Виктор Цой: Легенда и «Кино»

Виктор Цой: Легенда и «Кино»

21 июня исполняется 50 лет Виктору Цою, имя которого неразрывно связано с понятием «Кино». Конечно, в первую очередь потому, что такое — короткое и ёмкое — название он выбрал для своей группы, песни которой до сих пор звучат в нашей жизни. Но при этом кто бы ни говорил о Цое, все неизменно сходятся в следующем: и в кино — в том кино, что пишется без кавычек — у него могло бы быть большое будущее.

Виктор Цой сыграл всего одну только главную роль — но сыграл так, что вопросы, имеет ли он вообще на это право, были сняты. Речь, разумеется, об «Игле». Но сперва все же имеет смысл хотя бы мельком упомянуть и о других, о первых появлениях Цоя на кинопленке. Его дебютом в кинематографе стала двадцатиминутная короткометражка «Конец каникул». Студент режиссерского факультета Киевского института театрального искусства Сергей Лысенко так вдохновился мелодиями Цоя, что решил посвятить им свою дипломную работу и придумал сюжет, связывающий воедино четыре песни. Группа «Кино» прибыла в Киев на съемки — довольно решительный с их стороны шаг, учитывая, что летом 1986-го слово «Чернобыль» было у всех на устах. Но соблазн «поиграть» в кино был слишком велик и заставлял позабыть об опасности.

Фильм быстро сняли — однако его дальнейшая судьба оказалась печальна. Вузовские педагоги предъявили к работе массу претензий — все-таки рок в то время еще не был разрешен официально. Был составлен обширный список того, что следовало бы немедленно изменить или сократить. Лысенко подумал — и вносить правки отказался. В результате диплом ему так и не выдали. Согласно некоторым источникам, Цой так и не увидел окончательного монтажа этой картины. Но кто-то, напротив, говорит, что фильм он посмотрел — и ему не понравилось. Правда ли это — судить сейчас сложно. Хотя фрагменты из короткометражки, воспринимавшиеся как более-менее полноценные клипы группы, получили в итоге определенное хождение.

Портрет В.Цоя (автор: Виктор Рейнке)

В том же 1986-м Цой и его товарищи поучаствовали в съемках полуигровой-полудокументальной картины «Йя-Хха». Это была еще одна студенческая работа — курсовая вгиковского студента-оператора Алексея Михайлова, задумавшего посвятить ее мировому рок-н-роллу. Но ученик Сергея Соловьева Рашид Нугманов, которого Михайлов позвал режиссировать, предложил сузить рамки — и сделать фильм о ленинградском роке. Получился уникальный портрет главных наших рокеров 80-х: БГ, Майк, Кинчев, Цой. И этот портрет никоим образом не вмещался в отведенные для курсовой стандартные десять минут — материала наснимали столько, что хватило бы и на полный метр. Хорошо хоть, что студенты всеми правдами и неправдами выбили себе получасовой хронометраж, и сейчас каждая минута, каждая секунда их общего произведения — бесценное свидетельство давно ушедшей эпохи.

В то же время музыкальным андеграундом заинтересовался документалист Алексей Учитель, несколькими годами ранее получивший премию Ленинского комсомола за работу «Сколько лиц у дискотеки?». Теперь, кажется, все участники «Йя-Хха» практически в том же составе перешли в его ленту «Рок». Принципиальные отличия между этими двумя картинами, конечно, минимальны: общая тема, одни и те же герои. Разве что у Учителя вышло, как бы это сказать, профессиональнее, что ли: все-таки он-то не был уже студентом и работал на Ленинградской студии документальных фильмов. Официальный статус позволил Учителю то, чего не смог добиться Нугманов, — не только снять, но и смонтировать большое полотно, целых 80 минут. Максимальное внимание режиссер уделил Борису Гребенщикову — бесспорному гуру, и появления Цоя носят если и не эпизодический, то явно второплановый характер. Хотя известный и задокументированный факт: стать «своим» в рок-тусовке Учитель смог только благодаря супруге певца, Марианне Цой, которую «поставил» в своей съемочной группе на зарплату администратора.

Другое отличие «Рока» от «Йя-Хха», пусть и получившей свое заслуженное признание, но дошедшей до широкого зрителя много позже: у «Рока» была премьера в ленинградском Доме кино, был прокат, фильм быстро нашел свою аудиторию. Спустя несколько лет Алексей Учитель перешел из документалистики в игровое кино — чрезвычайно успешно, если судить по количеству имеющихся у него сегодня наград. И, как вы, наверное, знаете, его питерская студия также называется «Рок».

