Билли Уайлдер: от смешного до великого

Билли Уайлдер: от смешного до великого

Билли Уайлдер, прожив 95 лет, как никто другой заслужил право на титул Режиссера века. Он, конечно, не Бергман и не Феллини, зато его фильмы смотрел уж точно каждый.

В историю кино Билли Уайлдер вошел как режиссер комедий. У него получилось выработать нечто вроде эталона: он лучше всех знал, какой комедия должна быть, и лучше всех смог теорию воплотить на практике. И вполне логично, что в списке ста самых смешных картин на свете больше всего именно его фильмов (в голосовании, правда, принимали участие только американцы). И именно его, Билли Уайлдера, «В джазе только девушки» (1959, оригинальное название «Некоторые любят погорячее») по праву занимают в этом хит-параде самую верхнюю строчку. Впрочем, об этой ленте мы, пожалуй, не скажем ни слова (все ведь видели, разве нет?). А лучше оставим место для других работ мастера, которые пока еще посмотрел не каждый.

Уроженец Австро-Венгрии (ныне территория Польши) свою первую картину «Дурное семя» (1934) Билли Уайлдер поставил во Франции в сотрудничестве с уже опытным режиссером Александром Исвэем. Это была драма о парижском плейбое, примкнувшем к шайке автомобильных воров, по уши влюбившемся в героиню Даниэль Даррье и вместе с нею решившем начать новую жизнь в Касабланке. Но для своего самостоятельного режиссерского дебюта на новой родине в США Уайлдер выбрал наиболее подвластный ему комедийный жанр — так появилась «Майор и малютка» (1942). Сюжет этой ленты даже по нынешним временам довольно провокационен. На последние деньги взрослая Сьюзан покупает детский билет. На обычный немного не хватило денег, а детям ведь — в половину стоимости. Смыв макияж, переодевшись и вооружившись воздушным шариком, она легко прикидывается 12-летней школьницей. Но случайное знакомство с бравым майором слегка меняет планы героини. Тот до последнего видит в ней всего лишь ребенка — правда, весьма и весьма очаровательного.

Разумеется, успех всего мероприятия зависел не столько от режиссерского мастерства, сколько от внешности актрисы. И надо признать, 30-летняя Джинджер Роджерс (уже получившая «Оскара») выглядит в роли малютки-девчонки не то чтобы стопроцентно убедительно, но хотя бы достаточно сносно.

Два фильма Билли Уайлдер снял с великолепной Одри Хепберн. «Сабрина» вышла в 1954 году — через полгода после того, как Одри получила «Оскар» за «Римские каникулы». Забавно, что сыгравшие в этом фильме мужчины, Хамфри Богарт и Уильям Холден, будучи значительно ее старше, свои статуэтки обрели лишь немногим ранее, тоже в 50-е. Пересказывать сюжет нет смысла: «Сабрина» стала непременным атрибутом праздничной телепрограммы: вернее, не столько она сама, сколько ее ремейк 1995 года (тоже на удивление хороший с Харрисоном Фордом). Картина изящная, милая, забавная — ровно такая, какой и должна быть золотая классика жанра. По итогам года, «Оскара» присудили за лучшие костюмы, а также было еще пять номинаций, включая за женскую роль и режиссуру.

И именно в «Сабрине» персонаж Хамфри Богарта ведет Сабрину на популярный спектакль «Зуд седьмого года». Можно предположить, что Билли Уайлдер уже знал, что эта пьеса ляжет в основу его следующей одноименной картины (вышедшей в 1955-м), и проанонсировал: ждите. Обозначенный в названии зуд (чесотка) — это такое довольно распространенное явление среди мужчин, переживающих определенную стадию своего брака. Именно тогда, считают специалисты, возникает особенно безудержное желание изменить дражайшей половине. Но герой фильма, отправив жену с сыном подальше от жаркого города, полон решимости этому зуду противостоять. Даже с учетом того, что по соседству поселилась очаровательная глупенькая блондинка — сама Мэрилин Монро!

