Не когда под кальку что-то делается, а когда самим интересно. Какую-то цепочку надо выстроить. Пусть будут какие-то не очень удачные проекты, но опытным путем это, в конце концов, придет. Так во всех жанрах, не очень близких нашему кинематографу, как мне кажется, надо делать.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×