Конечно, эти документальные ленты можно было бы в данном рассказе и упустить: Цой в них ничего не играл. Но вообще-то ничего не играл Цой и в следующих своих — уже художественных — картинах. Он всегда оставался самим собой — выражая свое «Я» в предлагаемых ему обстоятельствах. Просто это «Я» оказывалось в правильном месте и в правильное время — что и производило столь ошеломляющий эффект. Причем ошеломляющий — это именно то прилагательное, которое наиболее точно подходит к финалу «Ассы» Сергея Соловьева.

Это сейчас картина безоговорочно воспринимается «культовой» — а в свое время она была вполне подвержена критике. Артемий Троицкий, например, коротко сформулировал про нее: «Мило, но фальшиво», — и был в этом отношении далеко не единственным. Сочетание советской мафии, нарождающейся субкультуры и истории убийства Павла I действительно выглядит в некоторых местах достаточно спорно, к тому же если это про «сейчас», то к чему тогда Брежнев по телевизору?!. Однако «Асса», разумеется, «берет» совсем не этим — не сюжетом. Одно то, что здесь прозвучали «Мочалкин блюз», «Старик Козлодоев» и «Город золотой», уже само по себе делало фильм революционным: еще совсем недавно подобного на экране попросту не допустили бы. Но все же «Асса» состоялась как явление современной тому миру культуры во многом именно благодаря своему финалу — когда на место убитого Бананана приходит Виктор Цой. Именно его выход с песней «Хочу перемен!» стал той знаковой эмоциональной точкой, «сделавшей» всю картину: вот она, как оказалось, про что. Не про «совок», не про мафию, не про несчастную любовь, — а про то, что всё это надо менять, и менять прямо сейчас. Поворачивая камеру от Цоя в зал, Соловьев показывает не пустой ресторан, куда только что входил певец, а море живых огней (съемка этого эпизода в московском Зеленом театре сама по себе стала легендой). И один этот простой переход превращает как бы «обычную» ленту в событийную: эти огни — это мы, и только посмотрите, насколько нас много.

Кадр из фильма «Асса»

Цой здесь ничего не «изображал» — он просто пришел и спел. Этого оказалось достаточно.

Кинообраз был окончательно закреплен фильмом Нугманова «Игла». Моро — та самая единственная главная роль. Парень в черном возвращается в город и обнаруживает, что его бывшая девушка плотно подсела на наркоту; герой пытается вытащить ее к нормальной жизни. Картина возникла в жизни Цоя довольно случайно. «Казахфильм» запустил в производство фильм на «проблемную» тему, о которой вдруг разрешили говорить. Но назначенный режиссер не справлялся с подготовительным периодом, и руководство студии решило его отстранить. Случайно рядом оказался Нугманов (кажется, еще даже не окончивший мастерскую Соловьева во ВГИКе) — которому предложили уложиться в оставшийся бюджет и сроки. Понятно, что от таких предложений не отказываются. Новоиспеченный режиссер только настоял на праве вносить изменения в сценарий (что потом обернулось многочисленными импровизациями на съемках) — и тут же позвонил Цою, с которым уже давно договорился о будущей совместной работе. Только они и не предполагали, что их планы осуществятся так скоро. Как, надо думать, не предполагали и дальнейших последствий: готовый фильм вошел в число лидеров проката, а Цоя читатели журнала «Советский экран» назвали лучшим актером года.

Это звание в разные годы доставалось таким грандам нашего кинематографа как Баталов, Шукшин, Тихонов, Михалков, Смоктуновский; сравнивать с ними Цоя, конечно, бессмысленно. Но ведь зрители во все времена голосуют не разумом, который оценивал бы исключительно актерское мастерство, а сердцем — которое выбирает любимого актера не только за «красивые глаза», но и за какую-то совокупность качеств, максимально отражающих время. И Цой в «Игле» также соответствовал своему времени, как Михаил Ульянов в «Председателе» — своему, а Николай Еременко в «Пиратах XX века» — началу 80-х.

