Интервью с Нури Бильге Джейланом: о Тарковском и России

Эксклюзив!
Интервью с Нури Бильге Джейланом: о Тарковском и России

Одним из самых почетных гостей кинофестиваля «Зеркало», прошедшего не столь давно в Ивановской области, был знаменитый турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан, признанный мэтр современного авторского кинематографа.

Джейлан дебютировал в большом кино пятнадцать лет назад; его третья картина — «Отчуждение» — в 2003 году завоевала Гран-При жюри Каннского кинофестиваля (вторую по значимости награду). Не оставались без внимания и последующие его фильмы: «Времена года» получили в Каннах премию ФИПРЕССИ, «Три обезьяны» — приз за лучшую режиссуру, а лента «Однажды в Анатолии» в прошлом году принесла Джейлану уже второе Гран-При. Так что если в ближайшие годы ему достанется еще и «Золотая пальмовая ветвь» — никто, наверное, не удивится.

Вместе со всеми гостями и участниками российского фестиваля Джейлан ездил и в Юрьевец, на родину Андрея Тарковского. Там стоит дом, в котором будущий великий режиссер провел несколько лет своей жизни — и который позже воссоздал на съемках своего «Зеркала». Когда теплоход причалил на пристани, встречал его, казалось, весь город. Прямо на улице были расставлены столы с угощениями, через каждые тридцать метров прибывших ожидали местные коллективы со своими программами — одни танцевали, другие пели, третьи представляли народные промыслы. В этой праздничной толчее фестивальная делегация застряла надолго. Но без Джейлана. Не теряя ни минуты, он, обгоняя всех, прямиком направился к главной своей цели — дому любимого режиссера. И это не удивительно: ведь «Зеркало» — его самая любимая картина.

А перед этим мы успели взять у него интервью.

