«Игра престолов» и оковы старой формы

«Игра престолов» и оковы старой формы

Этот волнительный момент наконец-то наступил: 31 марта стартовал третий сезон «Игры престолов» HBO — вероятно, главнейшего сериала из тех, что идут сегодня. Очередную премьеру можно было бы сравнить с днем рождения, однако «Валар дохаэрис» — так называется начальный эпизод — не удовлетворяет важному условию: нет никакого сюрприза. Дэвид Беньофф и Д.Б. Уайсс дали свидеться со старыми знакомыми, да и то не со всеми, и серия закончилась: «Игра престолов» — всё то же мозаичное шоу, которым невозможно насытиться.

Понадобилось какие-то два года, чтобы «Игра престолов» забронзовела. Сейчас уже не принято ругать или хотя бы журить Беньоффа и Уайсса — если хочешь сойти за своего, следует с придыханием нахваливать их эпическое полотно, не скупясь на восторженные комплименты и поминая, как далеко выполз этот сериал — и заодно «Песнь льда и пламени» — за пределы гиковского гетто.

Впрочем, «Игра престолов» действительно заслуживает всех лестных слов, что про нее говорят. Это шоу невиданного размаха: в нем десятки одинаково значимых героев, а действие разрывается не просто между локациями — между континентами. Вслед за Джорджем Мартином Беньофф и Уайсс тщательно перелопачивают канон фэнтези, заимствуют из сопредельных низких жанров (символично, что в воскресенье сменился мертвецкий караул: белые ходоки HBO заступили на пост вместо ходунов AMC) и клеят коллаж из истории человечества. Наконец, «Игра престолов» прекрасна в мелочах: от завитушек на пышных платьях героинь до испепеляющего зеленого пламени, в котором погиб флот Станниса Баратеона.

Но хотя «Игра престолов» доставляет подлинное удовольствие, ей не под силу принести удовлетворение, как ее ни смотри. «Телесеть» ставила эксперимент: первый сезон — по серии в неделю, согласно графику HBO; второй — залпом, за один очень-очень длинный вечер. Нет никакой разницы: в обоих случаях — неуемный зуд на титрах десятого эпизода. Разумеется, это свойство всякого хорошего сериала — пробуждать в зрителе неодолимое желание увидеть продолжение. Однако в ситуации с «Игрой престолов» следует уточнить формулировку: хочется узнать не только о том, что будет дальше, — но и том, что было между.

В былые времена к экранизациям книг относились с пренебрежением не в последнюю очередь потому, что сценаристы и режиссеры, как правило, вынуждены безжалостно кромсать исходный материал — иначе не уложиться в комфортный хронометраж. Казалось бы, крупная сериальная форма избавляет от этой проблемы. К примеру, Гильермо дель Торо прямо заявил президенту FX: чтобы перенести на экран вампирскую трилогию «Штамм», потребуется от 39 до 65 эпизодов. В ответ тот велел снимать пилот. Однако в «Штамме» — во всяком случае, в первом томе — весьма компактное действие и от силы пяток главных героев. Тогда сколько серий нужно, чтобы воплотить во всей красе «Песнь льда и пламени»?

В каждом сезоне «Игры престолов» всего десяток эпизодов, пускай и часовых, и, вероятно, так будет до самого конца. Этого катастрофически мало, и «Валар дохаэрис» тому свидетельство. В первой серии не было ни Арьи, ни Брана и его свиты, ни Джейме Ланнистера, ни Теона Грейджоя. Зато показался Тирион: он успел перекинуться парой слов с сестрой и отцом. Сансе удалось переговорить с Мизинцем и полюбоваться кораблями. Джон Сноу познакомился с Мансом Налетчиком. Досадно: Джордж Мартин изобрел целую вселенную, а Беньофф и Уайсс словно усадили зрителей в экскурсионный автобус. «Игра престолов» напоминает видеоконспект или, если угодно, череду гигантских трейлеров к семикнижию Мартина. Это большой и важный сериал, настоящее событие на телевидении, но чтобы называться великим, он чересчур суматошный.

Возможно, десять эпизодов — это объективный лимит: Беньофф и Уайсс жалуются, что они и так работают на пределе. Но в таком случае HBO стоило бы придумать какую-то прорывную производственную схему. Взять тех же «Ходячих мертвецов» AMC: длина их сезонов всякий раз меняется в зависимости от нужд сценаристов и жадности руководства до рейтингов. Или «Однажды в сказке» ABC, у которого к зиме должен появиться спин-офф: ведь устройство «Игры престолов» таково, что на первых порах — и до сих пор — это несколько историй, связанных между собой весьма косвенно. Так почему бы не сгруппировать их и не рассказывать поочередно в течение года, мини-сериалами? Кто-то возразит, что книги устроены иначе и что вообще-то никто так прежде не поступал, однако шоу не книга, а HBO — канал, который сделал себе имя, разрушая, как казалось, незыблемые индустриальные нормы.

Когда-то HBO был флагманом, но теперь это всего лишь один из замечательных кабельных каналов. Его «Девчонок*» сравнивают с «Луи*» FX, за ренессанс жанровых сериалов благодарят AMC, ради искусно поданной обнаженки смотрят Showtime, пантеон голливудских небожителей поглядывает в сторону Netflix. Отменными шоу уже никого не удивишь — они есть у всех, кто сражается за аудиторию HBO. При этом никто не предлагает ничего радикально иного, поэтому куда интереснее наблюдать за тем, что происходит с телевидением, чем за сериалами, что там показывают.

Именно «Игра престолов» могла бы перевернуть всё с ног на голову, но это всего лишь хороший старомодный сериал, которому тесно в собственной одежке.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×