Лицо без маски, или Другие роли Гоши Куценко

Лицо без маски, или Другие роли Гоши Куценко

20 мая Гоше Куценко исполняется 45 лет. «Настоящее кино» не могло пройти мимо этой даты — но решило вспомнить при этом не самые очевидные работы знаменитого артиста, а те (редкие) его появления на экране, когда он не был похож на майора Коренева из прославившего его «Антикиллера».

Гоша Куценко так много и так неразборчиво снимается, что вопрос «Почему не бывает русских фильмов без Гоши Куценко», поставленный некогда одним центральным изданием, пять лет назад казался совсем не смешным, а был, напротив, в какой-то мере даже трагичным. И потому особо удивляешься, когда его приглашают на значимые роли режиссеры, которых принято называть у нас «авторами», — то есть те, кто снимают не маспродукт-ширпотреб, а что-то штучное, более значимое. Хотя на самом деле — чему тут удивляться: Куценко — хороший актер, просто большинство фильмодеятелей видят в нем только одну маску, даже не догадываясь, что у него в запасе таковых — с десяток. Трудно сейчас судить, что из его творческого наследия останется в веках, а что сгинет бесследно, — как-никак, в полном своем виде фильмография Куценко занимает несколько десятков строчек. Но все-таки есть в судьбе сегодняшнего юбиляра несколько проектов, у которых точно имеются определенные шансы.

«Мама, не горюй» (1997)

Без этой ленты никак не обойтись — потому что именно ей мы обязаны тому «классическому» Куценко, которого в последние полтора десятилетия имеем. До «Мамы» он уже сыграл в кино ролей десять — но маленьких и даже мелких. А здесь талант, так сказать, явил себя в полной мере, в максимальном — на тот момент — своем выражении. Куценко сыграл типового героя «лихих 90-х», но сыграл его — справедливость требует это отметить — совсем нетипично. С какой-то непонятной меланхолией в глазах. С каким-то таким привкусом, как ни странно, интеллигентного человека. Возможно, и даже скорее всего, свою значительную роль тут сыграли замысловатые диалоги Константина Мурзенко, который с их помощью тут же выбился на передовую отечественного искусства (где, впрочем, пробыл не так уж и долго). Некоторые и по сию пору называют этот сценарий Мурзенко и режиссера Максима Пежемского лучшим из того, что было написано в России с момента развала СССР — мнение спорное, но, по крайней мере, имеющее под собой определенную почву. Напомним, что это было время повальной тарантиномании, давшей в нашей стране — видимо, в силу прямолинейно истолкованной бандитской специфики — свои особенные, причудливые всходы. И то, что прочие отпрыски той моды пылятся теперь на всеядных полках Госфильмофонда, а про комедию «Мама, не горюй» вспоминают довольно-таки часто, — наглядно свидетельствует, что картина не просто зацепила, а попала непосредственно в яблочко. Все были при делах, всё было на месте — и Куценко «вписался» отлично. Сыграл — как жил, а потом со смехом вспоминал, как после премьеры к нему подошли двое и вежливо поинтересовались: мол, а вы актер или так естественно существовали?

Рассказ о фильме был бы неполон без упоминания о непонятно с какой стати вдруг появившемся спустя восемь лет нелепом продолжении — без которого легко можно было бы обойтись, если бы не непотребное желание ряда лиц срубить лишнего бабла. А еще следует два слова сказать о единственной на данный момент режиссерской работе кинодраматурга Мурзенко — «Апрель» (2002), в которой Куценко, в принципе, сыграл того же самого Артура. Любопытный был фильм, не без претензий — и пусть следа своего в отечественной истории он, считай, не оставил, кое-кто упорно привешивает ему статус «культового». Это, конечно, не так — но не потому, что внутри что-то плохо, а просто исторически, увы, не сложилось.

«Марс» (2004)

Полнометражный дебют превосходного режиссера Анны Меликян («Русалка» которой будет позже выдвинута от России на премию «Оскар»), в котором у Куценко — не просто главная роль, а роль большая, драматическая, можно даже сказать, что серьезная. И хотя и здесь он играет мужчину «сильного» — боксера, но играет его «слабым» — не на ринге, не во время подготовки к очередному бою, а в момент духовного и жизненного кризиса, утраты веры в собственные силы. Желая убежать от себя, персонаж Куценко просто садится на поезд, который уносит его в неизвестном направлении. Сойдя на станции «Маркс» (буква «к» на вывеске потерялась), он оказывается как будто бы на другой планете — где люди живут совершенно не так, как в столице, где по-другому чувствуют и даже, кажется, по-другому дышат. Он, конечно, в итоге все равно вернется назад, обратно — но все-таки будет, о чем ему потом подумать и что вспомнить.

Нельзя сказать, что картина получилась у автора идеальной. В ней много придумок (что вообще является отличительной чертой режиссерского почерка Меликян), но немало и неровностей, шероховатостей — что, в принципе, вполне простительно для дебюта. Однако то, что фильм совершенно очевидно вышел «нестандартным», помешало ему по-настоящему пробиться к народу — и несмотря на звездный статус Гоши Куценко, видели «Марс» наверняка немногие.