— Совсем недавно журнал британского киноинститута «Sight & Sound» попросил меня составить список десяти лучших, на мой взгляд, фильмов за всю историю кино. На первое место я поставил «Зеркало». Это для меня главный фильм во всем мировом кино. (Речь идет об опросе, результаты которого были обнародованы в начале августа; «Зеркало» в итоговом режиссерском рейтинге заняло девятую строчку — прим. автора.)
— Интересно, какой фильм оказался на втором месте?
«Андрей Рублев». И уже затем — другие режиссеры. Фильмы Тарковского сделали мою жизнь богаче. Именно благодаря ему (и благодаря ряду других моих любимых авторов) моя жизнь стала более значима.
— Помимо того, что в этом году мы отмечаем 80-летие Тарковского, 50 лет исполнилось и его первому фильму — «Иваново детство». Каково ваше отношение к этой картине?
— Мне она нравится. Здесь Тарковский сконцентрирован на ребенке, его интересует воздействие войны на личность. Но мне кажется, что «Иваново детство» все-таки сильно отличается от других фильмов Тарковского. Между первым фильмом и «Андреем Рублевым» — очень большое расстояние. В «Ивановом детстве» мы видим зачатки режиссерского стиля, но в «Рублеве» они выражаются уже наиболее ясно. Дебютная лента была для Тарковского своего рода заданием — ему поручили снять это, и он взялся. Многие режиссеры могли бы снять подобный фильм и потом спокойно заниматься чем-нибудь другим, возможно, ждать новых заданий. Но работая над картиной, Тарковский осознал, что это его Миссия. И во втором его фильме мы уже видим, скажем так, больше Тарковского.
Он находит свой почерк, который отчетливо просматривается и в следующих его картинах, несмотря на все их отличия. Выдающиеся художники могут поставить перед собой любой предмет — и отразить его в своем искусстве так, что мы в любом случае узнаем их авторство. И в этом смысле для меня нет большой разницы между фильмами Тарковского. Предмет разный, но это развитие той же самой темы.
— Фестиваль «Зеркало» уникален тем, что собрал под одним небом сразу нескольких выдающихся режиссеров, которых называют последователями Тарковского. Сюда приезжал Александр Сокуров, сейчас здесь Карлос Рейгадас, Андрей Звягинцев и вы…
— Да, Тарковский послужил вдохновением для всех нас. Вы знаете, некоторые художники показывают мир, как он есть. Но мир сам по себе и мир в фильмах Тарковского — это не одно и то же. После просмотра его фильмов вы не можете больше смотреть на мир так, как делали это раньше. У вас сразу меняется мировоззрение — столько там разных нюансов, новых деталей...
Впрочем, это характеризует не только творчество Тарковского, есть много других равновеликих ему режиссеров и живописцев. Оскар Уайльд однажды сказал, что теперь природа имитирует произведения искусства. И пояснил, что природа в последние дни якобы начинает откровенно походить на пейзажи художника Коро. (Судя по всему, Джейлан имеет в виду афоризм Уайльда, широко известный в следующем русском переводе: «Жизнь подражает Искусству в гораздо большей степени, чем Искусство подражает Жизни» — прим. автора.) Но воздействие произведения искусства заключается в том, что вы начинаете смотреть на природу другим взглядом, начинаете мыслить в иной манере. Когда Тарковский говорил в «Ивановом детстве» и «Зеркале» о детстве, он одновременно рассказывал и о моем детстве, потому что оно было таким же, похожим. Возможно, я не осознавал этого ранее, но после этих фильмов я отчетливо это понял. Тарковский открывал новое видение на жизнь во всех аспектах — в языке, в манере повествования. Это было его собственное послание миру, которое оказалось близко очень многим.
Кадр из фильма «Отчуждение»
— Интересно ваше мнение: что важнее — текст фильма или его интонации и изображение?
— Это зависит от фильма. Для «Зеркала» вам не нужно много текста: чтобы понять смысл, хватает изображения. Но для некоторых фильмов история, конечно, важна куда больше. Например, для моего прошлогоднего фильма «Однажды в Анатолии» текст очень важен. Потому что сюжет зависит от текста, там очень много диалогов. А диалоги в этом фильме насквозь турецкие. Даже с субтитрами вы чрезвычайно многое теряете: там, в диалогах, масса деталей, которые будут понятны только туркам. Но вот в моих предыдущих фильмах разговоров мало, и изображения вполне достаточно для того, чтобы понять, что происходит.
— Кстати, расскажите, как вы работаете над изображением в своих фильмах? Какие задачи ставите перед оператором?
— Вообще-то я не трачу никакой энергии на построение кадра. Я не планирую его до непосредственного начала съемок. Это всё получается инстинктивно: когда я прихожу на съемочную площадку, меня вдохновляет само место, где мы будем работать. Но для меня главное, чтобы актеры были готовы, про всё остальное я начинаю думать позже.
Конечно же, иногда я обсуждаю вопросы кадра с оператором, но итоговое решение на девяносто процентов зависит от меня: куда поставить камеру, где и как именно ее вести. Потому что я очень хорошо всё это знаю. Ведь на первых своих трех фильмах (плюс еще короткометражной работе) я сам был оператором. Я знаю суть этого процесса и у меня много в связи с этим идей. И поэтому я не могу возложить всю операторскую работу лишь на одного оператора.
Но мне все же пришлось отказаться от того, чтобы самому стоять за камерой. Когда я начал снимать «Времена года», то почувствовал, что сейчас мне гораздо важнее смотреть, как играют актеры. И я понял, что если я хочу контролировать изображение, то мне лучше смотреть не в камеру, а использовать режиссерский монитор, что позволяет и давать нужные указания оператору, и одновременно сконцентрироваться на игре актеров.
— В России тоже есть режиссер, который сам снял две свои картины: Александр Сокуров.
— Это выдающийся мастер. Мне очень нравятся его фильмы. Я даже короткометражки его видел.
— В прошлом году вы показали прекрасный фильм «Однажды в Анатолии». Появились ли у вас за прошедшее время новые замыслы, приступили ли вы к новой работе?
— Я пишу вместе с женой сценарий нового фильма, но это пока секрет. Секрет потому, что если никто об этом не знает, то это меня сильнее мотивирует и подстегивает.
Кадр из фильма «Однажды в Анатолии»
— И вопрос, навеянный названием онлайн-журнала, который я сейчас представляю: что для вас является Настоящим кино?
— Я не знаю короткого ответа на этот вопрос... Настоящее кино — это кино, которое воздействует на меня неописуемым образом. Знаете, бывает так, что мнение о фильме со временем меняется: иногда я обнаруживаю, что те ленты, которые мне нравились два года назад, теперь мне безразличны. Мы с нашими предпочтениями словно бы флаги, которые колышутся в разные стороны в зависимости от того, откуда дует ветер. Но по-настоящему хорошее кино заставляет аудиторию быть активной. В его построении должна быть определенная глубина, а в самом фильме должно содержаться больше вопросов, чем ответов.
— Благодарю вас за беседу. Мы очень рады были видеть вас в прошлом году на ММКФ, рады видеть вас здесь, в Плёсе, и надеемся на новые встречи и с вами, и с вашими фильмами.
— Да, я уверен, что это не последний мой визит в Россию, потому что мне очень нравится ваша страна. Особенно важна для меня русская литература, в первую очередь — Чехов и Достоевский. Они начали воздействовать на меня с тех пор, как мне исполнилось восемнадцать… Честно говоря, русская литература намного важнее для меня, чем русское кино. При всей моей любви к Тарковскому.

В заключение надо сказать, что дом в Юрьевце не в полной мере удовлетворил любопытство нашего турецкого гостя. Оказалось, над «Зеркалом» Тарковский работал вовсе не здесь. Вернувшись в родные места уже взрослым человеком, он не нашел того, что хорошо помнил с детства: разлившееся в 1950-е годы Горьковское водохранилище внесло в ландшафт кардинальные изменения. Режиссеру пришлось искать для съемок другую натуру — и в итоге он со своими художниками полностью воссоздал юрьевецкий дом в Московской области. Джейлану подробно объяснили, где именно и как туда добираться. Не знаем точно, доехал ли он до того места в этот раз — но почти уверены, что в следующий свой приезд в Россию он направится на освященную Тарковским станцию прямиком из аэропорта.

16277

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×