«Игра престолов» и оковы старой формы

«Игра престолов» и оковы старой формы

Этот волнительный момент наконец-то наступил: 31 марта стартовал третий сезон «Игры престолов» HBO — вероятно, главнейшего сериала из тех, что идут сегодня. Очередную премьеру можно было бы сравнить с днем рождения, однако «Валар дохаэрис» — так называется начальный эпизод — не удовлетворяет важному условию: нет никакого сюрприза. Дэвид Беньофф и Д.Б. Уайсс дали свидеться со старыми знакомыми, да и то не со всеми, и серия закончилась: «Игра престолов» — всё то же мозаичное шоу, которым невозможно насытиться.

Понадобилось какие-то два года, чтобы «Игра престолов» забронзовела. Сейчас уже не принято ругать или хотя бы журить Беньоффа и Уайсса — если хочешь сойти за своего, следует с придыханием нахваливать их эпическое полотно, не скупясь на восторженные комплименты и поминая, как далеко выполз этот сериал — и заодно «Песнь льда и пламени» — за пределы гиковского гетто.

Впрочем, «Игра престолов» действительно заслуживает всех лестных слов, что про нее говорят. Это шоу невиданного размаха: в нем десятки одинаково значимых героев, а действие разрывается не просто между локациями — между континентами. Вслед за Джорджем Мартином Беньофф и Уайсс тщательно перелопачивают канон фэнтези, заимствуют из сопредельных низких жанров (символично, что в воскресенье сменился мертвецкий караул: белые ходоки HBO заступили на пост вместо ходунов AMC) и клеят коллаж из истории человечества. Наконец, «Игра престолов» прекрасна в мелочах: от завитушек на пышных платьях героинь до испепеляющего зеленого пламени, в котором погиб флот Станниса Баратеона.

Но хотя «Игра престолов» доставляет подлинное удовольствие, ей не под силу принести удовлетворение, как ее ни смотри. «Телесеть» ставила эксперимент: первый сезон — по серии в неделю, согласно графику HBO; второй — залпом, за один очень-очень длинный вечер. Нет никакой разницы: в обоих случаях — неуемный зуд на титрах десятого эпизода. Разумеется, это свойство всякого хорошего сериала — пробуждать в зрителе неодолимое желание увидеть продолжение. Однако в ситуации с «Игрой престолов» следует уточнить формулировку: хочется узнать не только о том, что будет дальше, — но и том, что было между.

В былые времена к экранизациям книг относились с пренебрежением не в последнюю очередь потому, что сценаристы и режиссеры, как правило, вынуждены безжалостно кромсать исходный материал — иначе не уложиться в комфортный хронометраж. Казалось бы, крупная сериальная форма избавляет от этой проблемы. К примеру, Гильермо дель Торо прямо заявил президенту FX: чтобы перенести на экран вампирскую трилогию «Штамм», потребуется от 39 до 65 эпизодов. В ответ тот велел снимать пилот. Однако в «Штамме» — во всяком случае, в первом томе — весьма компактное действие и от силы пяток главных героев. Тогда сколько серий нужно, чтобы воплотить во всей красе «Песнь льда и пламени»?

В каждом сезоне «Игры престолов» всего десяток эпизодов, пускай и часовых, и, вероятно, так будет до самого конца. Этого катастрофически мало, и «Валар дохаэрис» тому свидетельство. В первой серии не было ни Арьи, ни Брана и его свиты, ни Джейме Ланнистера, ни Теона Грейджоя. Зато показался Тирион: он успел перекинуться парой слов с сестрой и отцом. Сансе удалось переговорить с Мизинцем и полюбоваться кораблями. Джон Сноу познакомился с Мансом Налетчиком. Досадно: Джордж Мартин изобрел целую вселенную, а Беньофф и Уайсс словно усадили зрителей в экскурсионный автобус. «Игра престолов» напоминает видеоконспект или, если угодно, череду гигантских трейлеров к семикнижию Мартина. Это большой и важный сериал, настоящее событие на телевидении, но чтобы называться великим, он чересчур суматошный.

Возможно, десять эпизодов — это объективный лимит: Беньофф и Уайсс жалуются, что они и так работают на пределе. Но в таком случае HBO стоило бы придумать какую-то прорывную производственную схему. Взять тех же «Ходячих мертвецов» AMC: длина их сезонов всякий раз меняется в зависимости от нужд сценаристов и жадности руководства до рейтингов. Или «Однажды в сказке» ABC, у которого к зиме должен появиться спин-офф: ведь устройство «Игры престолов» таково, что на первых порах — и до сих пор — это несколько историй, связанных между собой весьма косвенно. Так почему бы не сгруппировать их и не рассказывать поочередно в течение года, мини-сериалами? Кто-то возразит, что книги устроены иначе и что вообще-то никто так прежде не поступал, однако шоу не книга, а HBO — канал, который сделал себе имя, разрушая, как казалось, незыблемые индустриальные нормы.

Когда-то HBO был флагманом, но теперь это всего лишь один из замечательных кабельных каналов. Его «Девчонок*» сравнивают с «Луи*» FX, за ренессанс жанровых сериалов благодарят AMC, ради искусно поданной обнаженки смотрят Showtime, пантеон голливудских небожителей поглядывает в сторону Netflix. Отменными шоу уже никого не удивишь — они есть у всех, кто сражается за аудиторию HBO. При этом никто не предлагает ничего радикально иного, поэтому куда интереснее наблюдать за тем, что происходит с телевидением, чем за сериалами, что там показывают.

Именно «Игра престолов» могла бы перевернуть всё с ног на голову, но это всего лишь хороший старомодный сериал, которому тесно в собственной одежке.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Киноправда с Леонидом Млечиным
«Киноправда» о фильме «Путевка в жизнь»
Американская история ужасов
Трейлер седьмого сезона
Путевка в жизнь
«Киноправда» о фильме «Путевка в жизнь»
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Напарник
Трейлер
1
Оно
Трейлер №2
1
Мама!
Тизер
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Соло для Джаббы Хатта
В Lucasfilm продолжают раздувать вселенную «Звездных войн» и замахнулись на постановку фильма о Джаббе Хатте
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
17
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×