Рецензия на сценарий «Войны миров Z»

Рецензия на сценарий «Войны миров Z»

Вышедшая в 2006 году книга Макса Брукса «Мировая война Z» заслужила положительные отзывы читателей и быстро стала бестселлером. Неудивительно, что права на ее экранизацию практически сразу же стали лакомым кусочком, за обладание которым схлестнулись компании Брэда Питта и Леонардо ДиКаприо — Plan B Entertainment и Appian Way соответственно. В итоге, права достались Plan B, сумевшей перебить денежное предложение Appian Way.

Вскоре, для написания сценария был нанят Дж. Майкл Стразински, который сразу же столкнулся с проблемой — как именно перенести события книги на большой экран? Роман Брукса представляет собой набор интервью разных людей, выживших во время мировой зомби-эпидемии, которые в хронологическом порядке описывают начало распространения инфекции, панику, массовую гибель людей и, наконец, победу человечества над ожившими мертвецами. Такой формат истории подходит для мини-сериала, но абсолютно непригоден для большого экрана.

Стразински нашел выход. В книге интервью у выживших берет неназванный сотрудник ООН, поэтому было решено сделать главным героем будущего фильма именно его, выстроив повествовании вокруг миссии по сбору информации о том, как началась эпидемия, и почему власти оказались бессильны что-либо предпринять.

Тот факт, что из книги мы ничего не узнаем про этого персонажа — ни его имени, ни национальности, ни возраста, ни взглядов на жизнь, — значительно упростил жизнь сценаристу, позволив адаптировать его под решившего сыграть главную роль Брэда Питта. Уже 30 апреля 2007 года Стразински представил первую, 127-страничную, версию сценария.

Сценарий Стразински

Джерри Лейн — сотрудник ООН, которому вместе со своей семьей удалось пережить события Мировой войны Z. После победы над мертвецами, жизнь, пускай и крайне медленно, начала постепенно возвращаться в Америку вместе с беженцами.

От своего начальника Джерри получает задание составить отчет о событиях последних лет, чтобы дать ответ на вопрос, который задают едва ли не все уцелевшие: «Как так получилось, что мертвые чуть не победили живых?» Первоначально Джерри не хочет отправляться в путешествие по всему миру и оставлять семью, где у него далеко не все благополучно, но затем все же берется за поручение.

Маршрут Джерри пролегает через многие города и страны: Китай, где зародилась эпидемия, и который радикально решил проблему мертвецов путем нанесения ядерного удара по северу страны; Израиль, который пережил войну отгородивших от мертвецов защитной стеной; Германию, и, конечно же, США. Через интервью очевидцев мы «видим» хаос и массовую гибель людей во время эвакуации населения из Индии, проигранную битву при Йонкерсе, рассказы о том, как люди пытались проникнуть в США через границу с Мексикой, как зомби пересекли океан на пассажирском авиалайнере и многое другое…

Сбор информации осложнен нежеланием местных властей сотрудничать с Джерри. Никто не хочет, чтобы правда о том, кто виноват в случившейся катастрофе, увидела свет, поэтому в ход идут подсовывание «не тех» свидетелей, слежка и психологическое давление. С 27-й страницы путешествие Джерри начинает чередоваться с флэшбеками, рассказывающими историю того, как он и его семья спасались от зомби на севере страны, и на какие жертвы им пришлось пойти, чтобы выжить.

Последствия войны ощущаются во всех сценах скрипта — в некогда крупных городах осталось очень мало людей и отсутствует электричество, практически полностью разрушена мировая торговля, чтобы попасть из одной страны в другую нужно пройти жесткий контроль. Сам сценарий получился весьма масштабный, жесткий и мрачный. По духу он вполне соответствует книге Брукса и достаточно лояльно относится к ее основным сюжетным линиям.

Две основные проблемы скрипта — отсутствие опасности для героя и отсутствие, собственно говоря, «войны». Если говорить о герое, то из скрипта мы точно знаем, что Джерри и его семья переживут эпидемию. Можно было бы ожидать, что в настоящее время Джерри будет угрожать правительство, не желающее, чтобы правда вышла наружу, но, к сожалению все ограничивается в основном словесными угрозами и слежкой, что, конечно, не так захватывает, как если бы ему пришлось бороться с прямым противодействием спецслужб.

Что касается боевых действий, то в конце сценария нам все-таки показывают окончившуюся катастрофой масштабную битву при Йонкерсе, но при этом совершенно не объясняют, как же именно люди смогли собраться с силами и победить мертвецов (как раз этому была посвящена заключительная треть книги).