Помните эпизод с Жанной Фриске из недавней комедии «О чем говорят мужчины»? Оказывается, за 55 лет до этого про то же самое уже было снято полнометражное кино. Только вместо Жанны — Мэрилин. Понятно, что в силу невероятной фантастичности сюжета (отказать Монро?!) картина получилась не ахти: трехминутный анекдот, растянутый на полтора часа. Заветное место в истории ей обеспечил, пожалуй, только один-единственный эпизод — тот самый, где юбка Мэрилин поднимается вверх, обнажая во всей красе ее ножки. Именно из-за него в жизни актрисы произошел очередной развод, зато благодаря, возможно, именно этому эпизоду ей выпала почетная номинация на британскую «Бафту». А вот Тома Юэлла, которому суждено было воплотить чудака, пожалели настолько, что выдали артисту «Золотой глобус» — в знак утешения, надо полагать.

Мэрилин Монро и Том Юэл в «Зуде седьмого года»

Уайлдер был не прочь поработать с Монро и над третьей картиной, но увы, свершилось непоправимое — Мэрилин трагически погибла. И «Нежную Ирму» (1963) сыграла Ширли МакЛэйн. Сыграла почти случайно, не читая сценария, и была, по ее собственному признанию, чрезвычайно поражена, получив впоследствии «Золотой глобус», итальянского «Давида» и свою третью номинацию на «Оскар». Хотя чему удивляться: героиня, парижская проститутка, несомненно наследует феллиниевской Кабирии — в той же мере как самой Ирме будет наследовать «Красотка». В нее влюбляется персонаж Джека Леммона — честный полицейский, которого увольняют со службы за излишнюю расторопность. Заступившись за право Ирмы немного передохнуть после утомительной смены, он ненароком одерживает вверх над ее сутенером и сам занимает его место. Однако перспектива жить за счет любимой не устраивает героя. И он находит отличный, как ему поначалу кажется, выход: самому стать ее клиентом, но только так, чтобы она об этом не догадалась. Если честно, фильм забавен насколько, насколько вообще могут быть забавны сюжеты о женщинах трудной судьбы.

Трижды Билли Уайлдер поднимал в своих работах вопросы классового неравенства в присущей ему манере. Но если «Императорский вальс» (1948) — романтическая комедия с легкими элементами мюзикла — не стал событием, то «Один, два, три» (1961) принадлежит к числу его самых смешных шедевров. В Берлине прозябает глава немецкого отделения «Кока-колы» (блистательный Джеймс Кэгни, один из столпов «золотого Голливуда»). А тут еще босс из Атланты наказывает ему присмотреть за взбалмошной дочуркой, путешествующей по Европе. Вскоре выясняется, что в тайне от всех молодая миллионерша не только связалась с пламенным революционером, жителем соцлагеря, но и вышла за него, да еще и ждет ребенка. И именно в этот момент папа с мамой надумывают ее навестить.

Хорст Буххольц, Леон Эскин, Джеймс Кэгни, Ханнс Лотар и Памела Тиффин в «Один, два, три»

В этой картине Уайлдер, вновь вернувшийся в Европу с американским паспортом, дающим полную защиту и неприкосновенность, проходится по коммунистам из всех подвластных ему орудий, с такой едкой, почти что злобной сатирой, что остается только развести руками.

Тему социального неравенства, тающего под натиском любви, режиссер завершает в непритязательной курортной комедии «Аванти!» (1972) — «Войдите!» по-итальянски. Американский миллионер в срочном порядке прилетает в Италию: его пожилой отец погиб здесь в автокатастрофе. Как вскоре выясняется, в машине он был не один, а с женщиной, с которой втайне от семьи крутил роман на протяжении последних десяти лет. Возмущение сына естественным образом распространяется и на дочку погибшей соблазнительницы. Но от ненависти до любви, как все знают, расстояние короткое. И хотя это уже поздний Уайлдер, и былая легкость на виражах уже утеряна, Джек Леммон получил за роль «Золотой глобус», а сама картина была отмечена еще пятью номинациями.

Если иронию на свой счет американские зрители принять всегда готовы, то острую сатиру — ни за какие коврижки. «Туз в рукаве» (1951) участвовал в конкурсе Венецианского кинофестиваля и получил в итоге «Международную премию». Но в прокате фильм провалился. Пытаясь вызволить его из долговой бездны, студия даже поменяла название на «Большой карнавал» (под которым лента и поныне значится во многих справочниках) — но безуспешно. Годы расставили все по местам: к картине вернулся оригинальный заголовок, вместе с которым она и заняла важное место в послужном списке режиссера.

