Александр Котт и Игорь Толстунов о фильме «Испытание»

Эксклюзив!
Александр Котт и Игорь Толстунов о фильме «Испытание»

Накануне «Кинотавра» мы встретились с режиссером Александром Коттом и продюсером Игорем Толстуновым, чтобы узнать, как создавался фильм «Испытание», снимать которую планировал Павел Чухрай.

Александр, расскажите, пожалуйста, каким образом сценарий Чухрая попал к вам, как вы нашли этот проект?

Мне продюсер сделал предложение. Таким образом совпали звезды или… Сложно сказать, что совпало, но продюсер Игорь Толстунов предложил мне проект, от которого я не смог, да и не хотел отказываться. Это экспериментальное кино без слов. Я всегда мечтал сделать полнометражное кино без слов. Спасибо, что мне предоставилась такая возможность.

И как вы работали с этим материалом?

Александр Котт: Сценарий был написан Чухраем. Были некие предлагаемые обстоятельства, связанные с тем, что кино должно быть в степи, с ядерным взрывом. Я придумал историю, предложил Игорю Александровичу, ему понравилось и мы сняли. Вот и все.

Игорь Толстунов: У нас была идея в свое время снять фильм об испытании водородной бомбы, ядерной бомбы, то есть, о катастрофе, о том, что человечество в погоне, в итоге, конечно, за властью, за возможностью руководить другими, владеть другими, использовать других дошло фактически до апогея, до самопожирания. И мы хотели сделать постановочное, основанное на исторических фактах большое-большое кино. И стали его разрабатывать. И когда мы уже в этой разработке, уточнив все детали и переговорив со всеми, с кем возможно, и приняв массу разнообразных творческих, производственных, финансовых, организационных и так далее, и так далее действий и решений, пришли к пониманию, что для того, чтобы сделать то, что мы хотим, и так, как мы хотим — все вместе, — требуются средства гораздо более серьезные, чем те, на которые мы могли рассчитывать. И поэтому я стал искать способ высказаться на эту же тему, но другими средствами и способами. И здесь, что называется, счастливый случай, потому что мы вели как раз переговоры с Сашей Коттом о третьем проекте, абсолютно об ином, и в процессе разговора вдруг выяснилось, что у него есть идея сделать попытку создания кино, используя исключительно язык кино. Очень заманчивая идея, такой лаконичной истории. И мне показалось, что здесь мы могли бы соединить наши усилия. Я ему фактически предложил тему, не более, и Саша написал сценарий, и в итоге мы это сняли.

Как много осталось в той истории, которая пойдет на экраны и будет на «Кинотавре», от того, что написал Чухрай?

И.Т.: Ничего. Ну, то есть, понимаете, это не то, что был взят сценарий Павла Григорьевича и переделан, была взята тема. Она сохранилась, да. Все остальное… На том этапе, когда мы поняли, что не можем сделать то, что хотим, а то, что мы не хотим, мы не хотим делать, то мы с Павлом Григорьевичем, что называется, по обоюдному согласию, совместно понимая нереальность — к сожалению великому, потому что сил было потрачено много, — воплощения тех задумок, которые были, мы просто прекратили производство того проекта. А это — другой проект. Это не то, что вместо одного взяли сделали другое или что-то в этом духе. Это просто разные вещи. Абсолютно разные. Я понимаю, что можно провести какое-то специальное исследование на эту тему, но по художественным методам, по приемам… Если, в конце концов, и есть что-то общее, то это основная, главная идея, и то она не сценарная а скорее то, что называется «идея фильма», что мы живем в мире, нами созданном, который нас же и уничтожает. И уничтожает он в первую очередь все самое хорошее и светлое, что в этом мире есть, то есть, любовь. Вот, собственно, и все.

Александр, расскажите, как шла работа с этим довольно сложным материалом без слов?

А.К.: Да нет, материал вообще не сложный, самый простой, который можно себе представить. Я просто представил себе такую историю, что, вот, живут двое в степи, и вдруг рядом с их домом вырастает ядерный гриб. Такой сумасшедший дом. В 1949 году, когда происходили первые испытания, не знал никто о последствиях, что будет происходить, и поэтому, в общем-то, никого не эвакуировали. Многие погибли, многих просто снесло. Такие страсти, любовь, все, что надо, все, что присуще кино, но все это оказывается ничто по сравнению с такой глобальной катастрофой. Это и испытание взрыва, и испытание людей. Кино было изобретено без слов. Мне нравится снимать фильмы без слов, у меня много короткометражных фильмов без слов. И я использовал первую попавшуюся возможность снять такое кино.

Если говорить об «Испытании», эта картина зрительская или скорее авторская и фестивальная? Чего в ней больше?

А.К.: Я думаю, что она точно не коммерческая, потому что сомневаюсь, что кто-то пойдет на кино без слов. Фестивальная — да, в том смысле, что ее отобрали на «Кинотавр». Но о ее судьбе ничего сказать не могу. Произойдет или не произойдет в жизни картины что-то, неизвестно, потому что кино действительно необычное.

А как, на ваш взгляд, авторское кино может быть коммерчески успешным? И если да, то в каком случае?

А.К.: Мне кажется, все фильмы Сокурова коммерчески успешны, просто не у нас в стране. Конечно, может. Бывает хорошее кино, на которое, как тебе кажется, зритель должен пойти, а зритель не идет. А на какое-то странное, тяжелое, мутное кино зритель идет. Рецептов нет.

Если говорить о сегодняшнем кино, существует ли такое понятие, как «герой нашего времени» в современном российском кинематографе, и если существует, то каков он? А если нет, то почему?

А.К.: Конечно, существует, но для каждого он свой. Для меня герой нашего времени — тот, который рядом. Знаете, на Параолимпийских играх бежит спортсмен на лыжах, а перед ним — другой спортсмен, который ведет его. Понятно, что герой тот, который нашел в себе силы и, будучи инвалидом — произнесем это слово, — выступил на Параолимпийских играх. Но для меня герои — те, кто рядом, те, кто ведет их впереди, помогает. Те, о которых мы ничего не знаем. Те, без которых эта победа не была бы возможна.

video

скачать видео

событие Кинотавр 25

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
6
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×