«Garpastum» (2005)

Для 28-летнего Алексея Германа-младшего это была всего лишь вторая большая картина — но каждый кадр ее говорит об одном: это снимает большой Мастер. Историю о том, как парнишки играют в футбол, а где-то там, за холмами, начинается тем временем Первая мировая война, Герман снял с завидным размахом: тут тебе и достоверно воссозданная эпоха, и правильно одетая массовка, и самолет столетней давности имеется. Но главное — в фильме есть уникальная атмосфера, нерв, то, что превращает зафиксированное на пленку действие в подлинное Искусство. Великолепное, одним словом, кинематографическое произведение, абсолютно «правильное» с точки зрения режиссуры, с тонкими актерскими рисунками, с изумительной операторской работой (Олег Лукичев, кстати, и «Марс» тоже снимал).

Гоша Куценко и Чулпан Хаматова

И конечно, появление здесь актера Куценко, к тому времени не просто уже разменявшего второго «Антикиллера», но и перешедшего в разряд самых снимаемых в России актеров, вызвало далеко неоднозначную реакцию. И ладно бы он просто кого-то там сыграл — так нет! Герман доверил ему… Александра Блока, гения Серебряного века! «Как так?!! — восклицали одни. — Куценко — и Блок! Это же просто издевательство!» Другие просто посмеивались, сочтя подобное забавненькой шуткой. Третьи кивали на то, что фильму просто необходима была медийная «звезда» (в довесок к Чулпан Хаматовой, которая тоже играет здесь важную, но не главную роль) — и Куценко, что называется, «выручил». А между тем, Блок в его исполнении оказался очень нежным и даже ранимым. И если отойти от всей этой суеты, забыть вообще всё, что мы знаем о Куценко, и посмотреть на него здесь незамутненными глянцевой мишурой глазами… Выйдет, как ни странно, что мы потеряли очень, очень приличного актера, который достойно мог бы играть самую серьезную классику — только ему предложить ее никто почему-то не догадался.

«Упражнения в прекрасном» (2011)

Творческий союз Гоши Куценко с режиссером Виктором Шамировым длится уже несколько лет — и, наконец, увенчался картиной, которой можно симпатизировать открыто (симпатия, допустим, к их «Дикарям» вызывает все-таки определенное недоумение). Глубокомысленные критики, понятное дело, все равно кривятся и плюются, но киноманы попроще (к каковым себя относит и автор этих строк) нашли в картине массу заслуживающих уважения плюсов. Хорошая она — по-зрительски, по-народному, по-простому хорошая. Это легкое, разговорное, необременительное, но уважительно сделанное кино, которого широким массам сегодня катастрофически не хватает. И за которое, в принципе, ни перед кем совершенно не стыдно: ни участникам съемочной группы — перед зрителем, ни зрителю — перед ними (а такое, согласитесь, через раз у нас бывает — когда сидящим в зале совестно и неловко перед самим белым экраном). И прекрасно то, что Шамиров с товарищами подарили стране вроде бы и не самую умную, но в то же время и не самую глупую, не самую блестящую, но и не самую бездарную картину. Не о ментах, не о бандитах, не о бомжах и не об олигархах, а как бы о самих себе, о своих коллегах, об актерской братии в целом. Картину, в которой от печали до радости — всего полшажочка, а от улыбки до слезы — и того меньше. Картину, которая одним своим названием (из Гете — о чем заботливо подсказывает эпиграф) напоминает нам, что упражнения в прекрасном — дело благое и всячески нужное. И не следует его забывать, а следует усиленно продолжать упражняться.

Виктор Шамиров и Гоша Куценко

Куценко здесь, что называется, купается в роли — подобно игривому дельфину, что плещется в волнах на радость себе и людям в удовольствие. Обширнейший материал — главки из сценической жизни — позволяет ему продемонстрировать всю палитру своих лицедейских дарований, причем не паясничая, а действительно, похоже, самозабвенно играя. И то, что на «Кинотавре» приз за Лучшую мужскую роль получил его партнер по картине Константин Юшкевич, очевидным образом не совсем справедливо. Награду в данном случае заслужил весь актерский ансамбль — и Гоша Куценко в том числе; пока же судьба обделила актера серьезными наградами.

«Упражнения в прекрасном» содержат в себе один уж совсем замечательный (в особенности для нас, для журналистов) эпизод. Словно бы специально для того, чтобы оградить свою картину от дурной критики, ее создатели придумали и воплотили устами героя Гоши Куценко многозначительный монолог, в котором тот популярно объясняет, что следовало бы сделать с автором излишне строгой рецензии. А именно — посмотреть ему в глаза и сказать укоризненно: «Как тебе не стыдно!..» И в связи с этим от всей души хочется пожелать актеру: поменьше бы таких неловких ситуаций! Ведь избранные места его фильмографии показывают: Куценко может быть очень интересным артистом и в принципе способен украсить собою картину не только в коммерческом, а еще и в самом положительном значении этого слова. Дело за малым — выбирать по-настоящему достойные проекты.

12714

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Американская история ужасов
Трейлер седьмого сезона
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Напарник
Трейлер
1
Оно
Трейлер №2
1
Мама!
Тизер
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Соло для Джаббы Хатта
В Lucasfilm продолжают раздувать вселенную «Звездных войн» и замахнулись на постановку фильма о Джаббе Хатте
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
по комментариям
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
17
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
4
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
3
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях