«Столкновение с бездной»: это не «Армагеддон»

«Столкновение с бездной»: это не «Армагеддон»

1998 год выдался поистине апокалиптическим. Дело было не только в кризисе, который обрушился на нашу страну в августе; знаки о том, что конец света не за горами, начали появляться и раньше — в большом кино. Получился курьез: с перерывом в два месяца на экраны кинотеатров вышли два фильма на одну и ту же тему, с очень похожим сюжетом, но совершенно разной судьбой. 1 июля 1998 года в американском прокате стартовал «Армагеддон» Майкла Бэя, но еще раньше, 8 мая, свою историю рассказал фильм Мими Ледер «Столкновение с бездной».

Огромная комета, открытая простым школьником Лео Бидерманом, приближается к Земле. В случае столкновения последствия будут ужасающими, и, чтобы избежать катастрофы, NASA отправляет в космос российско-американский экипаж шаттла «Мессия», который должен уничтожить небесное тело, несущее смерть миллионам людей. Одновременно с этим правительство США создает нечто вроде Ноева Ковчега на случай, если первоначальный план провалится. Двести тысяч американцев, среди которых ученые, учителя, медики, инженеры, художники, военные и, разумеется, члены правительства, а также выбранные посредством лотереи обычные граждане страны, станут теми, благодаря кому человечество не исчезнет с лица Земли окончательно. Тем временем астронавты высаживаются на поверхность кометы и размещают там несколько ядерных бомб, но взрыв не уничтожает её, а раскалывает на два огромных куска, первый из которых достигает Земли и падает в Атлантический океан, вызвав цунами, атаковавшее побережье США. Уничтожить второй осколок могут только до сих пор остающиеся в космосе астронавты.

Теория о мирах, перпендикулярных нашему, в которых до какого-то момента история шла тем же самым путем, но в определенной точке меняла курс, существует достаточно давно. Значит, теоретически, где-то существует вселенная, в которой Стивен Спилберг сделал другой выбор. Но в нашей вселенной он после некоторых раздумий отверг предложение студии Paramount, хотевшей видеть его в режиссерском кресле «Столкновения с бездной», и ушел снимать «Спасти рядового Райана». Постановщиком картины в итоге была назначена Мими Ледер, а Спилберг ограничился функциями продюсера. Каким этот фильм стал бы в руках мэтра, нам узнать уже не доведется, но обсудить детище редкой в этой профессии представительницы прекрасного пола нам никто не запретит.

Мало кто любит вспоминать о том, что задолго до апокалиптично-кризисного 1998 года, а точнее, в 1979 году Рональд Ним уже показал, что бывает, когда к Земле приближается некий предмет, ничего хорошего жителям планеты не сулящий. Фильм «Метеор» с Шоном Коннери и Натали Вуд рассказывал примерно ту же самую историю, вокруг которой строился сюжет «Столкновения с бездной» и уже упомянутого «Армагеддона». Не любят об этом вспоминать не только потому, что многие просто не в курсе существования такой картины, но и потому, что в прокате она провалилась с ужасающим треском, хотя и была при этом номинирована на «Оскар» за лучший звук. Но именно этот фильм стал отправной точкой так называемого культа космической угрозы, к которому, несомненно, принадлежит и лента Мими Ледер.

К работе над ней Ледер, Спилберг и еще один продюсер Джоан Брэдшоу подошли со всей серьезностью. Еще в процессе доработки сценария они подключили к делу всевозможных специалистов, чтобы техническая сторона вопроса выглядела максимально реалистично. Речь, разумеется, идет не только о визуальном ряде, но и о научных разработках, существовавших на тот момент в области изучения космоса. Главными консультантами «Столкновения с бездной» были Кэролин и Юджин Шумейкеры, маститые астрономы и астрогеологи, на кометах, что называется, собаку съевшие; достаточно вспомнить о знаменитой комете Шумейкеров-Леви, врезавшейся в Юпитер в июле 1994 года. К сожалению, этот фильм в каком-то смысле оказался пророческим для четы Шумейкер: еще до выхода фильма в прокат, 14 июля 1997 года, автомобиль Юджина столкнулся с другой машиной. Кэролин серьезно пострадала в этой аварии, но осталась жива; сам же ученый скончался на месте. Его судьба нашла отражение в одной из начальных сцен картины: астроном Маркус Вулф, узнавший о приближающейся из космоса угрозе, гибнет в точно такой же аварии, не успев довезти до адресата пакет, в котором хранится вся необходимая информация. Имя этого адресата, кстати сказать, — Кэролин Шумейкер.

На них возложена миссия по спасению человечества (кстати, третий слева – Александр Балуев)

Национальное космическое агентство NASA предоставило кинематографистам не только своих лучших спецов (кое-кто из них даже снялся в самом фильме), но и помещения, а также конструкторов, благодаря которым на свет появился полномасштабный макет шаттла «Мессия». Но, пожалуй, главным шагом в сторону реализма стали съемки в условиях микрогравитации — состояния, максимально близкого к невесомости.

— Самой большой сложностью во время работы над фильмом были съемки в состоянии микрогравитации, — рассказывала в одном из интервью Мими Ледер. — Обычно переход между сценами осуществляется очень быстро, но здесь одновременно и проблема, и красота заключалась в том, чтобы заставить всё, что есть в кадре, двигаться в невесомости.

