«Американская страшилка»: Терапевтическое государство

«Американская страшилка»: Терапевтическое государство

Соавтор «Американской страшилки*» FX Райан Мерфи в недавнем интервью для Entertainment Weekly рассказывал, что он и его команда провели ряд изысканий, прежде чем приняться за сценарии для второго сезона. Не вызывает сомнения, что основными источниками для них послужили исследования американского психиатра Томаса Саса, который начиная с шестидесятых годов XX века выступал с резкой критикой принудительного заключения людей в госпитали для душевнобольных.

Так, в книге психиатра Томаса Саса «Фабрика безумия: Сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье» приводится следующая статистика: «В 1964 году 1437 человек, находившихся под следствием или судом в штате Массачусетс, были… до суда подвергнуты проверке их статуса с точки зрения душевного здоровья». Действие «Лечебницы*» — с таким подзаголовком вышло продолжение сериала — разворачивается в больнице Брайарклифф под Бостоном: сначала в наши дни, но в основном 48 лет назад.

В Брайарклифф, бывший туберкулезный диспансер, выкупленный Католической церковью и переоборудованный в дурдом, привозят на освидетельствование Кита Уокера (Эван Питерс). Его подозревают в том, что он серийный убийца Кровавая Рожа. Якобы именно Кит убил, освежевал и обезглавил нескольких женщин, в том числе свою чернокожую супругу. В тот же день здесь объявляется репортер Лана Уинтерс (Сара Полсон) — она делает вид, что ее интересует местная кухня, но на самом деле хочет написать сенсационный материал об изувере. Однако администратор Брайарклиффа, сестра Джуд (Джессика Ланг) — ревностная католичка, садистка, деспот, быстро выводит Лану на чистую воду. Вызнав, что докучливая журналистка — лесбиянка, сестра Джуд от греха подальше упекает ее в свою лечебницу: Лана попадает в компанию Кита, нимфоманки Шелли (Хлоэ Севиньи) и убийцы Грейс (Лизи Брошере). А сама сестра Джуд тем временем третирует угодливую сестру Мэри Юнис (Лили Рэйб), ругается с инфернальным доктором Арденом (Джеймс Кромвелл) и тайком вожделеет монсеньора Тимоти Ховарда (Джозеф Файнс).

Как и было обещано, «Лечебница*» сюжетно не имеет ничего общего с первым сезоном. Однако их различие коренится еще глубже. Прошлогодняя история была ни о чем — и обо всем сразу: о пренатальных кошмарах, о том, что скелеты в шкафу, обернувшись призраками в подвале, могут свести в могилу, о жестокости подростковой любви. В этом отношении «Лечебница*» цельнее и внятнее. Продолжение «Американской страшилки*» сродни «Безумцам» AMC: это портрет Америки на сломе времен, но только не из окон манхэттенских небоскребов, а сквозь решетку тотальной институции. Живописуя ужасы психбольницы, Мерфи и Фэлчак показывают, как пребывающее в замешательстве общество, где пока еще правят «доны дрейперы», спускает государство с цепи. Козлами отпущения становится те, кто отклоняется от нормы, которая санкционирована и наукой, и религией. Прежде всего, «сексуальные извращенцы»: лесбиянка, нимфоманка, жертва инцеста, вступивший в межрасовую связь, компульсивный онанист. В то же время настоящие чудовища вроде Ардена — практически аналога доктора Менгеле, сшивавшего евреев-близнецов в концлагерях, — живут и здравствуют.

«То, что мы называем современной, динамичной психиатрией, не является ни изящным преодолением предрассудков старины и методов охоты на ведьм, как это желают представить современные пропагандисты психиатрии, ни тупиковым ответвлением гуманизма эпохи Возрождения и научного духа Просвещения, как хотели бы видеть психиатрию романтически настроенные традиционалисты. В действительности институциональная психиатрия – это продолжение инквизиции. Все, что изменилось, – это словарный состав и социальный стиль. Словарь согласуется с интеллектуальными ожиданиями нашего времени: это псевдомедицинский жаргон, пародирующий научные понятия. Социальный стиль согласуется с политическими ожиданиями нашего времени: это псевдолиберальное общественное движение, пародирующее идеалы свободы и разумности»
Томас Сас «Фабрика безумия: Сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье»

При этом «Лечебница*» — все тот же шведский стол с поп-культурными яствами. Сестра Джуд — вполне себе сестра Рэтчед из «Пролетая над гнездом кукушки». В Брайарклиффе живет микроцефал — привет «Уродцам» Тода Броунинга, которых по совпадению реабилитировали как раз в то время, когда происходят события «Лечебницы*». Кровавая Рожа — перепачканный Майк Майерс. Лану преследует музыка из «Кэрри». А доктор Арден старается, чтобы не только у холмов, но и у близлежащих лесов были глаза. И хотя Мерфи и Фэлчак научились изъясняться членораздельнее, не слишком одобрительный ярлык «Шоу для поколения Tumblr», выданный одним отечественным критиком, не отбросишь.

В «Лечебнице*» по-прежнему важнее китчевая, вызывающе вульгарная форма: сваленные в кучу нацисты, инопланетяне, дьявол, монахини с голой задницей, культи, рвотные массы. Прозрачная мысль — институциональная психиатрия не избавляет от монстров, а, наоборот, порождает их — тонет в жидкостях организма, и тут уже не до обличительного пафоса. В самом деле, если продолжать рассуждать в духе Саса, то мучители певца Левина из ансамбля Maroon 5, героя которого смачно истязают в Брайарклиффе на протяжении вот уже четырех серий, должны оказаться гиперактивными детками, курильщиками или толстяками. В терапевтическом государстве установилась фармакратия, «власть таблеток», и ей нужны новые ведьмы, чтобы поддерживать порядок. Однако по первым сериям кажется, что Мерфи и Фэлчаку все же интереснее не критика порядков, а татуированные обрубки.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Омен: Перерождение
Дублированный трейлер
Алита: Боевой ангел
Дублированный трейлер №3
Холодная война
Дублированный трейлер
Двое блаженных
Отрывок: одна дома
В присутствии клоуна
Отрывок: финал спектакля
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
В присутствии клоуна
Отрывок: финал спектакля
0
Из жизни марионеток
Отрывок: мысли об убийстве
0
Из жизни марионеток
Отрывок: дефиле
0
Из жизни марионеток
Отрывок: письмо про сон
0
Из жизни марионеток
Отрывок: пип-шоу
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Стэн Ли (1922-2018)
На 96-м году жизни скончался художник комиксов Стэнли Мартин Либер, известный всему миру, как Стэн Ли.
Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997)
Сорок третий игровой фильм Ингмара Бергмана - одновременно и о кино, и о театре, и о смерти.
Рецензия на фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Вторые «Фантастические твари» заметно проигрывают первым - и по содержанию, и по структуре, и по динамике.
Ни дня без Бергмана: «Двое блаженных» (1986)
Драма о современных юродивых: сошедшая с ума женщина увлекает за собой потакающего её безумию мужа...
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×