Моби: Приключения электроника

Моби: Приключения электроника

11 сентября исполнилось 46 лет Ричарду Холлу, известному миру как Моби. И если учесть, что Моби — самый успешный электронный музыкант на планете, то его день рождения – отличный повод оценить вклад, который он внес в кинематограф.

То, что творчество Моби (свой псевдоним Ричард получил от родителей, считавших сына потомком автора «Моби Дика» Германа Мелвилла) выйдет за пределы музыки, было понятно еще на заре его карьеры. Родившись в Нью-Йорке, Моби обучался в местной школе искусств SUNY Purchase. И, несмотря на то, что Моби изучал там философию, это не мешало ему в свободное время объединяться с однокурсниками в создании короткометражных лент, которые друзья снимали на камеру Super 8. Свои студенческие работы Моби описывает как «сюрреалистические черно-белые зарисовки, вдохновленные «Андалусским псом». «Я бы хотел пойти в киношколу сейчас, когда есть Final Cut Pro и дешевые камеры. Мы тогда снимали на Bolex: максимум 25 секунд съемки и без звука. И это стимулировало: ты мог максимально сосредоточиться на видеоряде».

Впрочем, связывать свою карьеру с кино Моби, с девяти лет игравший на музыкальных инструментах, не собирался. Воспитывавшая его мать играла на пианино и занималась живописью, так что Моби решил попробовать себя в иных областях, но продолжить семейную творческую линию. Так он начал играть на гитаре и заниматься фотографией (недавно Моби выпустил свой первый фотоальбом, где представил фотоотчет о путешествиях по миру). Игра на гитаре привела Моби в панк-группу «Vatican Commandos», обложку единственного EP которой, к слову, нарисовал Роб Зомби. Группа быстро распалась, но в прошлом году воссоединилась ради нескольких концертов.

Поэкспериментировав в 80-х с панк-роком, к девяностым Моби подошел в качестве хаус-музыканта. И уже на первом своем хите продемонстрировал врожденную синефилию: «Go», первый сингл с его дебютной пластинки «Moby» 1992 года, был построен вокруг сэмпла темы Лоры Палмер из сериала «Твин Пикс». Причем в интервью Моби рассказывает, что сделано все было легально, то есть для релиза трека (жанр которого можно определить как «прогрессивный хаус») он получил разрешение у самого Дэвида Линча. Сейчас Моби и Линч — друзья. «Пожалуй, он мой любимый американский режиссер всех времен, — признается Моби, — Я видел каждый его фильм не меньше двух-трех раз. Это интересный опыт — дружить со своими героями. И хотя его фильмы очень мрачные, в жизни Девид — общительный и добрый парень, который всегда помогает своим друзьям». Тут Моби не лукавит: в 2009-м дружба режиссера и музыканта вновь вылилась в сотрудничество, когда Линч срежиссировал анимационный клип Моби на сингл «Shot In The Back Of The Head».

И Линч — далеко не единственный именитый режиссер, поработавший над видеорядом для Моби. Буквально в июне в британском киноинституте BFI прошло мероприятие под названием «BFI BUG: Moby Special», на котором зрители смогли на большом экране увидеть наиболее выдающиеся клипы Моби, снятые такими режиссерами, как Девид ЛаШапелль, Джонас Акерлунд, Майк Майлс и Роман Коппола. После ретроспективы Моби обсудил свои видео-работы, признавшись, что когда дело доходит до клипов, он обычно дает режиссерам полную свободу. А те, в свою очередь, приглашают в клипы на его песни актрис калибра Кристины Риччи (клип «Natural Blues») и Хизер Грэм («The Day»).

Один из знаковых клипов в видеографии Моби — ролик 2002 года «We Are All Made of Stars», предварявший выход пластинки «18». В клипе Моби, облаченный в скафандр, путешествует по Голливуду, встречая множество звезд, которые демонстрируют типичные таблоидные и кино-клише. За пропитанную холодным лоском картинку отвечал режиссер Джозеф Кан, который в тот момент был одним из самых востребованных клипмейкеров, снимавшим ролики для Кристины Агилеры, Элтона Джона и Бритни Спирс. Кану удалось задействовать в видео эпохальный звездный состав, куда вошли Шон Бин, Доминик Суэйн, Тора Берч, Томми Ли, Рон Джереми, Кори Фельдман, Верн Тройер, Дейв Наварро и еще с десяток актуальных в те годы персонажей.

И хотя песня, по словам Моби, была вдохновлена квантовой физикой, в ролике ему и Кану удалось отлично проиллюстрировать уникальное положение артиста относительно других знаменитостей: Моби — звезда-аутсайдер. «Мое видео об излишествах, которые считаются в Голливуде нормой, — объяснил Кан, — Я старался показать и высокое, и низкое, но получилось в основном низкое. Высокое родилось из попытки превратить уродство Голливуда во что-то прекрасное». Рассказывая о клипе незадолго до его премьеры, Моби сообщил, что больше всего он гордится тем, что ему удалось снять в ролике Шона Бина: «Наверное, все дело в том, что я – тот еще гик, который в детстве снова и снова перечитывал «Властелина Колец». И теперь я поверить не могу, что в моем клипе снялся сам Боромир!».