Актеры, по словам Блэра Андервуда, игравшего роль штурмана шаттла Марка Саймона, плавая в воздухе, ощущали себя сущими детьми, но Ледер неоднократно отмечала, что это нисколько не мешало им оставаться собранными и дисциплинированными. Когда же пришло время сниматься в скафандрах, в настоящих скафандрах нового поколения, им уже было не до игрушек. Космические доспехи были тяжелыми, подчас вызывали приступы самой настоящей клаустрофобии, а ведь в микрогравитации нужно было действовать уверенно и свободно, невзирая ни на какие неудобства. Каждое движение необходимо было не просто продумывать, а буквально планировать, чтобы сделать всё так, как надо. Поэтому совершенно бесценной оказалась помощь Дэвида Уокера: человек, впервые оказавшийся в космосе в 1984 году и с тех пор побывавший там еще три раза, проведя за пределами Земли в общей сложности 724 часа, сделал всё для того, чтобы актеры вели себя в кадре как опытные астронавты. Он научил их, как нужно двигаться, как учитывать скорость объектов вокруг себя и отсутствие веса и не разнести при этом всё вокруг, к чему обычно и стремятся люди, оказавшиеся в состоянии невесомости в первый раз.

Самой нереальной из всех идей, использованных в «Столкновении с бездной», казалась высадка на комету. И проблема была не только в том, что этого просто еще никто и никогда не делал — собственно комету человечеству удавалось разглядеть только с помощью сложнейшей космической аппаратуры. Перед авторами фильма стояла непростая задача создать нечто совершенно новое, придумать то, чего своими глазами никто еще не видел. И это лишний раз доказало, что люди, работающие в кино, обладают поистине безграничной фантазией. Особенно те, что скрываются за аббревиатурой ILM.

Художнику-постановщику картины Лесли Дилли пришлось воспользоваться не только имеющимися научными знаниями о небесных телах, но и подключить собственную фантазию, чтобы создать приближенное к реальности и увлекательное зрелище.

— Мне хотелось создать что-то совершенно неземное. Много лет назад, в Тунисе, работая над фильмом «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», я нашел небольшое количество кристаллизовавшегося песка, известного как «Роза пустыни». Это был полупрозрачный многогранный минерал, как бы составленный из лепестков. Из него получилась отличная основа для кометы, которую нам предстояло уничтожить в фильме.
«Роза пустыни»

Работая над картиной, специалисты из Industrial Light and Magic решили, что будут стараться сделать так, чтобы даже люди из научных кругов не нашли, к чему бы придраться. Конечно, это идеал, а идеал недостижим, поэтому отдельные остроглазые зрители все-таки выловили в фильме именно «научные» ляпы. Но всё же, и это признают даже люди из научных кругов, внимание к деталям, проявленное кинематографистам, достойно уважения и похвалы.

Но даже при всех масштабах проделанной над «космической» частью фильма работы, «Столкновение с бездной» в первую очередь драма, а уже потом — фильм-катастрофа. Сценаристы Брюс Джоэл Рубин и Майкл Толкин написали историю, в которой космическая угроза и апокалипсис стали фоном для нескольких человеческих историй. Возможно, по этой причине фильм и оказался таким камерным, неприлично медлительным и даже философствующим для кино про то, как всему человечеству грозит гибель. Это оказалось и плюсом ленты Мими Ледер, и одновременно её минусом. С одной стороны — почти триста пятьдесят миллионов долларов мирового бокс-офиса при восьмидесяти миллионах бюджета. С другой — сдержанная оценка критиков; например, Роджер Эберт поставил фильму 2,5 балла, при этом уточнив, что «Титаник» получил 4, а «Вулкан» — 1,5. Реакция целевой аудитории также была неоднозначной: практически лишенный пафоса, приближенный к повседневности, может быть, даже чересчур человеческий фильм завис где-то посередине между «хорошо» и «плохо», но (и это не первый и уж точно не последний случай в истории) — то, что помешало фильму стать мегаблокбастером на все времена, помогло ему со временем обрести культовый статус. Да и разве может быть иначе с фильмом, где у чернокожего президента США видна татуировка на руке?

Тату на левой руке президента США

«Столкновение с бездной», несмотря на антураж нормального фильма-катастрофы, — это гимн жизни. Это искренняя вера в то, что человек всегда остается человеком, даже когда риск перестать им быть велик как никогда. Здесь нашлось место и героизму, и так раздражающему многих патриотизму, и, разумеется, любви, которая будет существовать до тех пор, пока остается на планете хотя бы один человек. Мими Ледер удалось главное: зацепить зрителя не развязкой картины, а всей рассказанной историей, с первого до последнего кадра. Кто-то посчитает, что фильм слишком медленно раскачивается и первые полчаса на экране практически ничего не происходит. Происходит там, на самом деле, очень многое, просто эти события — это предчувствие катастрофы, но не только той, которая вот-вот свалится с неба, но еще и той, которая прячется у тебя внутри. И поэтому не получится ограничиться простым выживанием героев (как тех, что остаются на Земле, так и тех, которые улетают в космос) в чрезвычайной ситуации. Это история про людей. Не про визуальные эффекты, не про пафосные речи, не про титаническое самоуважение при мысли о том, какой ты герой, а просто про людей. И про жизнь. А это дорогого стоит.

Заканчивая рассказ, хочется снова вернуться к теории перпендикулярных миров. Если бы всё было чуточку иначе, и «Столкновение с бездной» вышло в прокат позже «Армагеддона», то студия Paramount вряд ли бы приняла решение вырезать из фильма одну забавную в данном контексте фразу. Во время пресс-конференции президент США, желая дать понять, что для спасения человечества будет сделано всё возможное, произносит следующие слова: «Жизнь не закончится, мы победим. Это не армагеддон!» Разумеется, он имел в виду не совсем верное толкование этого термина — «конец света» (на самом деле это место финальной битвы между добром и злом), но нельзя не признать — действительно, это не «Армагеддон».

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Гоголь. Вий
Трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Гоголь. Вий
Трейлер
1
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×