Олег Даль: сыграть и умереть

Олег Даль: сыграть и умереть

25 мая 1941 года родился прекрасный артист Олег Даль. Его нет с нами уже более тридцати лет: он умер 3 марта 1981 года, в Киеве, не дожив двух с половиной месяцев до своего сорокалетия. И оставшись в людской памяти одним из главных актеров 60-70-х годов. Артистом, чьи герои не постареют не потому, что они навеки запечатлены на пленку, а оттого, что они — такие же, как и мы, родные нам не только десятилетия назад, но и сегодня.

«Хранить себя!.. Не приспособиться. Не обезразличиться. Обратиться внутрь — там моя сила, моя земля обетованная. Дело - моя крепость…» — писал в своем дневнике Олег Даль. Еще там есть и такая запись: «Главное — каждый свой шаг превратить в опыт… Каждый шаг — поступок — опыт... Пока не сделаю поступка — никогда не познаю правоты и неправоты. Таков мой крест… Ох, многократно бит буду!» И еще одна, возможно, самая важная: «Главное — с д е л а т ь !!!»

За почти двадцать лет — 23 роли в кино, 20 ролей в театре, 16 на телевидении. Но сколько еще при этом именно несделанного!.. После его кинодебюта в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» (вместе с Далем свою первую роль здесь сыграл Александр Збруев и вторую — Андрей Миронов) на молодого артиста буквально обрушились самые разнообразные предложения. А он — отказывался, с самых первых своих шагов в профессии не желая размениваться на пустое и уж тем более — браться за несколько фильмов одновременно. Таков был характер — требовательный, неугомонный, ершистый.

«Я, в каждой роли, я», — гласит одна из последних его дневниковых записей. «Не работать с режиссерами, пытающимися навязать свою волю, — писал Даль. — Но если он командует мной, то у нас должна быть общая платформа». Режиссер Владимир Мотыль, главная роль в фильме которого «Женя, Женечка и «Катюша»» принесла Далю первую подлинную славу, вспоминал впоследствии, как яростно артист спорил, не соглашаясь сразу натягивать на себя предложенный им рисунок роли. «Олег держался с большим достоинством… Долго противился надевать костюм с чужого плеча... Понадобилось время, пока режиссерское виденье слилось с его собственным, пока характер персонажа стал его второй натурой».

Но бывало и по-другому. Как ни мечтал Даль о роли Хлестакова (даже записал как-то: «Хлестаков — сыграть и умереть!»), но от предложения Леонида Гайдая исполнить заветную роль в его экранизации в итоге отказался. В дневнике мотивировал: «Соображения принципиального характера. Не по пути!!!». Несмотря на хорошо прошедшие пробы, не соблазнился главной ролью и в «Иронии судьбы», отверг работу с Динарой Асановой над фильмом «Беда». Подобное своеволие в те времена не проходило даром: направлявшие процесс начальники не любили свободолюбивых и независимых. Так, несогласие Даля войти в состав «Экипажа» стало причиной появления негласного приказа: три года не снимать актера на «Мосфильме».

Непримиримость в вопросах, касающихся создаваемых им образов, выразилась и в том, что знаменитые строки «Есть только миг между прошлым и будущим» из кинофильма «Земли Санникова» известны нам в исполнении не Даля, а Олега Анофриева. Так-то Даль пел с молодости, хотя не любил делать это публично и на просьбу спеть даже в дружеском кругу чаще отвечал: «Я не пою». Но многие его герои, тем не менее, поют «своим» голосом: и солдатик из «Старой, старой сказки», и Иванушка-дурачок, и Барыгин-Амурский из фильма «Не может быть», и шут из «Короля Лира». Но вот с песней искателя сказочной земли Крестовского не сложилось. Спеть-то он спел, но неудовлетворенные полученным результатом режиссер и композитор заставляли актера перепевать еще и еще. Тому, наконец, надоело, он и бросил — для себя считая, что все звучит именно так, как надо…

