«Любить пересмешника» | Биография Мела Брукса (часть II)

«Любить пересмешника» | Биография Мела Брукса (часть II)

В октябре Мел Брукс обрадовал поклонников намерением вернуться в большое кино — пусть не в режиссуру, а продюсирование. Мы посвятили мэтру пародии большой материал, первую часть которого можно найти здесь. Пришло время для продолжения.

Рассказ Дэвида Линча о его знакомстве с Мэлом Бруксом

В 1980 году Брукс основал собственную компанию Brooksfilms, под эгидой которой и выпустил все свои дальнейшие картины. Однако толчком к ее созданию послужило чужое творение — лента Дэвида Линча «Человек-слон», в которой снималась Энн Бэнкрофт. Осознавая, что вряд ли кто-то отнесется серьезно к фильму, на афише коего будет написано «Мел Брукс представляет», режиссер и организовал компанию, за время своего существования выпустившую двадцать картин; при этом лишь семь из них были пародийными работами самого Брукса. Из-под крыла Brooksfilms на свет появились «Муха» и ее сиквел, «Чаринг Кросс Роуд, 84», «Толстяк» и другие.

Следующим его фильмом стала глобальная пародия на жанр исторического кино под названием «Всемирная история: Часть 1»; таким способом Мел обыграл название исторического труда сэра Уолтера Райли «Всемирная история. Том 1», написанного в стенах лондонского Тауэра; продолжение так и не появилось на свет, потому что Райли был обезглавлен.

Мэл Брукс в роли Комикуса в фильме «Всемирная история: Часть 1»

«Всемирная история» — самый неоднозначный фильм Брукса, потому что более всего напоминает номера стэндапщиков из соответствующих заведений в Лас-Вегасе. Собственно говоря, именно Вегасу, как отправной точке своего пути, режиссер и подмигивает в новой картине: в новелле, посвященной Древнему Риму, где философ-стэндапщик (!) Комикус получает шанс выступить по специальности во дворце самого Цезаря. Разумеется, эту сцену нельзя было снимать нигде, кроме как в отеле-казино Ceasar's Palace, которое расположено в сердце Лас-Вегаса.

Юмор «Всемирной истории» снова становится едким и злым, только теперь уже Брукс переходит грань, отделяющую острую шутку от пошлости. Один из самых невинных примеров — сцена, где Эдипа вполне справедливо называют motherfucker. Объясняется это в том числе и тем, что одна из основных ролей — чернокожего еврея-эфиопа Иосифа — писалась специально под Ричарда Прайора. Комик опять пролетел мимо актерства из-за наркотиков, и в итоге персонаж достался дебютанту Грегори Хайнсу.

Пытаясь быть одновременно всем сразу, «Всемирная история» превратилась в набор дорогостоящих, но весьма сомнительных гэгов. При цензурном рейтинге R и бюджете в $11 млн проект собрал на родине $34 млн. Для сравнения: имея тот же рейтинг R и $2,6 млн бюджета, «Сверкающие седла» заработали $119,5 млн. Зрителям новый фильм оказался неинтересен, и режиссер Мел Брукс замолчал на шесть лет. Все это время он занимался исключительно продюсерской деятельностью и лишь однажды, в 1983 году, появился в игровом кино, сыграв вместе с Энн Бэнкрофт супружескую пару в ленте Аарона Джонсона «Быть или не быть».

Мэл Брукс в образе Йогурта в фильме «Космические яйца»

1987 год ознаменовался тем, что на экраны вышла самая дорогостоящая на тот момент пародия Мела Брукса: «Космические яйца», также известные как «Космобольцы», обошлись MGM и Brooksfilms в $22,7 млн. По большому счету, возложенных надежд комедия не оправдала. Лента была нафарширована, как гусь к Рождеству, отсылками к разнообразным культовым произведениям кинофантастики, включая «Звездный путь», «Чужих», «Планету обезьян» и даже «Трансформеров»; однако же, домашний прокат принес ленте чуть больше $38 млн. И критики, и зрители проявили редкую солидарность, сдержанно похвалив Брукса, но не забыв при этом сказать, что фильм появился слишком поздно. С момента выхода первых «Звездных войн» прошло больше десяти лет, и эффект свежести, который был бы очень ярким, делай Брукс этот фильм тогда, оказался смазанным.

