«Американская страшилка»: Терапевтическое государство

«Американская страшилка»: Терапевтическое государство

Соавтор «Американской страшилки*» FX Райан Мерфи в недавнем интервью для Entertainment Weekly рассказывал, что он и его команда провели ряд изысканий, прежде чем приняться за сценарии для второго сезона. Не вызывает сомнения, что основными источниками для них послужили исследования американского психиатра Томаса Саса, который начиная с шестидесятых годов XX века выступал с резкой критикой принудительного заключения людей в госпитали для душевнобольных.

Так, в книге психиатра Томаса Саса «Фабрика безумия: Сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье» приводится следующая статистика: «В 1964 году 1437 человек, находившихся под следствием или судом в штате Массачусетс, были… до суда подвергнуты проверке их статуса с точки зрения душевного здоровья». Действие «Лечебницы*» — с таким подзаголовком вышло продолжение сериала — разворачивается в больнице Брайарклифф под Бостоном: сначала в наши дни, но в основном 48 лет назад.

В Брайарклифф, бывший туберкулезный диспансер, выкупленный Католической церковью и переоборудованный в дурдом, привозят на освидетельствование Кита Уокера (Эван Питерс). Его подозревают в том, что он серийный убийца Кровавая Рожа. Якобы именно Кит убил, освежевал и обезглавил нескольких женщин, в том числе свою чернокожую супругу. В тот же день здесь объявляется репортер Лана Уинтерс (Сара Полсон) — она делает вид, что ее интересует местная кухня, но на самом деле хочет написать сенсационный материал об изувере. Однако администратор Брайарклиффа, сестра Джуд (Джессика Ланг) — ревностная католичка, садистка, деспот, быстро выводит Лану на чистую воду. Вызнав, что докучливая журналистка — лесбиянка, сестра Джуд от греха подальше упекает ее в свою лечебницу: Лана попадает в компанию Кита, нимфоманки Шелли (Хлоэ Севиньи) и убийцы Грейс (Лизи Брошере). А сама сестра Джуд тем временем третирует угодливую сестру Мэри Юнис (Лили Рэйб), ругается с инфернальным доктором Арденом (Джеймс Кромвелл) и тайком вожделеет монсеньора Тимоти Ховарда (Джозеф Файнс).

Как и было обещано, «Лечебница*» сюжетно не имеет ничего общего с первым сезоном. Однако их различие коренится еще глубже. Прошлогодняя история была ни о чем — и обо всем сразу: о пренатальных кошмарах, о том, что скелеты в шкафу, обернувшись призраками в подвале, могут свести в могилу, о жестокости подростковой любви. В этом отношении «Лечебница*» цельнее и внятнее. Продолжение «Американской страшилки*» сродни «Безумцам» AMC: это портрет Америки на сломе времен, но только не из окон манхэттенских небоскребов, а сквозь решетку тотальной институции. Живописуя ужасы психбольницы, Мерфи и Фэлчак показывают, как пребывающее в замешательстве общество, где пока еще правят «доны дрейперы», спускает государство с цепи. Козлами отпущения становится те, кто отклоняется от нормы, которая санкционирована и наукой, и религией. Прежде всего, «сексуальные извращенцы»: лесбиянка, нимфоманка, жертва инцеста, вступивший в межрасовую связь, компульсивный онанист. В то же время настоящие чудовища вроде Ардена — практически аналога доктора Менгеле, сшивавшего евреев-близнецов в концлагерях, — живут и здравствуют.

«То, что мы называем современной, динамичной психиатрией, не является ни изящным преодолением предрассудков старины и методов охоты на ведьм, как это желают представить современные пропагандисты психиатрии, ни тупиковым ответвлением гуманизма эпохи Возрождения и научного духа Просвещения, как хотели бы видеть психиатрию романтически настроенные традиционалисты. В действительности институциональная психиатрия – это продолжение инквизиции. Все, что изменилось, – это словарный состав и социальный стиль. Словарь согласуется с интеллектуальными ожиданиями нашего времени: это псевдомедицинский жаргон, пародирующий научные понятия. Социальный стиль согласуется с политическими ожиданиями нашего времени: это псевдолиберальное общественное движение, пародирующее идеалы свободы и разумности»
Томас Сас «Фабрика безумия: Сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье»

При этом «Лечебница*» — все тот же шведский стол с поп-культурными яствами. Сестра Джуд — вполне себе сестра Рэтчед из «Пролетая над гнездом кукушки». В Брайарклиффе живет микроцефал — привет «Уродцам» Тода Броунинга, которых по совпадению реабилитировали как раз в то время, когда происходят события «Лечебницы*». Кровавая Рожа — перепачканный Майк Майерс. Лану преследует музыка из «Кэрри». А доктор Арден старается, чтобы не только у холмов, но и у близлежащих лесов были глаза. И хотя Мерфи и Фэлчак научились изъясняться членораздельнее, не слишком одобрительный ярлык «Шоу для поколения Tumblr», выданный одним отечественным критиком, не отбросишь.

В «Лечебнице*» по-прежнему важнее китчевая, вызывающе вульгарная форма: сваленные в кучу нацисты, инопланетяне, дьявол, монахини с голой задницей, культи, рвотные массы. Прозрачная мысль — институциональная психиатрия не избавляет от монстров, а, наоборот, порождает их — тонет в жидкостях организма, и тут уже не до обличительного пафоса. В самом деле, если продолжать рассуждать в духе Саса, то мучители певца Левина из ансамбля Maroon 5, героя которого смачно истязают в Брайарклиффе на протяжении вот уже четырех серий, должны оказаться гиперактивными детками, курильщиками или толстяками. В терапевтическом государстве установилась фармакратия, «власть таблеток», и ей нужны новые ведьмы, чтобы поддерживать порядок. Однако по первым сериям кажется, что Мерфи и Фэлчаку все же интереснее не критика порядков, а татуированные обрубки.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
4
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×