«Столкновение с бездной»: это не «Армагеддон»

«Столкновение с бездной»: это не «Армагеддон»

1998 год выдался поистине апокалиптическим. Дело было не только в кризисе, который обрушился на нашу страну в августе; знаки о том, что конец света не за горами, начали появляться и раньше — в большом кино. Получился курьез: с перерывом в два месяца на экраны кинотеатров вышли два фильма на одну и ту же тему, с очень похожим сюжетом, но совершенно разной судьбой. 1 июля 1998 года в американском прокате стартовал «Армагеддон» Майкла Бэя, но еще раньше, 8 мая, свою историю рассказал фильм Мими Ледер «Столкновение с бездной».

Огромная комета, открытая простым школьником Лео Бидерманом, приближается к Земле. В случае столкновения последствия будут ужасающими, и, чтобы избежать катастрофы, NASA отправляет в космос российско-американский экипаж шаттла «Мессия», который должен уничтожить небесное тело, несущее смерть миллионам людей. Одновременно с этим правительство США создает нечто вроде Ноева Ковчега на случай, если первоначальный план провалится. Двести тысяч американцев, среди которых ученые, учителя, медики, инженеры, художники, военные и, разумеется, члены правительства, а также выбранные посредством лотереи обычные граждане страны, станут теми, благодаря кому человечество не исчезнет с лица Земли окончательно. Тем временем астронавты высаживаются на поверхность кометы и размещают там несколько ядерных бомб, но взрыв не уничтожает её, а раскалывает на два огромных куска, первый из которых достигает Земли и падает в Атлантический океан, вызвав цунами, атаковавшее побережье США. Уничтожить второй осколок могут только до сих пор остающиеся в космосе астронавты.

Теория о мирах, перпендикулярных нашему, в которых до какого-то момента история шла тем же самым путем, но в определенной точке меняла курс, существует достаточно давно. Значит, теоретически, где-то существует вселенная, в которой Стивен Спилберг сделал другой выбор. Но в нашей вселенной он после некоторых раздумий отверг предложение студии Paramount, хотевшей видеть его в режиссерском кресле «Столкновения с бездной», и ушел снимать «Спасти рядового Райана». Постановщиком картины в итоге была назначена Мими Ледер, а Спилберг ограничился функциями продюсера. Каким этот фильм стал бы в руках мэтра, нам узнать уже не доведется, но обсудить детище редкой в этой профессии представительницы прекрасного пола нам никто не запретит.

Мало кто любит вспоминать о том, что задолго до апокалиптично-кризисного 1998 года, а точнее, в 1979 году Рональд Ним уже показал, что бывает, когда к Земле приближается некий предмет, ничего хорошего жителям планеты не сулящий. Фильм «Метеор» с Шоном Коннери и Натали Вуд рассказывал примерно ту же самую историю, вокруг которой строился сюжет «Столкновения с бездной» и уже упомянутого «Армагеддона». Не любят об этом вспоминать не только потому, что многие просто не в курсе существования такой картины, но и потому, что в прокате она провалилась с ужасающим треском, хотя и была при этом номинирована на «Оскар» за лучший звук. Но именно этот фильм стал отправной точкой так называемого культа космической угрозы, к которому, несомненно, принадлежит и лента Мими Ледер.