После показа «Иглы» на знаменитом фестивале «Сандэнс» в Парк-Сити, Цой начал принимать соблазнительные предложения — иностранцы отметили его выразительную фактуру, стали появляться какие-то идеи. Особенно настойчивы были японцы. В первую очередь это коснулось его музыкальной карьеры — группа «Кино» должна была дать в Стране восходящего солнца несколько концертов. Но японские продюсеры размышляли и о возможных киноконтрактах: в Цое им виделся второй Брюс Ли. Подобное сравнение было, конечно, очень лестным для Виктора — Брюс Ли был его любимым актером, все фильмы которого он пересматривал помногу раз и даже позаимствовал оттуда некоторые выразительные приемы и жесты. Поэтому — почему бы и нет? По свидетельству Рашида Нугманова, планы были самыми что ни на есть реальными: уже существовали договоренности о финансировании нового фильма. По сюжету это должна была быть современная вариация «Семи самураев» Акиры Куросавы, но с новыми поворотами, а сверх того — со сложным сочетанием романтической героики и одновременно иронического к ней отношения. Цой, как можно предполагать, планировался на ту роль, которую в японском оригинале исполнил Тосиро Мифуне, а в американском ремейке «Великолепная семерка»Юл Бриннер. Запуск картины был намечен на ближайшую осень… Судьба не позволила этому осуществиться.

Виктор Цой в роли Моро («Игла»)

Трагическая гибель Виктора Цоя 15 августа 1990 года подвела своеобразную черту под «золотой эпохой» русского рока. Рок-музыка сделала свое дело — освободила целое поколение и способствовала развалу целой страны, где ее, рок-музыку, долгие годы старательно запрещали. Песни протеста не прозвучали зазря — цоевский призыв «Хочу перемен» был не просто услышан, но и приведен в исполнение: перемены наступили. Выполнив свое историческое предназначение, Цой ушел — но остался в нашей памяти не «борцом», а романтиком. И его мечты о свободе, так созвучные своему времени, не потеряли своего очарования и спустя многие годы.

В 1997 году фильм «Брат» подарил стране нового героя — Данилу Багрова в исполнении Сергея Бодрова-мл. С Цоем, на первый взгляд, его ничто не роднило — он слушал Бутусова, причем открывал его музыку прямо на наших глазах, что вызывало естественные вопросы, а где же Данила был раньше и какие песни пел на войне.

Вышедший спустя три года «Брат 2» заметно расширил музыкальные пристрастия героя, в саундтрек (пользовавшийся большой популярностью) были включены песни особенно популярных в начале нулевых групп. Но, опять же, обошлось без Цоя. Хотя внутренняя связка Багрова с Моро была очевидна: то же благородное стремление к справедливости, та же готовность идти до конца, те же ёмкие афоризмы, то и дело срывающиеся с уст. Как Данила легко мог бы сказать, что «люди в мире разделяются на две категории: одни сидят на трубах, а другим нужны деньги», так и для Моро вполне естественна была бы сентенция, что «сила — в правде». Дилогия Алексея Балабанова о «Брате» не проистекала, конечно, из «Иглы» — различные жанры, различные режиссерские манеры, — но корни у этих картин были, несомненно, общими. Никто не удивился бы, если бы и Данила признался, что и у него Брюс Ли ходит в любимых актерах.

И никто не удивился, когда Сергей Бодров-мл. в собственном фильме «Сестры» откровенно расписался в любви к песням Виктора Цоя — настолько логично и естественно это было. Конечно, как же еще, если не так? Героиня Оксаны Акиньшиной любила, впрочем, еще и индийские танцы — но это мы понимаем, у всех девчонок бывают такие заскоки. Но в целом она была «настоящей», и судили мы о ней во многом благодаря тому, что она слушала группу «Кино». Если сам Бодров был младше Цоя на десять лет, то Акиньшина — на целую четверть века; но «Сестры» показали, что всё это неважно — ты можешь родиться когда угодно, но поколенческий гимн «В наших глазах» всегда будет для тебя проверкой: ты либо наш, либо нет, третьего варианта не дано.

Судьбе было угодно, чтобы и Сергей Бодров тоже погиб молодым. И хотя он успел сыграть в кино на порядок больше, чем Цой, но все равно остался для нас Данилой Багровым, суровым и честным парнем, который не предаст и не бросит. С Моро они были бы друзьями. Они оба стали для нашего киноэкрана российскими, скажем так, вариантами Супермена — с той лишь поправкой, что нам не нужны прилетевшие с других планет герои, нам нужны свои, местные, родные. Которые смогут понять нас — и которых сможем понять мы. Список таких парней в нашем кино — ничтожно мал. И Цой с Бодровым стоят в нем на одной ступени.