Похожие конфликты не раз повторялись и в театре. Когда в 1971 году Олег Ефремов позвал Даля во МХАТ на роль Пушкина в спектакле «Медная бабушка» по пьесе Л.Зорина, актер приступил к репетициям с вдохновенным азартом и страстью. А потом вдруг понял, что не может позволить себе сыграть великого поэта в посредственном, как выходило, спектакле — и на репетициях больше не появлялся. (Когда, кстати, много позже он снялся в телефильме «На стихи Пушкина…», критики отмечали, настолько наполненный поэзией актер временами похож на поэта). Отказ же спустя несколько лет от роли Пети Трофимова в «Вишневом саде» привел к вынужденному уходу артиста из родного ему «Современника»…

«Никогда не лезть в авантюры», — писал актер, имея в виду в первую очередь театральные работы. Но сам порою мог на сцене «выкинуть» такие фокусы, которые отнюдь не каждому артисту сходили с рук. Среди старых театралов до сих пор в ходу байка про то, как однажды на спектакле «Валентин и Валентина» Даль вдруг уселся на край сцены и… обратился к сидевшему в первом ряду зрителю с просьбой прикурить. Впрочем, характер Даля проявлялся не только в подобных рискованных импровизациях. Он как-то не привык прощать хамства и ленивого невнимания со стороны зрителей. Случилось, что во время творческой встречи в московском Доме ученых из зала пришла записка, которую актер тут же, согласно своей привычке, прочитал вслух: «Не кажется ли вам, что вы здесь все врете?!». Вечер на этом был закончен — оскорбленный Олег Даль просто развернулся и ушел со сцены.

Вообще, он всегда мог уйти — хотя бы просто уйти в себя, даже в немногочисленной компании друзей, посреди всеобщего веселья и разговора.

Судя по записям в дневнике, у него была чрезвычайно сложная внутренняя жизнь. Он подолгу размышлял над существованием актера как на сцене, так и в кадре, пытался привести свои ощущения в некую систему (в последние годы жизни Олег Даль преподавал актерское мастерство во ВГИКе). В этом его герои были похожи на него самого, их часто характеризовало и объединяло присущее им самосозерцание, самоуглубление. Режиссер Анатолий Эфрос так и говорил о Дале: «Отдельный человек».

Весьма показателен эпизод, произошедший на съемках телевизионной картины Эфроса «По страницам журнала Печорина». Заметив, что во время съемок сцены дуэли Даль-Печорин стреляет левой рукой, режиссер удивленно спросил у актера: «Что вы делаете?!». На что Даль ответил, что ведь у Лермонтова не сказано, в какой именно руке держит герой оружие: он убил, но не хотел убивать…

Менее чем за пять месяцев до кончины, в октябре 1980 года, Даль поделился со своим дневником: «Стал часто думать о смерти». Точно так, как и лучшие его герои, чувствующие себя лишними в отведенное им время, актер постоянно ощущал свою бесполезность, ненужность этому миру. Среди написанных им зимой 1981-го стихов есть такие строчки:

И ломать меня ломали,
и терзать меня терзали,
Гнули, гнули до земли,
А я выпрямился…

Я не клялся, не божился —
Я легко на свете жил,
Хоть в четыре стенки бился —
Волком на луну не выл…

Можно плюнуть с горки в реку,
Понатужиться, напрячься
И подпрыгнуть на вершок.
Можно душу человеку
Измолоть на порошок…

Ах, ломать меня ломать…
Ах, терзать меня терзать!..

Григорий Козинцев, без проб давший Далю знаковую для актера роль шута в своем «Короле Лире», как-то сказал о нем, не достигшем еще даже тридцатилетнего возраста: «Он не жилец». Кто-кто, а уж он-то знал, чего это стоит — играть так, как играл Олег Даль.

14165

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×