К работе над ней Ледер, Спилберг и еще один продюсер Джоан Брэдшоу подошли со всей серьезностью. Еще в процессе доработки сценария они подключили к делу всевозможных специалистов, чтобы техническая сторона вопроса выглядела максимально реалистично. Речь, разумеется, идет не только о визуальном ряде, но и о научных разработках, существовавших на тот момент в области изучения космоса. Главными консультантами «Столкновения с бездной» были Кэролин и Юджин Шумейкеры, маститые астрономы и астрогеологи, на кометах, что называется, собаку съевшие; достаточно вспомнить о знаменитой комете Шумейкеров-Леви, врезавшейся в Юпитер в июле 1994 года. К сожалению, этот фильм в каком-то смысле оказался пророческим для четы Шумейкер: еще до выхода фильма в прокат, 14 июля 1997 года, автомобиль Юджина столкнулся с другой машиной. Кэролин серьезно пострадала в этой аварии, но осталась жива; сам же ученый скончался на месте. Его судьба нашла отражение в одной из начальных сцен картины: астроном Маркус Вулф, узнавший о приближающейся из космоса угрозе, гибнет в точно такой же аварии, не успев довезти до адресата пакет, в котором хранится вся необходимая информация. Имя этого адресата, кстати сказать, — Кэролин Шумейкер.

На них возложена миссия по спасению человечества (кстати, третий слева – Александр Балуев)

Национальное космическое агентство NASA предоставило кинематографистам не только своих лучших спецов (кое-кто из них даже снялся в самом фильме), но и помещения, а также конструкторов, благодаря которым на свет появился полномасштабный макет шаттла «Мессия». Но, пожалуй, главным шагом в сторону реализма стали съемки в условиях микрогравитации — состояния, максимально близкого к невесомости.

— Самой большой сложностью во время работы над фильмом были съемки в состоянии микрогравитации, — рассказывала в одном из интервью Мими Ледер. — Обычно переход между сценами осуществляется очень быстро, но здесь одновременно и проблема, и красота заключалась в том, чтобы заставить всё, что есть в кадре, двигаться в невесомости.

Актеры, по словам Блэра Андервуда, игравшего роль штурмана шаттла Марка Саймона, плавая в воздухе, ощущали себя сущими детьми, но Ледер неоднократно отмечала, что это нисколько не мешало им оставаться собранными и дисциплинированными. Когда же пришло время сниматься в скафандрах, в настоящих скафандрах нового поколения, им уже было не до игрушек. Космические доспехи были тяжелыми, подчас вызывали приступы самой настоящей клаустрофобии, а ведь в микрогравитации нужно было действовать уверенно и свободно, невзирая ни на какие неудобства. Каждое движение необходимо было не просто продумывать, а буквально планировать, чтобы сделать всё так, как надо. Поэтому совершенно бесценной оказалась помощь Дэвида Уокера: человек, впервые оказавшийся в космосе в 1984 году и с тех пор побывавший там еще три раза, проведя за пределами Земли в общей сложности 724 часа, сделал всё для того, чтобы актеры вели себя в кадре как опытные астронавты. Он научил их, как нужно двигаться, как учитывать скорость объектов вокруг себя и отсутствие веса и не разнести при этом всё вокруг, к чему обычно и стремятся люди, оказавшиеся в состоянии невесомости в первый раз.

Самой нереальной из всех идей, использованных в «Столкновении с бездной», казалась высадка на комету. И проблема была не только в том, что этого просто еще никто и никогда не делал — собственно комету человечеству удавалось разглядеть только с помощью сложнейшей космической аппаратуры. Перед авторами фильма стояла непростая задача создать нечто совершенно новое, придумать то, чего своими глазами никто еще не видел. И это лишний раз доказало, что люди, работающие в кино, обладают поистине безграничной фантазией. Особенно те, что скрываются за аббревиатурой ILM.

Художнику-постановщику картины Лесли Дилли пришлось воспользоваться не только имеющимися научными знаниями о небесных телах, но и подключить собственную фантазию, чтобы создать приближенное к реальности и увлекательное зрелище.

— Мне хотелось создать что-то совершенно неземное. Много лет назад, в Тунисе, работая над фильмом «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», я нашел небольшое количество кристаллизовавшегося песка, известного как «Роза пустыни». Это был полупрозрачный многогранный минерал, как бы составленный из лепестков. Из него получилась отличная основа для кометы, которую нам предстояло уничтожить в фильме.
«Роза пустыни»

Работая над картиной, специалисты из Industrial Light and Magic решили, что будут стараться сделать так, чтобы даже люди из научных кругов не нашли, к чему бы придраться. Конечно, это идеал, а идеал недостижим, поэтому отдельные остроглазые зрители все-таки выловили в фильме именно «научные» ляпы. Но всё же, и это признают даже люди из научных кругов, внимание к деталям, проявленное кинематографистам, достойно уважения и похвалы.

