Другой мир | Погружение в «Океаны»

Другой мир | Погружение в «Океаны»

Документальный фильм «Океаны» как очень дорогой алкоголь: настоящий вкус раскрывается не сразу. Или как чайная церемония, или как курение хорошей сигары, кому как приятнее считать.

Завороженно начиная следить за происходящим на экране величием, с первых же кадров понимаешь, что это не телевизионное кино «о природе», которое любят крутить по Discovery или по Animal Planet — слишком уж все красиво. Но при этом действо кажется весьма простым, за ним нет великосветского пафоса и громыхания. Одни сцены плавно переходят в другие, нет никаких информационных титров, голос рассказчика практически не заметен (хотя и возвышен), а ровно через полтора часа все заканчивается.

И вот тут наступает осознание. Потому что дальше идут титры, в которых приводится список мест, где проводились съемки и список привлеченных к производству людей. Около 70 стран, три сотни членов двух десятков съемочных групп, и еще почти два десятка организаций, вложивших деньги в создание этого фильма. Головокружительная информация! И вот именно это отсутствие «великого кино о великом океане» вызывает доверие. Действительно начинаешь верить, что Жак Перрен, продюсер и сорежиссер фильма, хотел показать нам невероятную красоту и величие океанов и лишний раз напомнить, что их нужно беречь. Он не стал возвеличить собственное имя, чтобы заработать пару миллионов пожертвований в очередной фонд под благие цели. А ведь мог вполне претендовать на пафосную подачу материала! Одна только подготовка к съемкам картины заняла три года.

Жака Перрена в документалистике вполне можно сравнить с Джеймсом Кэмероном в игровом кино. И тот, и другой делают по-настоящему масштабные, высокобюджетные и зрительские картины, несущие в себе мощную идею и смысл. И тот, и другой собирают рекордные кассы, до которым их коллегам как до Луны (кто вспомнит документальный фильм, который бы собрал в прокате $32 млн., как это сделала предыдущая лента Перрена «Птицы»? Диверсии Майкла Мура тут, конечно, не в счет). Они оба невероятно тщательно готовятся к производству, конструируя и создавая уникальное съемочное оборудование, доселе не использовавшееся в кинопроизводстве.

Для «Океанов» совместно с французским министерством обороны была разработана прицепная торпеда, которая позволяла снимать китов в движении, находясь под водой все время рядом с ними. На торпеде размещен видоискатель, который по прицепному тросу крепится к скоростному крейсеру. На нем уже была установлена аппаратура, записывающая сигнал с камеры. Крейсер двигался синхронно с движениями кита и поворачивал так же, как он. А ведь нужно было еще потратить несколько недель, чтобы этого кита найти и заставить его привыкнуть к объекту рядом. Торпеду, кстати, назвали «Иона», потому что были твердо уверены в том, что гигантская рыба в итоге попросту проглотит многомиллионное изобретение.

Для того чтобы снять дельфинов, несущихся по поверхности воды, команда Перрена потратила год на разработку специального сверхлегкого крана, установленного на яхте, и системы стабилизации для него. Ведь в океане постоянные волны и качка. Обычная камера, стабилизирующая изображение по линии горизонта, выдавала бы сильно качающуюся картинку, и зритель бултыхался бы вместе с изображением. Новая система стабилизации ориентировалась не на горизонт, а на центр земли, т.е. как бы была закреплена на дне (но установленная, разумеется, на палубе), а волны перекатывались перед объективом. Яхта двигалась вместе со стаей дельфинов, камера была опущена максимально близко к воде, и создавалось ощущение необычайного полета, красивого и удивительного.

Эти и еще многие другие разработки для фильма появились лишь потому, что у режиссера изначально было видение того, как должно выглядеть это кино. Идея — самая дорогая конструкция — была во главе угла. Перрен хотел, чтобы мы видели свет луны на дне, и вместе с командой он это сделал. Придумал, что морского дракона нужно снять выплывающим из воды на берег на фоне взлета космической ракеты, потратил время и ресурсы и снял эти кадры (хотя я до сих пор не представляю, скольких усилий это стоило). Решил, что кита нужно снимать синхронно с движением, для чего и была разработана «Иона». Не зря ведь многие океанологи после просмотра ленты были в восхищении и признавались, что никогда еще не видели объектов своих исследований столь близко, объемно и точно.

А ведь еще была неудачная экспедиция в Антарктиду, когда через несколько месяцев съемочная группа вернулась ни с чем. И выезды в течение трех лет к побережью Африки, где проходил нерест сардин. Скольких усилий это стоило! Бескомпромиссная работа и изначально проработанный замысел на примере Жака Перрена и компании дают сто очков вперед любой попытке коллег-документалистов собрать кино «из того, что получилось». Не получится.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Киноправда с Леонидом Млечиным
«Киноправда» о фильме «Путевка в жизнь»
Американская история ужасов
Трейлер седьмого сезона
Путевка в жизнь
«Киноправда» о фильме «Путевка в жизнь»
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Напарник
Трейлер
1
Оно
Трейлер №2
1
Мама!
Тизер
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Соло для Джаббы Хатта
В Lucasfilm продолжают раздувать вселенную «Звездных войн» и замахнулись на постановку фильма о Джаббе Хатте
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
17
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×