постер фильма «Жизнь — дерько»

Кассовые показатели оказались крайне низкими — всего лишь $38,1 млн. Очередная коммерческая неудача приводит к тому, что через четыре года, в 1991 года режиссер снимает свой первый по-настоящему оригинальный фильм после «Продюсеров»«Жизнь — дерьмо». Это чистой воды трагикомедия, сдобренная едва заметными пародийными элементами. А еще это современная сказка, в которой слышны и ноты Оскара Уайлда, и Марка Твена, и иных классиков мировой литературы — да и не только классиков. История актуальна, персонажи целостны и реалистичны, ситуации — жизненнее некуда, и все же фильм с треском проваливается, заработав на родине лишь треть собственного бюджета. Зрительские массы не простили Бруксу такого широкого шага в сторону. Он снял серьезное и неглупое кино, а от него ждали смешных и острых пародий. Все хотели сатиры, а получили жизнь с горчинкой.

В 1975 году первым после значительного перерыва телепроектом Брукса стал пародийный сериал «Старые хреновые времена», где объектом насмешек стала легенда о Робине Гуде и ее многочисленные вариации. Протагонист здесь — круглый дурак, пафосный и тупой, прямо вылитый Максвелл Смарт из телесериала «Напряги извилины»; и окружают его соответствующие товарищи по оружию, равно как и смертельные враги. Сериал продержался 13 серий, после чего был закрыт и предан забвению. Спустя почти двадцать лет, в 1993 году на большие экраны вышла лента «Робин Гуд: Мужчины в трико», главное достоинство которой — убойные персонажи, попросту стягивавшие одеяло с главных героев — Робина и Мэриан в исполнении Кэри Элвеса и Эми Ясбек соответственно. Впрочем, это нельзя ставить в вину актерам, это скорее недоработка самого Брукса и его соавторов. Качественно и точно обсмеяв не только фильм Кевина Рейнольдса «Робин Гуд: Принц воров», но и вообще все, что так или иначе снималось о Робине Гуде, режиссер наполнил «Мужчин в трико» большим количеством самоприветов. Это началось еще в «Сверкающих седлах», но именно в этом фильме автооммажей было так много, что для критиков это сработало как красная тряпка... При объеме затрат, равном $20 млн «Робин Гуд: Мужчины в трико» собрал чуть больше $38 млн и массу негативных отзывов. Однако, как показал дальнейший опыт, самыми продаваемыми для домашнего просмотра фильмами Брука оказались именно те, к которым критики и зрители в кино отнеслись весьма скептически, а именно — «Космические яйца» и «Робин Гуд: Мужчины в трико».

Слабая касса последних лент и негативные отзывы критиков удручали, однако Мел Брукс все-таки предпринял еще одну попытку вернуть разбежавшихся зрителей, на этот раз — с привлечением тяжелой артиллерии. Он снимает пародию на фильмы о Дракуле, а на роль графа-вампира приглашает Лесли Нильсена. Несмотря на то, что фильм выходит всего лишь через три года после появления на киноэкранах «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы, «Дракула: мертвый, но довольный» играет в первую очередь на поле картины Тода Браунинга, у которого трансильванским кровососом был Бэла Лугоши. Лесли Нильсен, сохраняя на лице фирменное выражение убийственной серьезности, превратил инфернального графа в персонажа настолько уморительного, что харизма остальных действующих лиц заметно побледнела. Но и кроме Нильсена есть мастера: Питер МакНикол, сам Мел Брукс и большой поклонник клизмотерапии доктор Сьюард, роль которого исполнил другой проверенный человек — Харви Корман, работавший с Бруксом над «Сверкающими седлами», «Страхом высоты» и «Всемирной историей».

Мэл Брукс в фильме «Дракула: мертвый, но довольный»

Критики были непреклонны: мол, и юмор уже не тот, и шутки простецкие, да и вся комедия держится на одном только Лесли Нильсене. Актер, безусловно, делал половину дела, отыгрывая диалоги, которые частично были взяты из «Дракулы» Браунинга практически без изменений: в устах Нильсена они звучали как ария Ленского в исполнении Виктора Коклюшкина, и это, при желании, можно было бы отнести к простоте. И тем не менее, большинство критических отзывов сводились к одному: лучше, чем «Жизнь — дерьмо», но не «Сверкающие седла». Касса «Дракулы...» была провальной: чуть больше $10 млн при бюджете в $30 млн.