Герой Кирка Дагласа — прожженный журналист, в силу ряда обстоятельств изгнанный изо всех центральных изданий. Судьба привела его в захолустный городок, где не происходит ничего такого, что могло бы прогреметь в новостной ленте на всю страну, и вернуть таким образом Чака на соответствующую его амбициям орбиту. Но вот однажды в руки репортера попадает превосходный материал: мужика завалило в пещере. Носом чуя маячащую впереди Пулитцеровскую премию, журналист хватает фотоаппарат и устремляется к пострадавшему. Через день, когда вышла статья, к месту происшествия подтягиваются первые обыватели; еще через парочку в пустынной ранее местности уже не протолкнуться от туристов. И пока аборигены сколачивают себе финансовый и политический капитал, Чак протаптывает себе дорожку обратно в Нью-Йорк. «Я видела много крутых яиц в своей жизни, — говорит ему жена томящегося под камнями, благодаря такому повороту событий впервые в жизни заработавшая приличные деньги, — но тебя, похоже, варили минут двадцать».

Эту картину очень высоко ценит Вуди Аллен, называя ее у Уайлдера лучшей. Легко понять, почему: чего стоит один только многообещающий зачин, да и отменных шуток полно. Но самое смешное, пожалуй — это отменно показанный идиотизм американцев (и только ли их?), которые со всей страны бросаются к той злополучной горе, чтобы своими глазами поглядеть, что там да как. Тем не менее, ближе к финалу становится очевидно, что автор ленты больше не видит в сюжете повода для смеха и не желает выглядеть в данной ситуации циником. Постепенно сворачивая балаган, в который могла бы превратиться картина, Уайлдер заставляет героя задуматься о душе. И вместе с тем оставляет ему шанс — шанс остаться человеком.

Уолтер Маттау и Джек Леммон в «Азарте удачи»

Великолепный актер Джек Леммон сыграл в семи фильмах Билли Уайлдера. А вместе со своим закадычным другом Маттау — в трех. «Азарт удачи» (1966) принес Маттау «Оскара» за лучшую роль второго плана. Герой Леммона в этой ленте — телевизионный оператор, на глазах у миллионов зрителей получивший профессиональную травму: во время матча, не рассчитав силы и скорости, в него на полном ходу врезался крупногабаритный игрок. Инцидент мог бы закончиться обычным обмороком, но тут в дело вступает родственник пострадавшего (как раз Маттау), юрист, пронырливый настолько, что коллеги опасаются лишний раз ввязываться с ним в прения. Он мигом придумывает план: если шурин прикинется парализованным, то появится возможность вытрясти у страховых компаний если не миллион, то хотя бы половину.

Мало того, что фильм очень живо поставлен и сыгран, но еще лучше написан. Неудивительно, что помимо актерской награды он выдвигался на премию Киноакадемии еще и за сценарий (а также за работу художников и оператора). Для Уайлдера это было двенадцатое присутствие в данной категории, включая одно за лучший сюжет, и в случае с «Оскаром» последнее. Всего же у него шесть статуэток, плюс в 1988 году он получил почетную памятную награду имени Ирвинга Тальберга.

Маттау с Леммоном снялись и в последней картине Билли Уайлдера — «Дружище» (1981). У киллера возникают проблемы с выполнением ответственного задания, и все из-за излишне впечатлительного соседа по гостиничному номеру. Режиссеру удалось практически невозможное: снять скучный фильм по пьесе Франсиса Вебера. И это при том, что Вебер («Игрушка», «Беглецы», «Папаши»), несомненно, обязан числить его своим прямым учителем. Уайлдер прожил после этого еще двадцать с лишним лет и вроде бы уместны сожаления: эх, сколько бы он успел еще снять. Но нет, «Дружище» — как раз пример того, что уходить надо вовремя. Когда шутки не шутятся, великому комедиографу лучше выйти на пенсию, оставив зрителю возможность наслаждаться своими прежними шедеврами.

9328

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
Телохранитель киллера
Дублированный трейлер №2 (18+)
Призраки Исмаэля
Дублированный трейлер
Леди Макбет
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Одаренные*
Трейлер №2
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
17
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
7
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×