Если бы автор добавил в скрипт линию преследования Джерри агентами спецслужб (тем более что сам Стразински упоминал в интервью, что при написании сценария вдохновлялся «Идентификацией Борна») и уделил часть сценария рассказу о победе человечества над зомби, то у него вышла бы работа, к которой практически невозможно было бы предъявить претензий.

Но и без этого, сценарий Стразински был вполне неплох. Он понравился Максу Бруксу, в одном из интервью назвавшего его «замечательным», а сайт AICN буквально рассыпался в комплиментах скрипту, сравнивая его с «Дитем человеческим» и даже весьма неосмотрительно намекая на то, что работа Стразински сможет претендовать на Оскар.

Сам же Стразински не стал сидеть без дела и через три месяца представил вторую, теперь уже 117-страничную, редакцию сценария.

В этой версии действие начинается в Филадельфии, которая вот-вот станет ареной схватки между военными и приближающейся к городу миллионной толпы зомби. Правительство намерено устроить гигантскую PR-акцию, показав в прямом эфире триумф американской армии, но операция оборачивается катастрофой, в результате чего гибнут почти все солдаты и жители Филадельфии. Среди немногочисленных выживших — Джерри и его семья, спасшиеся благодаря звонку его друга из ЦРУ, заранее знавшего, что всё закончится крахом. На протяжении следующих пятнадцати страниц мы видим, как Джерри с семьей пытаются спастись от преследующих их мертвецов, после чего переносимся в настоящее, где Джерри получает задание подготовить доклад о событиях Мировой войны Z.

Дальнейшая часть сценария большей частью соответствует начальной версии Стразински, но часть элементов подверглась изменениям. Так были урезаны эпизоды в Китае и Израиле, была убрана сцена разговора Джерри с вице-президентом. Зато в скрипте появилась одна из ключевых линий книги, связанная с «планом Родекера», а открывающая битва за Филадельфию стала более масштабной, нежели битва при Йонкерсе в первой редакции.

В целом, вторая редакция сценария лучше первой. Пусть она на десять страниц короче, зато за счет более удачной структуры повествования производит лучшее впечатление и более динамична. Кроме того, Стразински добавил важный финальный штрих — своеобразный политический манифест Джерри, который достаточно удачно закрывает скрипт.

Конечно, Стразински не удалось полностью решить ни одну из двух основных проблем своего сценария, но и без этого уровень его работы был вполне высок для такого сложного и масштабного студийного проекта. По большому счету, уже тогда продюсерам надо было дать добро этому сценарию и спокойно готовиться к съемкам.

Но растянувшийся пре-продакшн по всей видимости сыграл злую шутку с будущим фильмом. Даже несмотря на участие Питта, масштабному проекту недоставало средств, и пока студия Paramaunt была занят уговариванием Skydance Productions поучаствовать в финансировании проекта, для переписывания сценария был нанят Мэтью Майкл Карнахан, представивший 12 апреля 2010 года 120-страничную версию сценария, имевшую мало общего как с работой Стразински, так и с первоисточником Брукса.

Сценарий Мэтью Майкла Карнахана

В своей работе Карнахан полностью отказался от основополагающего принципа первоисточника — интервью с очевидцами. Теперь, события скрипта происходят прямо во время эпидемии. Действие начинается в Филадельфии, во время атаки зомби, непонятно откуда появившихся в городе. На протяжении тридцати страниц Джерри с семьей спасается от наступающих мертвецов, после чего эвакуируется на авианосец. Далее, в стиле сериала «Звездный крейсер «Галактика» нам дают цифры выживших, что собрались на корабле, и показывают карту мира. Через несколько страниц, по очень плохо объясненной причине, Джерри оставляет семью на корабле и решает лететь в Корею, чтобы искать лекарство от эпидемии.

После того, как действие переносится в Корею, скрипт буквально разваливается на мелкие кусочки — про поиски причин эпидемии и лекарства забывают уже через пару страниц, а герой зачем-то отправляется в Израиль (единственное светлое пятно во всем израильском эпизоде — это сцена, в которой многотысячной толпе зомби удается прорвать защитную стену и ворваться в Иерусалим), а затем попадает в Москву.

Достаточно тяжело описать в подробностях (да и, видимо, в этом нет особого смысла) тот феерический идиотизм, что начинает твориться после прилета героя в Россию, но любители клюквы явно остались бы довольными. Тут и spetsnaz, который вначале грабит, а затем расстреливает стариков и больных, а остальных выживших загоняет в метро, где они вручную толкают поезда и сражаются с зомби самодельными пиками и щитами. Тут и сцена, где Джерри наивно спрашивая, почему никого из покусанных зомби не пытаются спасти путем отрубания раненной конечности, а сразу убивают, получает классический ответ: «Это Россия!». Тут и Красная площадь, где отряды мусульман, христиан, иудеев и атеистов сражаются с зомби с помощью подручных средств. Тут и морозы, которые в России страшны даже мертвым. И конечно, много-много vodka.