Причина постоянного неуспеха фильмов Брукса проста и печальна: поздние пародии Брукса стали беззубыми. Все, что было снято после 1980-х, исключая, пожалуй, «Жизнь — дерьмо», были пародиями в чистом виде, без фиги в кармане, а ценители жанра все еще ждали новых «Продюсеров». И с 1995 года режиссер Мел Брукс перестал снимать кино.

Именно после этого нашлось и время, и силы на то, чтобы взглянуть в сторону Бродвея. Любовь к мюзиклу Брукс пронес практически через все свою фильмографию. Почти в каждый свой фильм он вставлял музыкальные номера, иногда обосновывая их сюжетом, как в «Продюсерах» и «Сверкающих седлах»; а иногда и из чистой любви к искусству, как в остальных его работах. В какой-то момент даже «Немое кино» грозит разразиться песенкой а-ля Мэрилин Монро, и только последний фильм Брукса ограничивается танцами. В общем, Мел Брукс соглашается на создание мюзикла по мотивам своего первого фильма — «Продюсеры» и сам пишет для него песни. В 2001 году мюзикл выходит в свет. За прошедшие десять лет детище Брукса выслушивало зрительские овации более двух с половиной тысяч раз, завоевало 12 премий «Тони» и кучу других наград, а в 2009 году даже докатилось до России: в русской версии театра Александра Калягина Et Cetera Макса Биалистока играл Максим Леонидов, а Лео Блума — Егор Дружинин. Исполнители ведущих партий в оригинальной постановке Натан Лейн и Мэтью Бродерик в 2005 году снова влезли в шкуры своих героев в полнометражной киноверсии мюзикла, где снимались также Уилл Феррелл и Ума Турман.

Натан Лейн, Сьюзан Строман, Мэтью Бродерик и Мэл Брукс

После того, как стали затихать переживания, связанные со смертью жены, Мел Брукс начал работу над мюзиклом «Молодой Франкенштейн». Доктора Франкеншейна сыграл Роджер Барт, а чудовище — Шулер Хенсли. Постановка продержалась два года, с 2007 по 2009 гг., получив три премии «Тони», а также изрядное количество других наград. В 2010 году Брукс лично подтвердил, что намеревается сделать и третий мюзикл — «Сверкающие седла», и что для него уже написано несколько песен.

В 2008 году Брукс запускает сиквел фильма «Космические яйца», однако делает это в виде анимационного сериала. Из старой гвардии — он сам в роли продюсера, соавтора идеи и голоса президента Скруба и вечного всезнайки Йогурта; Джоан Риверс, снова говорящая за за андроида-фрейлину Дот Матрицу; и Дафни Зунига, озвучивающая принцессу Веспу. Стилистика рисунка представляет собой что-то среднее между газетными комиксами, «Гриффинами» и «Южным парком». Мультик прожил один сезон, что неудивительно: герои стали унылыми и несмешными, а шутки — чересчур однообразными. Да и запах пародии практически выветрился.

Мэл Брукс. © Марк Селигер

В том же 2008 году официально прекратила свое существование компания Brooksfilms, и из режиссера и продюсера Мел Брукс стал просто одним из немногих людей, которые являются одновременно лауреатами «Оскара», «Тони» и «Эмми». Он снял три фильма, входящих в сотню лучших кинокомедий всех времен по версии American Film Insitute: на 13 месте — «Молодой Франкенштейн», на 11 — «Продюсеры», а на 6 — «Сверкающие седла». 23 апреля 2010 года его именная звезда открылась на голливудской Аллее Славы. В конце концов, именно Мел сделал знаменитой фразу: «Хорошо быть королем!» — и он знает, что говорит, ведь кого, как не Мела Брукса можно называть королем пародии? Это звание он заслужил честно.

28 июня 2011 года Мелвину Камински исполнилось 85 лет. Однажды он сказал: «Внутри каждого человека живет сотня совершенно других людей. Талант писателя заключается в том, чтобы дать им всем имена, наделить личностью, характером и связать друг с другом и с человеком, в котором они существуют». Именно этим Мел и занимался всю свою жизнь, с детства и по сию пору. Пожелать ему хочется многого, но самое главное прозвучит так: оставайтесь Мелом Бруксом, мистер Брукс.

12459

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×