Интервью с братьями Чижиковыми о фильме «Парень с нашего кладбища»

Эксклюзив!
Интервью с братьями Чижиковыми о фильме «Парень с нашего кладбища»

Мы встретились с братьями Антоном и Ильей Чижиковыми, чтобы поговорить об их новом фильме «Парень с нашего кладбища» и выяснить, снимали ли они на настоящем кладбище или строили декорацию.

В вашем фильме рассказывается необычная для нашего кино история — о парне на кладбище. Как родилась идея, у кого из вас?
Илья: Да, в общем-то, сама идея родилась у сценариста задолго до нашего вхождения в работу. Он прислал уже практически готовый сценарий. Правда, у него был довольно большой перехронометраж, где-то 2 часа 40 минут, но там уже было примерно 70% того, что вошло в итоговый фильм. Конечно, мы частично переработали сценарий, как всегда это происходит.
А каким образом сценарий к вам попал? Через Сельянова? Это он пригласил вас работать над этим фильмом?
Илья: Да, так и было. Звонок, сценарий — и разговор через три дня.
По жанру, я так понимаю, это черная комедия?
Илья: Нет, скорее это комедийный триллер. Мы в черную комедию не уходили довольно осознанно. Изначально мы это планировали как иронический триллер, но в итоге он вышел больше комедийный, чем иронический.
Мистическая составляющая присутствует?
Илья: Конечно.
Покойники ходят?
Антон: Это непонятно. Может, покойники, может, не покойники.
И всё же — с бухты-барахты заняться фильмом, где действие происходит на кладбище — как вы согласились? Или просто Сергей Михайлович сказал: «Будете снимать это кино».
Антон: Нет, он дал почитать, мы почитали, пришли и высказали свое мнение, что нам понравилось, что мы хотели бы улучшить. И стали работать.
А как вы познакомились с Сельяновым?
Илья: После фестиваля Святой Анны. Буквально: гран-при «Святой Анны», на следующий день звонок. Потом сценарий. А через три-четыре дня: «Ребята, приезжаейте, расскажите, что думаете». Соответственно, сам сценарий изначально имел более триллерную составляющую, но, так как нам с Антоном нравятся комедии, у нас были предложения по переработке: в каком ключе это делать, в какую сторону вести сюжет. Там был ряд основных ключевых прилагательных, из разряда «русская клюква», «ирония», «эксцентрика». При этом оставляем триллер, но это всё туда внедряем. В общем-то, он сказал, что точно так же видит эту историю, сказал: «Ребята, садитесь и перерабатывайте, встречаемся через какое-то время». Так и началась работа.
На настоящем кладбище снимать не получилось?
Антон: Не то, что «не получилось», просто это как-то жестко — снимать на настоящем кладбище. В принципе, да, поначалу рассматривался такой вариант, мы даже походили по настоящим кладбищам, посмотрели, но в целом все единогласно решили, что нет, давайте будем строить кладбище.
Илья: Ну да, здесь несколько составляющих. Во-первых, снимать на кладбище технически довольно тяжело, а во-вторых, есть этический момент. Все-таки съемочная группа, довольно много людей, там должны бегать, прыгать, горение, собаки, дети. Нехорошо было бы это делать на кладбище. Ну и второй момент, основной, это мера условности. Мы хотели меру условности, не реальную жизнь, а пойти немножко в сказочность. На настоящем кладбище это бы просто не получилось. Нам пришлось строить полностью декорацию, с нуля.
По завязке, я так понимаю, герой Александра Паля устраивается на кладбище охранником?
Илья: Да. Парень едет к дяде в Москву работать, а попадает в итоге на кладбище охранником. Ну и, соответственно, с каждым днем у него всё больше и больше проблем, но наш парень не сдается, все проблемы решает. Делает огромную шипастую дубину с гвоздями, которой пользуется и ночью, и днем…
Судя по тому, что я видел на питчинге в «Фонде кино», используется репортажный стиль съемки. Например, в той сцене, когда приезжают телевизионщики. Как много у вас этого смешения форм?
Антон: Не очень много. Как раз история с телевизионщиками — репортажный стиль. Но только в этой сцене.
А остальное традиционно?
Антон: У нас есть несколько динамичных сцен с бегающей камерой, но, по большому счету, мы в 90% использовали телегу. Да, это такое кино «кино». Не очень репортажное.