Виктор Цой

А книга о Бодрове, написанная известным критиком Михаилом Трофименковым, называлась «Последний герой». Кто-то, возможно, подумает, что это в честь популярного телешоу, первый сезон которого вел Сергей. Но на самом деле, разумеется, в честь великой цоевской песни.

Прошло еще несколько лет — и именно Оксане Акиньшиной вновь довелось «вернуть» Цоя на большой экран. Как известно, в фильме Валерия Тодоровского «Стиляги» очень насыщенный саундтрек, включающий в себя несколько суперхитов российского рока. Но «Восьмиклассница» выделяется и на фоне этого звукового изобилия — возможно потому, что исполняется во время любовной сцены, возможно потому, что ее исполнение наиболее прочувствовано. Константин Меладзе, отвечавший за музыкальное оформление картины, предложил очень красивую аранжировку изначально сугубо гитарной песни — тем самым подчеркнув, насколько прекрасным мелодистом был Цой.

Главную роль в «Стилягах» сыграл Антон Шагин, и он же солирует в фильме Андрея Зайцева «Бездельники», который затевался практически одновременно — только вот вышел много позже, в 2011-м году. Имя Цоя в картине не упоминается — но вся она построена на его песнях, проникнута той атмосферой романтики, которая была особенно характерна для раннего периода его творчества. Увы, несмотря на очень хороший прием в среде критиков, прокат эту ленту, как водится, практически не заметил. Хотя вполне возможно, что свое «второе рождение» она еще получит — просто не все фанаты Цоя ее еще посмотрели.

Особняком в современном «возвращении» Виктора Цоя (хотя по большому счету он никуда от нас и не уходил) стоит фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу», впервые с большим успехом показанный на ММКФ в прошлом году, но в прокат вышедший нынешним январем. Хиты Цоя здесь не звучат (они, кстати, звучат в первом фильме Лобана — «Пыль»), зато есть сам «Цой», в новом своем воплощении. Сюжет с цоевским двойником более-менее основан на реальной истории группы «Виктор», зачем-то попытавшейся однажды заменить «Кино», эксплуатируя образ ее ушедшего лидера. В фильме Рома-легенда — «Эрзац звезда» — вполне искренне, без задней мысли, подражает кумиру (тем более что и правда похож), поет свои песни, совсем не замечая при этом, каким идиотом на самом деле выглядит. Однако продюсерский расчет на то, что реинкарнация Цоя будет пользоваться таким же спросом, как и оригинал, не оправдывается — на широко разрекламированный концерт приходят всего несколько человек.

Приблизительно то же случилось и тогда, когда Рашид Нугманов и Сергей Соловьев практически одновременно задумали во второй раз войти в одну реку. В 2010-м, к 20-летию гибели Цоя, Нугманов выпустил фильм «Игла: Remix» — перемонтировав оригинальную картину, досняв новые куски, добавив анимации и архивных материалов. А Соловьев в новые времена снял «2-АССА-2», ленту, еле-еле добравшуюся до экранов в 2011 году и рассказывающую историю Алики, которая отсидела за убийство Крымова и играет теперь Анну Каренину. Место Цоя занял здесь Сергей Шнуров — новый герой нового поколения, а вместо призывных «Перемен» в финале звучит меланхоличная «Мне бы в небо». Обе ленты не то чтобы не повторили былого успеха — они вообще оказались невостребованными современным прокатом. Кинотеатры в них просто не поверили — и в результате никаких впечатляющих миллионов, как в далекие 80-е, не набралось. Почему так?.. Дело тут, конечно, не в Цое — которого в нашей стране по-прежнему любят, слушают и чтут. Дело тут… Впрочем, разговор на эту тему может быть долгим — и не имеющим прямого отношения к сегодняшней дате. Ограничимся лишь очевидным: произошедшие в нашей стране перемены за двадцать лет привели не совсем, наверное, к тому, чего на самом деле хотели те ребята, зажигавшие огоньки в Зеленом театре.

Кадр из фильма «Игла»

Виктор Цой был голосом своей эпохи. Эпоха давно закончилась, но его голос звучит до сих пор. Группа «Кино» навеки осталась в истории нашей культуры — и нет никаких сомнений, что кино еще долго будет обращаться к цоевским песням, когда возникнет нужда сказать на экране что-то самое важное. То, что трудно передать простыми словами.

26372

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
3
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×