Но даже при всех масштабах проделанной над «космической» частью фильма работы, «Столкновение с бездной» в первую очередь драма, а уже потом — фильм-катастрофа. Сценаристы Брюс Джоэл Рубин и Майкл Толкин написали историю, в которой космическая угроза и апокалипсис стали фоном для нескольких человеческих историй. Возможно, по этой причине фильм и оказался таким камерным, неприлично медлительным и даже философствующим для кино про то, как всему человечеству грозит гибель. Это оказалось и плюсом ленты Мими Ледер, и одновременно её минусом. С одной стороны — почти триста пятьдесят миллионов долларов мирового бокс-офиса при восьмидесяти миллионах бюджета. С другой — сдержанная оценка критиков; например, Роджер Эберт поставил фильму 2,5 балла, при этом уточнив, что «Титаник» получил 4, а «Вулкан» — 1,5. Реакция целевой аудитории также была неоднозначной: практически лишенный пафоса, приближенный к повседневности, может быть, даже чересчур человеческий фильм завис где-то посередине между «хорошо» и «плохо», но (и это не первый и уж точно не последний случай в истории) — то, что помешало фильму стать мегаблокбастером на все времена, помогло ему со временем обрести культовый статус. Да и разве может быть иначе с фильмом, где у чернокожего президента США видна татуировка на руке?

Тату на левой руке президента США

«Столкновение с бездной», несмотря на антураж нормального фильма-катастрофы, — это гимн жизни. Это искренняя вера в то, что человек всегда остается человеком, даже когда риск перестать им быть велик как никогда. Здесь нашлось место и героизму, и так раздражающему многих патриотизму, и, разумеется, любви, которая будет существовать до тех пор, пока остается на планете хотя бы один человек. Мими Ледер удалось главное: зацепить зрителя не развязкой картины, а всей рассказанной историей, с первого до последнего кадра. Кто-то посчитает, что фильм слишком медленно раскачивается и первые полчаса на экране практически ничего не происходит. Происходит там, на самом деле, очень многое, просто эти события — это предчувствие катастрофы, но не только той, которая вот-вот свалится с неба, но еще и той, которая прячется у тебя внутри. И поэтому не получится ограничиться простым выживанием героев (как тех, что остаются на Земле, так и тех, которые улетают в космос) в чрезвычайной ситуации. Это история про людей. Не про визуальные эффекты, не про пафосные речи, не про титаническое самоуважение при мысли о том, какой ты герой, а просто про людей. И про жизнь. А это дорогого стоит.

Заканчивая рассказ, хочется снова вернуться к теории перпендикулярных миров. Если бы всё было чуточку иначе, и «Столкновение с бездной» вышло в прокат позже «Армагеддона», то студия Paramount вряд ли бы приняла решение вырезать из фильма одну забавную в данном контексте фразу. Во время пресс-конференции президент США, желая дать понять, что для спасения человечества будет сделано всё возможное, произносит следующие слова: «Жизнь не закончится, мы победим. Это не армагеддон!» Разумеется, он имел в виду не совсем верное толкование этого термина — «конец света» (на самом деле это место финальной битвы между добром и злом), но нельзя не признать — действительно, это не «Армагеддон».

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
Призраки Исмаэля
Дублированный трейлер
Телохранитель киллера
Дублированный трейлер №2 (18+)
Леди Макбет
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Сверхлюди
Трейлер №2
3
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Тихоокеанский рубеж 2*
Тизер для Comic-Con
2
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
3
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×