Рамиль Салахутдинов о фильме «Белая белая ночь»

Эксклюзив!
Рамиль Салахутдинов о фильме «Белая белая ночь»

Рамиль Салахутдинов в конкурсной программе «Кинотавра» участвует с картиной «Белая белая ночь», жанр которой сам определяет, как детектив. О роли города на Неве в сюжете фильма об исчезновении мы узнали у режиссера лично.

Я так понимаю, что в этой картине главным героем является Петербург или все-таки есть и другие?

Формально там, конечно, есть герои, но, на самом деле, Петербург даже не один из главных, а самый главный герой. Он отдельно существующий персонаж, в нем все происходит, в него погружено все кино, он постоянно существует. Без его пластики, без его атмосферы фильма бы не было. Фильм, в общем-то, о городе, но не о городе как обычно бывает. У Питера есть необычная пластическая фактура, которая для меня является неким застывшим временем. Собственно говоря, и кино у меня об этом, о времени, которое главный герой пытается познать, совладать с ним. Время же — вещь достаточно беспощадная, и человек сквозь него пробивается и пытается его принять либо не принять. Как-то с ним совладать, в общем. На самом деле, с точки зрения визуального ряда эта идея у меня была давно, лет десять, просто я не знал, как к ней подступиться и как и во что ее сформулировать. Но постепенно у меня начало вырисовываться, что это может быть, о чем это может быть. Вот и сформулировалось, наконец-то, в кино.

В каких районах Питера все происходит? Это ведь не центр, а более тихие районы?

Нет, как раз в центре, но я изначально старался избежать традиционного визуального восприятия города, как традиционно подразумевается Петербург. Я как раз пытался снимать, существовать в тех местах, где и есть настоящий Петербург, очищенный от туристического восприятия. Город как реальное место жизни, существования людей. Это снималось в центре, потому что мне было важно как раз это самое схваченное время, там, где запах, атмосфера, дома, архитектура. Это неотъемлемая часть города, во всем этом существует весь сюжет, все действие этого фильма. То есть, традиционных, общепринятых мест там нет, я их изначально старался избегать, слишком это было заезжено. Даже те, которые там есть, я пытался показывать их не с формальной точки зрения, а с точки зрения сути, которую лично я чувствовал как существующую в интерьере города. Поэтому там как раз местные жители говорят, что это и есть Питер. Тот, в котором мы живем. Настоящий Питер.

Кроме собственно города, в котором существуют ваши персонажи, кто герои картины?

Формально, по сюжету, который достаточно незатейливый и немного детективный, молодой мужчина лет сорока пяти, частный детектив. Там пропал парень, из Москвы приехал в Петербург на концерт и пропал. Его мать, не зная, что еще делать, не обнаружив его своими путями, обратилась в агентство, и частный детектив поехал его разыскивать. И вот весь фильм сюжетно и состоит из того, что он этого парня ищет, постепенно попадая в различные перипетии. И в конце он его находит. В Петербург приезжает не просто чужой человек, он там жил давным-давно и оттуда уехал по своим причинам. По ходу сюжета он встречается со своими бывшими знакомыми, о чем-то говорит, что-то вспоминает, что-то думает. Клубок всех этих событий в фильме и происходит. Хотя, повторю, то, что эта история детективная — вещь достаточно формальная. Я снимал не детектив, а кино о человеке, о его проблемах, о его переживаниях, о его рефлексии. Человек уже зрелого возраста, который пытается понять суть своего существования. Об этом кино.

В визуальном плане и по монтажу это ведь не совсем традиционное зрительское кино, а скорее экспериментальное?

Ну как сказать… Как раз это-то кино из всех моих фильмов самое зрительское, потому что там есть детектив, достаточно закрученный. За ним, мне кажется, интересно следить. С точки зрения киноязыка… Модернистко-новаторским я его не считаю, но с точки зрения языка кино он достаточно, как мне кажется, актуальный, стильный. Просто я уже немолодой человек, много учился… Язык кино за свои сто с лишним лет многое приобрел, и, все это понимая, я основывался на многих вещах, которые для кино достаточно хороши, использовал их, и в каких-то вещах он достаточно новаторский. Я не гонюсь за формальной новизоной, с целью удивить. Самая крутая и самая новаторская вещь в кино — органика. Органика кадра, визуальная органика, которая, может, не настолько броская и яркая, но вот эти все штуки в ней, которые ты пытаешься вытащить, они достаточно изощренные. Может быть, они формально и броские, но достаточно изощренные. Я стараюсь как раз работать вот в этой плоскости, по мелочам прорабатывать, и в результате должна рождаться какая-то общая органика кадра, повторюсь. Вот такой вот язык. Может быть, с поверхностной точки зрения он покажется традиционным, но, как мне кажется, он все-таки не совсем традиционный. Это вещи более глубинные и для меня более интересные.

Петербург — ваш родной город?

Нет, он не родной, я живу в Москве. Просто я принадлежу к питерской школе. Я там снял три картины, я там долго жил, три раза по году. До этого много ездил, учился, работал. Я там не турист, у меня было достаточно времени, чтобы проникнуться им. Надеюсь, что те, кто там постоянно живет, поверят в то, как я воспринимаю этот город. Я старался многих спрашивать, тех, кто как-то участвовал в этом: «Веришь в это? В то, что это такой город?» Ни разу не было какого-либо неприятия. Даже наоборот, все думали, что я питерец.

Как вы считаете, в современном российском кино существует такое понятие, как герой нашего времени? Если да, то каков он?

Сейчас все говорят, что нет героя нашего времени как такового. Под словом «герой» подразумевается не герой-герой, а какая-то сублимация нашей действительности, которую он воплощает, преодолевает ее, как-то для себя разрешает. В этом смысле я-то как раз пытался, вопреки всему, его и нащупать. Не мне судить, удалось или нет. Разделанная мной наша противоречивая действительность, реальность, всячески противодействует существованию этого героя, но я пытался его нащупать, в какой степени это сейчас возможно. Нащупал или нет, но мне кажется, в какой-то степени я в этом направлении продвинулся, но, опять же, в каком именно — не мне судить.

И заключительный вопрос: что такое, на ваш взгляд, настоящее кино?

Настоящее кино? С точки зрения формальной, не гуманитарной… Опять же, я вернусь к своему главному приоритету, что для меня важно в кино. Кино — это когда тщательно работаешь и пытаешься схватить, визуально воплотить, передать на экран органику бытия. То, что называется «драйв реальности». Когда это визуальными средствами удается в какой-то степени передать, это кино. И в чем большей степени это удается, тем больше это кино, чем в меньшей — тем меньше это кино.

video

скачать видео

событие Кинотавр 25

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Константин Шелепов о фильме «Цензор»
Мама!
Трейлер
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Евгений Татаров о фильме «Ничей»
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×