Если я правильно понял, то этот внезапный переход на большой проект сорвало личные планы относительно короткого метра?
Антон: Ну да. Временно сорвало. Сейчас доделываю.
Илья: Дело в том, что я закончил на год раньше, чем Антон, и, соответственно, закончил свой короткий метр. А Антон почти что успел, ему не хватило всего двух смен в кукольном павильоне. Дело в том, что у Антона в дипломе смешение техник, фильм на 70% игровой, но в том числе есть и кукольная анимация. Осталось ровно две смены в кукольном павильоне, которые нужно было подготовить и сделать, и вдруг началась эта работа. То есть, у нас лежит полностью собранный фильм без кусочка в минуту, и мы не можем его доделать практически уже год, поскольку занимаемся полным метром.
Как велась работа с актерами, каким был их поиск, планировали ли вы Паля с самого начала?
Илья: Нет-нет, Саша изначально не планировался. Произошло всё довольно неожиданно. Проходили пробы. У нас есть некоторый персонаж, который называется Жлоб. Ну и, посмотрев «Горько!», мы подумали, что этот парень попадает под описание нашего персонажа. Приходит Саша и говорит: «Знаете, это амплуа за мной закрепляется, а я не очень этого хочу». То есть, эта роль для него понятна и отработана. Он говорит: «Нет-нет, на эту роль я не пойду». «А на какую?» — спрашиваем. «На главную», — ни секунды не думая, отвечает он.
Антон: Какой наглый парень, думаем мы. Поначалу такие: «Нет-нет-нет». А потом посидели, подумали: «Ну вообще, да».
Илья: Позвонили, говорим: «Давай попробуемся». Провели пробы и поняли, что это правильное решение. Довольно неожиданное, но оно сильно изменило всю картину. У Саши сейчас довольно свежий образ, который оказался очень востребованным. Знаете, как есть Джулия Робертс — девушка из соседнего дома, и поэтому она стала звездой. По сути, наш персонаж, Коля, должен был быть как раз парнем из соседнего двора. Парень с нашего кладбища — парень из соседнего подъезда, из соседней квартиры. И когда мы увидели пробы Саши, мы поняли, что как раз это и срабатывает. Брать более академичного актера, который бы четко выполнял наши задачи, так, как они и должны быть прописаны, это было бы не так интересно. Поэтому герой получился очень своеобразным. Мне кажется, что он будет очень близок многим.
Антон: Он очень достоверный и органичный. По-моему, очень классно всё сделал.
Я так понимаю, что, когда создавался фильм, не всё было предусмотрено в плане каких-то технических вопросов. Я пытаюсь подвести к эпизоду с караоке. Что случилось с ним, почему он, вроде бы, снят как он был снят, и какова его судьба в фильме?
Илья: Да, у нас есть эпизод, в котором дядя главного героя, находясь в некотором пьяном угаре, сидит в сауне и поет в караоке. Что он может петь в караоке? Ну конечно How Much Is The Fish «Скутера». В принципе, мы сняли там несколько вариантов, но этот наиболее забавный. Представьте себе: Александр Ильин, серьезный человек, который на съемочной площадке разучивает весь речитатив How Much Is The Fish и, абсолютно попадая в липсинк, в темп, проговаривает целый куплет песни. Это получилось довольно забавно. Но сейчас мы столкнулись с проблемой, что покупка прав — довольно долгое занятие. Не то, чтобы мы не могли их купить, но, когда возник «Кинотавр», соответственно, встал вопрос о том, успеем ли мы это сделать. Поэтому сейчас этот эпизод стоит под вопросом. Мы очень надеемся, что он попадет в фильм, потому что он действительно очень забавный, но если нет, то у нас всегда есть план Б: мы его просто вырезаем, и выходит не хуже.
В конце концов, можно же к прокату очистить права и поставить этот эпизод в прокатную версию фильма или потом выпустить на DVD.
Антон: Можно.
Илья: Мы надеемся на такой исход, потому что было бы обидно потерять эту шутку.
Переход из короткого метра в полный — это новый опыт. Что для вас было неожиданным?
Антон: Мы оба до этого работали не в полном метре, в сериалах, так что опыт был не очень неожиданным.