Брэд Питт на съемках «Войны миров Z»

Безусловно, можно возразить, что сама книга Брукса изобиловала национальными штампами — но там они скорее добавляли колорита рассказанной истории, в сценарии же вызывают дикое раздражение своей нелепостью.

И ведь, по сути, дело даже не в штампах, а в том, что сценарий Карнахана плох сам по себе. У героя нет абсолютно никакой убедительной мотивации — зачем он бросает семью и летит на край света, из сценария понять сложно. Также абсолютно неубедительно выглядит его трансформация из обычного чиновника в типичного голливудского героя, спасающего всех. Канули в небытие и все объяснения насчет того, как эпидемия распространилась по миру, и к каким геополитическим последствиям это привело (то есть, то, чем в первую очередь и была интересна книга).

Даже сам стиль сценария изменился к худшему — на смену компактным и хорошо читаемым абзацам пришли громоздкие, тяжело написанные и неудобно читаемые, а диалоги стали достаточно посредственными. И хотя уровень насилия в скрипте по-прежнему соответствовал рейтингу R, из него исчезли все ругательства, что поневоле наводит на нехорошие подозрения по поводу будущего рейтинга. Возможно, основным плюсом сценария Карнахана является то, что, в отличие от предыдущих версий, тут нам действительно показывают боевые действия между людьми и зомби — но по всем же остальным параметрам он безнадежно уступает скрипту Стразински.

Сейчас трудно сказать, почему сценарий претерпел такие метаморфозы, и студия дала зеленый свет именно работе Карнахана, а не Стразински. Возможно, сказалось желание Питта сыграть более героическую роль, эдакого Уильяма Уоллеса. Возможно, все дело в стремлении студии сделать на основе материала Брукса долгоиграющую франшизу — в концовке сценария Карнахана разве что не хватает только надписи “to be continued”. А вероятнее всего — и то, и другое.

Съемки фильма начались летом 2011 года, и вскоре последовали первые неприятности в виде оружейного скандала, когда венгерская полиция конфисковала со съемочной площадки незаконно ввезенное оружие. Затем пришли сообщения о том, что студия планирует трилогию, а летом 2012 года было объявлено о семинедельных (что по голливудским меркам весьма много) пересъемках фильма, и переносе премьеры с декабря 2012 на лето 2013 года.

Продюсеры сразу же стали уверять, что на самом деле всё замечательно, и слухи о неспособности Марка Форстера вытянуть такой крупный проект — не более чем домыслы. Инсайдеры стали распространять информацию о том, что на руках у студии якобы отличные начальные пятьдесят минут фильма (что, кстати, вполне соответствует сценарию Карнахана, который получается воспринимать более-менее нормально как раз в течение начальных сорока пяти страниц). В конечном счете, для экстренной переделки скрипта продюсеры попытались «выписать» Дэймона Лайндлофа, но ввиду его занятости работу получил Дрю Годдард.

Что же, в конечном счете, получится из всего этого многострадального проекта? Вероятно, всё зависит от того, какая часть наследия Карнахана попадет в фильм, и какие именно эпизоды были досняты летом. Достаточно скоро широкой общественности планируют показать первые кадры из будущего фильма, что, вероятно, позволит хоть как-то прояснить данный вопрос. За последние годы на экраны вышло бесчисленное количество зомби-фильмов, казалось бы, вдоль и поперек исследовавших тему оживших мертвецов. Книга Брукса дала возможность взглянуть на зомби-жанр под свежим и довольно необычным, «политическим», углом. Будет весьма обидно, если студия и продюсеры так и не смогут воспользоваться этой возможностью.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Тихоокеанский рубеж 2*
Тизер для Comic-Con
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
Kingsman: Золотое кольцо
Трейлер без цензуры
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
Тор: Рагнарёк
Дублированный трейлер с Комик-кона
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
Марсианин
Трейлер
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
по комментариям
В Lucasfilm недовольны Ханом Соло
Скандал с увольнением с проекта о Хане Соло режиссеров Фила Лорда и Криса Миллера начал обрастать подробностями
11
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
У Уилла Смита появится противник-близнец
Уилл Смит сыграет у Анга Ли главную роль в проекте «Близнец*». Релиз назначен на 2019 год.
7
Крейг еще раз сыграет Бонда
Дэниела Крейга удалось уговорить еще раз нарядиться в смогинг, чтобы сыграть в юбилейном, 25-м фильме бондианы.
6
Enjoy Movies заявляет о банкротстве
Одна из компаний-лидеров кинопроизводства Enjoy Movies намерена обратиться в Арбитражный суд о признании банкротства
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×