Йоханнес Цайлер: а был ли Фауст?

Эксклюзив!
Йоханнес Цайлер: а был ли Фауст?

На прошлой неделе российский оскаровский комитет определил, кто именно будет представлять нашу страну в борьбе за премию Американской киноакадемии в номинации «Лучший иноязычный фильм». Этой картиной стал «Белый тигр» Карена Шахназарова. Весь список рассматриваемых фильмов, к сожалению, не был известен широкой аудитории, однако хочется верить, что в нем был и «Фауст» Александра Сокурова, год назад получивший «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.

Не так давно Йоханнес Цайлер, исполнивший в картине заглавную роль, был членом жюри Шестого кинофестиваля «Зеркало» и вместе с Александром Сокуровым представлял прославившую его ленту зрителям города Иваново. В своей короткой приветственной речи он отметил, что для него было великой честью работать с таким выдающимся режиссером, как Сокуров, в составе столь уникального актерского ансамбля, который тот собрал на съемочной площадке. Позднее нам удалось задать актеру несколько уточняющих вопросов.

— Интересно, Сокуров на площадке — тиран и деспот или добрый и всё позволяющий режиссер?
— Во время съемок он очень добрый. Я ни разу не слышал от него никаких грубых слов, ничего в этом роде. Мне кажется, это связано с тем, что он действительно любит создаваемых им героев.
— Говоря о режиссерской диктатуре, я в первую очередь имею в виду, позволял ли он вам импровизировать на площадке, участвовать в создании образа — или же рисунок роли изначально был закреплен им очень жестко?
— Разумеется, у режиссера была своя какая-то концепция — но при этом он позволял нам добавлять информацию и от себя. В этом отношении мне очень повезло, что о Фаусте написано великое множество материалов, с которыми я мог внимательно ознакомиться. И я не знаю, как именно работают над своими персонажами российские артисты, но нас, немецких и австрийских актеров, Сокуров даже благодарил за то, что мы не просто играем роль, а добавляем многое от себя, создаем, строим героя на равных с режиссером.
«Фауст»: Антон Адасинский, Ханна Шигулла и Йоханнес Цайлер
— «Фауст» — четвертая часть тетралогии Сокурова, в которую также входят ленты «Молох», «Телец» и «Солнце». Не было ли со стороны режиссера указаний как-либо продолжать линию главных героев первых трех фильмов, ранее уже сыгранных другими актерами?
— Нет, не было. Вообще, это сложный вопрос, потому что Фауста ведь нельзя в полной мере сравнивать с Лениным, с Гитлером и с императором Хирохито. Конечно, он исторический персонаж, но еще больше — персонаж литературный. Он очень, очень важная фигура из великого произведения Гёте — но мы не можем с полной уверенностью сказать, существовал ли он на самом деле. Мы не знаем этого точно.
— На днях со мной вышла забавная ситуация. Я был в штабе фестиваля, рядом со мной кто-то стоял, я что-то спросил — и только потом заметил, что это были вы. И первая мысль, промелькнувшая у меня в голове: «Хорошо, что Фауст, а не Мефистофель». (Цайлер смеется — прим. автора.) А кого бы вы предпочли встретить в своей жизни — Фауста или Мефистофеля?
— Возможно, я хотел бы увидеть Маргариту.
— Кстати — лично я всегда воспринимал Фауста как человека, продавшего душу за знания. А в фильме Сокурова этой ценой выступает любовь. Насколько, по-вашему, верна та или иная трактовка?
— Тут тоже не так-то просто ответить. Мне кажется, он выбирает не просто Знание или Любовь. Речь идет о Власти. Есть власть — значит, есть и любовь, и знания, и деньги.
— Отличается ли работа над исторической картиной от съемок фильма о современности? Для вас, как для актера?
— Разумеется, отличия есть. Мне было очень интересно работать над историческим персонажем, хотя я бы не сказал, что это сложнее, нежели играть современного героя. Пожалуй, в каких-то моментах даже легче, потому что мы изначально имели возможность тщательно рассмотреть весь образ. Заглядывая в прошлое, мы очень-очень ясно видели, что он из себя представлял. Костюмы, обстановка, в которой он жил, его окружение — это всё очень помогало нам проникнуть внутрь его характера. К тому же, это ведь Фауст!
Йоханнес Цайлер в роли Фауста
— В России такие фильмы как «Фауст» прокатывать в кинотеатрах очень трудно. А как с этим обстоят дела у вас на родине?
— Моя родина — Австрия, и, к сожалению, там ситуация не менее печальная. Насколько я знаю, там фильм посмотрело не так много людей, примерно четыре или шесть тысяч. В Германии немногим больше — но и сама Германия куда больше, чем Австрия. Зато в Италии, мне кажется, зрителей было более ста тысяч. А вот в Венгрии — всего две тысячи. Что даже странно, потому что мне казалось, что именно в Восточной Европе люди привыкли смотреть такие медленные, постепенно развивающиеся, глубокие ленты — каковыми являются фильмы Александра Сокурова или Андрея Тарковского. Мне кажется, многое вообще связано с тем, как аудитория привыкла смотреть кино… Возможно, в Латинской Америке, к примеру, у «Фауста» есть шанс на больший успех.
— Сыграв ТАКУЮ роль, готовы ли вы будете играть в дальнейшем не столь сложных персонажей?
— Я даже буду счастлив. Потому что это очень тяжело — играть такого рода роль, на такой же глубине, с таким же выдающимся режиссером. Это очень сложно. Поэтому я только рад, когда предоставляется возможность сыграть что-то более простое. Тем более что сейчас я в основном снимаюсь на телевидении — в Австрии количество сериалов и телефильмов с каждым годом всё возрастает. Но для меня очень важно, что любая моя роль идет из моего сердца, что у меня есть своя определенная творческая линия, по которой я следую и которая, возможно, приведет меня к какой-нибудь новой работе в международном кинематографе. Может, и Александр Николаевич вспомнит обо мне еще раз через парочку лет — кто знает?..
— И напоследок, традиционный для нашего журнала вопрос: что для вас — Настоящее Кино?
— Настоящее кино для меня — это в первую очередь честность со стороны актера. Только она позволяет создать правдивый образ, не теряя самого себя, и при этом рассказать историю так, как не смог бы никто более.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
4
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×