Илья: Дайте подумать, о чем можно здесь рассказать. Вообще, конечно, когда работаешь в коротком метре, это, с одной стороны, сложнее, потому что у тебя нет технической, административной поддержки; с другой стороны — проще, потому что не такая ответственность. Когда делается полный метр и от твоего решения зависит работа шестидесяти человек здесь и сейчас, в особенности когда что-то меняется, кто-то не приезжает… Это не пятнадцать человек твоих друзей, которые собрались и на энтузиазме снимают. Это серьезные люди, которые собрались, смотрят тебе в глаза и спрашивают, что мы будем делать. Скорее всего, это опыт именно с этой точки зрения. И к тому же первый проект оказался довольно непростым еще в том отношении, что он сложнопостановочный. Из тридцати смен, которые у нас были, пятнадцать ночных. Даже, может быть, больше. Ночная смена — всё по-другому. Соответственно, свет… Потом, полное строительство декораций. Грубо говоря, уже на этапе создания эскиза декорации нужно понимать плановость, кадры и так далее. Довольно забавно: могил у нас порядка пятидесяти. Вот у нас лес. Камера смотрит сюда. Пятьдесят могил выставлено по кадру. Оператор поворачивает камеру — восьмерка, не восьмерка, панорама, всё что угодно, — и эти пятьдесят могил начинают перемещаться в другую точку. Четыре рабочих с гвоздями, шуруповертами быстренько их переносят; после того, как это всё сделано, приходит художник-постановщик, оператор и говорят: «Вот эту могилу чуть правее, а эту вот туда». И практически любая перестановка камеры — большая проблема, это не так, что: «Давай в эту сторону и быстренько подснимем». Такого не бывает. Уже перед началом съемок нужно четко понимать направление, что, куда, как. Свет. Опять же, ночная съемка, у тебя там стоит восемнадцатая, с этой стороны — четверка, ты поворачиваешь камеру и два часа переставляешь свет. Плюс собаки, дети, трюковые сцены. Это было довольно непростой задачей.
А снять «американскую ночь»?
Илья: «Американская ночь» нам не подходила. Во-первых, «американская ночь» требует довольно большого света. Это ошибка — считать, что поставил, и вот она, «американская ночь». Все эти жесткие тени достигаются очень мощными приборами. А во-вторых, у нас парень ходит с фонариком. А какой фонарик? Он должен был носить с собой прибор на четыре киловатта, чтобы хоть какая-то тень от этого фонаря была. И фонарик отсек «американскую ночь» полностью. Да и, к тому же, опыт съемки «американской ночи» у тех ребят есть, а у нас непонятно, что бы из этого вышло. И она другая по атмосфере. Так мы можем затенить деревья, сделать один какой-то коридор из освещения. «Американская ночь» такой возможности не дает. В наших референсах при художественной разработке мы опирались на фильмы из разряда «Сонной лощины». А в основном такие фильмы снимают от и до в павильоне. Но такой масштаб в павильоне мы себе позволить просто не могли. Это как минимум какой-нибудь тысячник, полностью заполненный. Ну и павильон это, конечно, огромное количество проблем. Поэтому мы поехали в Ярославль, нашли хороший лес с красивыми высокими деревьями и там полностью выстроили декорацию. Правда, ночами у нас постоянно что-то подворовывали.
Как долго снимали?
Илья: Тридцать смен. Фактическая выработка — порядка трех минут в день. Это очень щадящий режим. Вот если бы нам поставили задачу выдавать семь минут, то это было бы совсем другое кино.
И последний вопрос: что такое, на ваш взгляд, настоящее кино?
Антон: Довольно абстрактно звучит. Как ты думаешь?
Илья: Да фильмов-то много, они все разные, и нельзя сказать, что мне нравится один жанр и не нравится другой.
Антон: Настоящее кино вызывает эмоции.
Илья: Да, в общем-то, это самое главное. В чем задача режиссера? Перенести эмоцию с экрана человеку. Наверное, можно настоящим фильмом назвать тот, который выполняет эту задачу. Который рассказывает историю так, чтобы человек переживал за нее. Конечно, не просто скример-скример-скример, ты человека напугал или насмешил. Наверное, фактором настоящего фильма является послевкусие, когда ты его вспоминаешь через день, через два, через три, как ты о нем думаешь и хочешь ли его пересмотреть.
Антон: Когда некоторый опыт, который ты пережил в фильме, изменяет тебя. Когда после фильма ты немножко другой.
video

скачать видео

событие Кинотавр 26

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
11
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×