Интервью с Бахтияром Худойназаровым о фильме «В ожидании моря»

Эксклюзив!
Интервью с Бахтияром Худойназаровым о фильме «В ожидании моря»

Мы встретились с режиссером Бахтияром Худойназаровым, чтобы поговорить с ним о его новом фильме «В ожидании моря».

— Бахтияр, работа над картиной продолжалась сколько, лет шесть?
— Ну, если брать с момента сценария, то, да — шесть.
— А с чем был связан такой долгий период производства?
— Не было уверенности, что нужно начинать именно сейчас. Сценарий переправляли долго, всё пытались сделать его получше. И потом, с самого начала все-таки решили делать большую ко-продукцию, и вот эти все согласования — как, кто, финансы, где натура, где что, как это будет… Когда семь стран участвует в процессе, тяжело всё объединить и дать старт всему. Помимо этого был и Eurimages (европейский фонд поддержки кино — прим. ред.) еще, а также куча прочих бюрократических вещей.
— Эта история с ко-продукцией, чем она обусловлена? Почему вы решили снимать именно так?
— Только не поймите меня предвзято — я хочу, снимая кино, знать, что оно будет показано в мире. А у меня всегда проблема с нашим прокатом, потому что я пока до сих пор не могу понять, что и как… Но там, когда объединяется несколько стран, это и договора, и прочее, то есть, мы понимаем, что фильм будет выходить во многих странах, и для этого нужно, чтобы всё происходило уже заранее, на уровне производства.
— А кто пришел к кому с идеей этой картины? Вы к Ашкенази или он к вам?
— Как-то это у нас вместе родилось. А вообще, был такой рассказ, даже не рассказ, а идея Наны Джорджадзе по поводу Аральского моря. Но так мы туда и не попали, единственное, до чего дошли, это до архивов, немножко что-то сняли, и вот от этой идеи вдруг и родилась эта художественная история. То есть, хотели сделать просто документальную такую картину об Аральском море, но потом родилась эта идея, и Ашкенази сделал сценарий, который на «Сандэнсе» получил приз как один из лучших европейских сценариев, и пошло-поехало.
Егор Бероев в фильме «В ожидании моря»
— Я так понял, что для производства картины вам понадобилось чуть ли не целый город построить.
— Да, мы построили город. Большой город, где-то в километр, он так и стоит, слава богу, там. Корабль построили, который герой двигает, — тоже стоит. Это единственный случай в моей жизни, чтобы что-то осталось, потому что всё, что я строю, всегда разрушают, а это осталось, потому что хозяин этой земли сказал: «Можно я это сохраню?» Конечно, пожалуйста, говорю, я только рад буду. Он сохраняет всё. Там очень много зданий, много всего, такой заброшенный порт, но очень красиво, как мне кажется.
— Для сравнения: вы сейчас как раз закончили работу над «Гетерами», которых вы снимали девять месяцев. В чем разница между съемками сериала и большого кино?
— Вы знаете, для меня это не был сериал. Многие мне говорят о том, что это сериал, но я не знаю, я по своему детству помню. Что такое фильм «Вечный зов»? Что такое фильм «Угрюм-река»? Что такое «Сибириада»? Это фильмы, просто они в таком формате, что их нельзя показать в кинотеатре. Психофизически человек не выдержит сидеть шесть часов. И для меня это было событие, фильм, это был ретро-фильм. Я никогда в «ретро» не работал. «Ретро» — сложнейшая вещь. И одиннадцать главных героев. Не два. Одиннадцать. И очень известных, замечательных актеров, наших звезд. Вы понимаете, что это было, да? Потому что, я всегда «в кавычках» говорю об этом, «надо обслужить, надо переговорить», особенно когда все в кадре. Ну, и потом, мне было интересно. Ретро, тридцать девятый год. «Гетеры», конечно, очень сложные, сложнее даже, чем эта картина. Лучше еще шесть лет в Казахстане, чем вот такое.
— А время действия «В ожидании моря»?
— Это современность. Это сегодняшняя история. Притча.
— Чего в ней все-таки больше — притчевости или реальных историй и событий?
— Соединение реальности с притчей. Мы пытались это поймать. Насколько это получилось, не знаю. Сегодня еще раз хочу посмотреть, давно не видел.
— А съемки когда закончились?
— Съемки закончились год назад.
— То есть, год шел пост-продакшн?
— Мы выпустили фильм в Риме, открыли им Римский фестиваль, а после этого мне показалось, что надо опять что-то переделать, и, снимая «Гетер», по телефону переделывал что-то по фильму. И я еще не видел, хочу посмотреть, насколько получилось, но у меня замечательные продюсеры, которые всё это взяли в свои руки и вели.
— Говорят, что работа с водой — одна из самых сложных задач в кино. Много ли пришлось сталкиваться со стихией в картине?
— Много. И правда сложно. Никогда не забуду лекции Тарковского, он иногда приезжал во ВГиК, я в 1986-м как раз учился там. И он говорил, что да, это может быть счастьем, а может быть разрушением. Если вы помните его фильмы, у него вода часто была в таком двойном качестве — то разрушение, то созидание, что-то вот такое. Это, конечно, сложнейшая стихия. Огонь легче, честно говорю.
— Что вы использовали для водной стихии? Где вы снимали?
— Мы снимали на Каспии. Очень сложное море, такое очень странное, там в любой момент может вдруг что-то произойти. Снимали в городе Актау, бывший Шевченко. Довольно известные места на Каспии, очень красивые. К сожалению, Каспий тоже начинает тихо-тихо так сужаться. Например, мы снимали какие-то сцены на поезде, и многие, кто работал, говорят: «А раньше вода прямо у железной дороги была». Как, говорю, сейчас же там 160-180 километров до воды! Ну да, говорят. Но это пока замалчивают. Но, боюсь, как бы опять что-нибудь не произошло. Слишком мы увлекаемся закачкой нефти, газа, вот этого всего, и забываем об экологии души.
Кадр из фильма «В ожидании моря»
— Бахтияр, режиссерское, авторское кино может быть коммерчески успешным, зрительским?
— Может, если история попала, нашла свое время и своего зрителя. Скажите, а Скорсезе — это не авторское кино? Или, я не знаю, братья Коэны — это не авторское кино? Мои любимые Аки Каурисмяки, Джим Джармуш, они же авторские, но иногда попадают, а иногда нет. Я всегда говорю: «Ребята, видно, раннее вино, надо чуть подождать». Нам хотя бы нужно, чтобы мы окупили картину, инвесторов успокоили, ну а дальше будем смотреть, как пойдет.
— И заключительный вопрос: что такое, на ваш взгляд, настоящее кино?
— Я думаю, это должна быть какая-то эмоциональная история. Захватывающая картина, именно картина... Знаете, мне часто говорят: «Почему ты на диалоги не обращаешь внимания?» Я отвечаю: «А если глухонемой смотрит? Он должен смотреть и всё понимать, вот это — замечательный момент, если мы сделаем его без слов». Наверное, это немое кино.
video

скачать видео

событие Кинотавр 24

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×