12 историй из жизни Леонида Гайдая

12 историй из жизни Леонида Гайдая: к 95-летию мастера

12 историй из жизни Леонида Гайдая

30 января кинорежиссёру Леониду Гайдаю исполнилось бы 95 лет. И это прекрасный повод вспомнить наш давний материал о великом комедиографе, без фильмов которого наше кино просто немыслимо.

1. Пройдя войну, Гайдай поступил в студию при Иркутском областном драматическом театре. Закончив ее в 1947-м году, сразу вышел на сцену. Среди сыгранных ролей — Соленый в чеховских «Трех сестрах», Иван Земнухов в «Молодой гвардии» Фадеева, Винченцио в «Укрощении строптивой» Шекспира.

2. В 1949-м Гайдая приняли во ВГИК на режиссерский факультет. И почти сразу отчислили — после первого же полугодия! Якобы за «профнепригодность». Но на самом деле педагоги решили, что Гайдая, сложившегося к тому времени актера, «перевоспитать» будет труднее, нежели учить наново. Молодой студент сдаваться, однако, не собирался и принялся убеждать всех, что достоин продолжать обучение. Поддавшись уговорам, ректорат назначил ему испытательный срок — еще полгода. По счастью, после зимней сессии режиссерский курс взял под свое руководство Григорий Александров, постановщик таких легендарных фильмов, как «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». Естественно, он был склонен придать своей мастерской комедийную направленность. Своими удачными — и смешными! — работами на учебной площадке Гайдай снискал благосклонность учителя, и об отчислении уже не вспоминали. Более того — Гайдай даже стал сталинским стипендиатом.

3. Работая режиссером-практикантом на музыкальной комедии Бориса Барнета «Ляна», Гайдай с удовольствием принял предложение режиссера показать также и свои актерские способности. Роль Алеши стала первым, но не последним появлением Гайдая на экране. Впоследствии он сыграл красного командира в драме Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер» (кстати, в этом фильме дебютировал Александр Демьяненко, будущий гайдаевский Шурик). Еще — «мужа своей жены» в киноновелле «В пути» (представьте себе: поставившая ее Мери Анджапаридзе — мать Георгия Данелии!). Венец актерской карьеры всенародно любимого режиссера — роль в собственном фильме «12 стульев». Что, не можете вспомнить, кого бы он там мог исполнить? Коробейникова!

«12 стульев»: Михаил Пуговкин в роли отца Федора и Леонид Гайдай в роли Коробейникова

4. Окончив ВГИК в 1955-м, Гайдай некоторое время проработал ассистентом режиссера Николая Фигуровского на фильме «Повесть об агрономе и директоре МТС» (в те времена у этой аббревиатуры была совсем другая расшифровка). Но ленту по производственным причинам законсервировали и до экранов она не дошла. Встал вопрос о дальнейших планах. В те годы директором «Мосфильма» был Иван Пырьев. Не давая пока Гайдаю самостоятельной постановки, он посоветовал ему поднабраться еще немного опыта в качестве второго режиссера. На выбор были предложены две запускающиеся в тот момент картины: комедия «Карнавальная ночь» и мелодрама по рассказам Владимира Короленко «Долгий путь». Первую, как всем сегодня хорошо известно, ставил Эльдар Рязанов (будучи моложе Гайдая почти на пять лет), вторую — знаменитый театральный режиссер Андрей Гончаров. «Я думал: ведь мне надо набираться опыта, — вспоминал позже Гайдай. — А что мог дать тогда еще никому не известный молодой режиссер Рязанов без опыта работы с актером по лепке образов? Я взвесил всё это и пошел к Гончарову». А представьте, каков был бы расклад в истории советского кино, согласись он на «Карнавальную ночь»!

Так вышло, что после ряда конфликтов Гончаров с постановки ушел. Продолжать работу дирекция студии поручила… Леониду Гайдаю и его напарнику Валентину Невзорову. Так «Долгий путь» стал режиссерским дебютом 33-летнего Гайдая.

5. Вторую, уже полностью самостоятельную, картину Гайдая «Жених с того света» ждала очень трудная судьба. Едкая, злободневная сатира на бюрократическое общество, которое живому человеку предпочитает формальную бумажку, подверглась нещадной критике со стороны кинематографического начальства. Картину требовали переделать: внести идейно верные поправки, острые куски вырезать… В результате от полнометражного фильма осталась только 51 минута. Но и это увидели совсем немногие — ленте дали унизительно малый тираж копий. От всех расстройств, связанных с приемом его кинопамфлета, у режиссера открылась язва. «За комедию я больше не возьмусь», — говорил он тогда товарищам… Кстати, главные роли в фильме сыграли Ростислав Плятт и один из любимейших артистов Гайдая Георгий Вицин.

Леонид Гайдай на съемках

6. После такого идеологического провала Гайдай навеки мог остаться не у дел. Единственное, чем можно было вернуть доверие руководства, — это поставить картину с историко-революционным содержанием. Так появился «Трижды воскресший» по сценарию Александра Галича: рассказ о буксирном пароходе, проплывшем через две войны и продолжавшем служить людям. Режиссер этот фильм не любил, и сейчас его мало кто, наверное, помнит.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

страницы:
1
2
20554

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Омен: Перерождение
Дублированный трейлер
Алита: Боевой ангел
Дублированный трейлер №3
Холодная война
Дублированный трейлер
В присутствии клоуна
Отрывок: финал спектакля
Закат
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Черный клановец
Дублированный трейлер
0
Фанни и Александр
Отрывок: рождественский спектакль
0
Фанни и Александр
Отрывок: хоровод
0
Фанни и Александр
Отрывок: волшебный фонарь
0
Фанни и Александр
Отрывок: самый драгоценный стул в мире
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
«Сердце Пармы», «Общага-на-Крови» и другие экранизации Алексея Иванова
«Сердце Пармы», «Общага-на-Крови», «Тобол», «Пищеблок» и «Вилы» - будущие экранизации романов Алексея Иванова.
Рецензия на анимационный фильм «Ральф против интернета»
Продолжение прекрасного мультфильма про громилу и девочку с глюком: теперь они покоряют всемирную сеть.
Рецензия на фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Вторые «Фантастические твари» заметно проигрывают первым - и по содержанию, и по структуре, и по динамике.
Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997)
Сорок третий игровой фильм Ингмара Бергмана - одновременно и о кино, и о театре, и о смерти.
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×