Проблемы белого человека

Проблемы белого человека

Учитывая невероятный ажиотаж вокруг «Девчонок*» Лены Данэм, «Настоящее кино» не могло отделаться куцей заметкой в обзоре пилотов. Однако чтобы высказать более взвешенное мнение, мы были вынуждены дождаться выхода первых четырех серий, как велит профессиональный этикет.

Нет никаких сомнений: «Девчонки*» HBO — главное событие второй половины американского сезона. Цех телевизионных критиков коллегиально избрал шоу Лены Данэм лучшим игровым сериалом за последние полгода. Однако дело не только в этом: «Девчонки*» спровоцировали — нет, не публичную дискуссию — настоящую свару: мнения поляризованы, оппоненты болезненно реагируют на аргументы и подчас переходят на личности, нет никаких признаков консенсуса, словно на голову зрителей свалилась дражайшая Валерия Гай Германика. У защитников — численное и, как следствие, моральное превосходство. Якобы HBO в который уже раз раздвинул индустриальный горизонт, дал право голоса очередному меньшинству, точнее, небольшой социальной группе — все-таки речь идет об избалованных белых барышнях из состоятельных семей, при всем при том его новинка — вполне состоятельное художественное произведение, а не какая-нибудь дешевая безыскусная провокация.

«Девчонки*» повествуют о четырех подругах, делящих одну квартиру. Им по двадцать с хвостиком, у каждой есть светлая карьерная мечта и большие проблемы с работой здесь и сейчас: ее либо нет вовсе, либо она противна. Важнейшее место в их жизни занимает секс и отношения. Бойфренд Ханны (Лена Данэм) — черствый нарцисс с весьма специфическими запросами, когда действие доходит до кровати. Парень Марни (Эллисон Уильямс) — чересчур чувственный рохля, а она истосковалась по более традиционному мужику. Шошанна (Зося Мамет) — девственница, что пробуждает в ней жгучий стыд. Наконец, ветреная путешественница Джесса (Джемима Керк) не слишком разборчива в связях, и в один прекрасный момент — в первой серии — это выходит ей боком: она беременна. Может быть, от серфера, но какая, в сущности, разница?

Героинь сериала можно определить двояко — как юных неустроенных горожанок или как типичных хипстеров. С какой стороны ни посмотри, язык не повернется назвать «Девчонок*» первопроходцем, хотя именно такой статус им приписывают восторженные поклонники. Продюсеры и прежде уделяли внимание молодым женщинам, но в нынешнем сезоне тема стала отраслевым трендом: любимый HBO опередили «Две девчонки без гроша*», «Новенькая*» девчонка, девчонка по имени «Уитни*», сучка из 23-й квартиры. Что и говорить, если даже Первый канал и ТНТ оказались расторопнее американского мастодонта. «Девчонки*» и не первое шоу о хипстерах для хипстеров. Еще осенью все на том же HBO показывали очаровательного «Смертельно скучающего*», в котором Джейсон Шварцман играл будущее героини Данэм, а на IFC до сих пор идет уморительная «Портландия*», где шутки об образованных, креативных и сознательных летят, как искры из неисправной динамо-машины.

Амбиции Данэм лишь немногим скромнее: в многочисленных интервью и устами своей героини она провозглашает себя голосом поколения...

От вышеперечисленных передач «Девчонки*» отличаются тональностью, весьма серьезной для комедии — так формально маркирован сериал — и слишком шутливой для драмы, как ее понимают на кабельных каналах. Данэм и приставленный к ней в качестве дядьки Джадд Эпетоу вторят друг другу: «Мы показываем настоящую жизнь, наше шоу — о настоящих людях», — тем самым надменно принижая значимость работ своих коллег. И напрасно. Комедия как способ художественного освоения реальности вообще предполагает вольное обращение со своим объектом: гротеск, гипербола, утрирование — присущие ей приемы. Если писатель-неудачник, переквалифицировавшийся в сыщика-неумеху, висит на стрелке башенных часов — несомненно, неправдоподобная, постановочная ситуация, — то это не значит, что его переживания неискренни, а авторский посыл поверхностен или тем более бессмыслен. В конце концов, когда-то в комедиях Аристофана женщин играли мужчины в причудливых масках, что не помешало ему увековечить свое имя.

Амбиции Данэм лишь немногим скромнее: в многочисленных интервью и устами своей героини она провозглашает себя голосом поколения, имея в виду, вероятно, пресловутых белых мечтательниц с гуманитарным образованием. Конечно, не совсем честно сопоставлять американское кабельное телевидение и древнегреческий театр, однако комедия с течением времени в принципе остается тождественна самой себе. В этом отношении «Девчонки*» — любопытнейший пример разрыва со всей предшествующей традицией: они начисто лишены всего комического. Ни слова, ни поступки, ни ситуации, в которых оказываются персонажи, не вызывают даже тени улыбки, причем, кажется, намеренно. Вероятно, смешными должны казаться бесконечные постельные цены — все-таки после выхода «Американского пирога» редкий жанровый образец пренебрегает генитальным юмором. Но нет: интимная близость изображена в сериале на редкость неприглядно, если не омерзительно — бледные обрюзгшие телеса главной героини терпят несчетные издевательства, вот и вся любовь. И, нет, первенство в деле изображения забавного секса принадлежит не «Девчонкам*», а «Блудливой Калифорнии», где одних только злоключений Чарли Ранкла хватит на три сезона шоу мисс Данэм. Кстати, любопытно было бы узнать мнение Хэнка Муди о своей подражательнице.

Клои из той самой 23-й квартиры как-то обронила: мол, мысль, вычитанная в сценарии трех евреев, куда убедительнее слов подруги. В комедии важна дистанция между автором и его героями — Данэм же пишет не просто о людях своего круга, но о себе. Девушку волнуют лишний вес, микробы, парни-козлы, психосоматические болезни, нежелательная беременность — она подробно делится наболевшим. Однако ее переполненные нудным мелочным педантизмом размышления ничем не лучше излияний какой-нибудь одухотворенной авторши сетевого дневника, за которым следит от силы дюжина читателей. По меркам телевидения рейтинги у «Девчонок*» как раз незавидные. Впрочем, HBO они вполне удовлетворяют, пока экзальтированные обозреватели продолжают мусолить его воскресный эфир, отваживая любителей искрометного разврата от Showtime.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×