«Play» вошел в историю музыки как первый альбом, каждый из восемнадцати треков которого вошел в саундтрек к фильмам, рекламным роликам, сериалам и видеоиграм

Самым успешным альбом Моби стала запись 1999 года «Play», которая сейчас считается одной из знаковых пластинок конца 90-х, но во время релиза была разругана критиками и обещала стать такой же коммерческой катастрофой, как и предыдущий релиз «Animal Rights». Переход Моби от техно к электронике с примесью панк-рока и эмбиэнт-музыки большинство слушателей встретили весьма негативно, но Моби ясно дал понять, что теперь, когда Боно и Axel Rose пишут ему хвалебные письма, он не собирается возвращаться к привычному техно.

Впрочем, его песни попадали в самые разные саундтреки задолго до успеха «Play». Еще в 1997-м Моби выпустил сборник под лаконичным заглавием «I Like to Score», где представил свои композиции, вошедшие в саундтреки таких картин как «Крик» («First Cool Hive»), «Схватка» («God Moving Over the Face of the Waters» и «New Dawn Fades»), «Квартирка Джо» («Love Theme»), «Параллельный мир» («Ah-Ah») и других лент. Туда же вошла его переработка заглавной темы из сериала о Джеймсе Бонда, записанная для «Завтра не умрет никогда». Моби выпустил свою версию отдельным синглом, а в клипе на нее примерил на себя костюм агента 007.

Однако именно «Play» вошел в историю музыки как первый альбом, каждый из восемнадцати треков которого вошел в саундтрек к фильмам, рекламным роликам, сериалам и видеоиграм. Именно это и стало одной из ключевых причин в постоянно возрастающем интересе к релизу, от которого изначально отказались все крупные лейблы. В числе картин, в саундтреки которых попали композиции с «Play», — «Угнать за 60 секунд», «Клад», «Вперед, тигры!», «Лучший друг», «Любой ценой», «Пляж», «Вечная полночь», «Превратности любви» и «Стерва». Как видно из этого списка, музыка Моби удивительным образом подходит для самых разных жанров, и именно эта универсальность сделала музыканта частым гостем саундтреков.

Учитывая то, что лицензирование музыки — основной источник доходов музыканта, приятно отмечать, что он готов помочь молодым талантам. В 2007-м Моби открыл сайт mobygratis.com, на котором начинающие кинематографисты могут подать заявку на бесплатное использование музыки артиста в своих работах. Главное условие — картина должна быть некоммерческой постановкой (использование в коммерческих целях возможно, но оно уже не бесплатно — полученные средства Моби направляет на благотворительность). По словам Моби, идея проекта родилась во время ужина с друзьями-режиссерами, которые рассказывали, как трудно получить разрешение на использование музыки для независимой постановки. «Меня все время пытаются подловить: «В чем тут уловка?». Словно я наркодиллер, который сначала вручает товар, а потом приходит забирать должок. Да, я не получаю с этого проекта ни цента. Это мой способ сказать «спасибо» кино-общине».

«Я постоянно записываю музыку, — объясняет Моби, — И многие мои треки оказываются слишком атмосферными и экспериментальными для альбомов, которые я выпускаю. Поэтому MobyGratis для меня — отличный способ поделиться с миром своими архивами. Сейчас я записываю музыку специально для проекта. Это совсем необязательно будет какой-то ударный номер: куда чаще режиссеру нужна спокойная фоновая музыка. Мне нравится писать музыку, представляя, в какой сцене она будет использована. Таким образом я выдаю себе творческий карт-бланш и пытаюсь создать именно такой фрагмент, который требуется для потенциального эпизода. Для меня этот проект — вовсе не проявление тщеславия. Я просто хочу сделать что-то полезное для кинематографистов».

В 2006-м у Моби также появилась возможность не просто записать песню для саундтрека, а создать музыкальное обрамление полнометражной картины с нуля, когда к нему обратился Ричард Келли, начавший разработку «Сказок Юга», масштабного полотна, которое должно было укрепить статус режиссера после успеха «Донни Дарко». «Мы начали работу над саундтреком еще на стадии написания сценария, — вспоминает Моби, — Так что часть музыки была готова еще до начала съемок. А не как в случае с большинством картин, когда музыку пишут чуть ли не за неделю до премьеры. В «Сказках юга» музыка шла рука об руку со сценарием. Когда я прочитал текст, я вообще ничего не понял, но мне понравилась эстетика картины, поэтому я и согласился»». Как известно, релиз картины превратился в ночной кошмар, но Моби это никак не коснулось. Скорее наоборот: критики и зрители разругали картину, но чаще всего называли саундтрек одной из самых сильных сторон постановки.

Однако не стоит ждать, что Моби переключится на создание музыки специально для фильмов. В интервью порталу TheFilmLot.com Моби весьма критично обрисовал ситуацию с саундтреками в Голливуде: «Мне совершенно неинтересно записывать традиционные оркестровые саундтреки, потому что, на мой взгляд, они все звучат одинаково. Я уважаю людей, которые пишут хорошую музыку, но я просто не могу на слух отличить один саундтрек от другого. Веселая музыка, грустная музыка, драматичная музыка, страшная музыка — один и тот же набор из раза в раз. Каждый раз слушаю и удивляюсь, зачем записывать для нового фильма новую музыку? На месте Warner Bros. я бы сделал архив из десятка вариантов под каждое настроение и вручал его режиссеру». Хотя «проектом мечты» Моби называет возможность поработать над саундтреком для картины Дэвида Линча. И нет никаких причин сомневаться в том, что когда-нибудь эта мечта станет реальностью.

10367

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×