Другой мир | Погружение в «Океаны»

Другой мир | Погружение в «Океаны»

Документальный фильм «Океаны» как очень дорогой алкоголь: настоящий вкус раскрывается не сразу. Или как чайная церемония, или как курение хорошей сигары, кому как приятнее считать.

Завороженно начиная следить за происходящим на экране величием, с первых же кадров понимаешь, что это не телевизионное кино «о природе», которое любят крутить по Discovery или по Animal Planet — слишком уж все красиво. Но при этом действо кажется весьма простым, за ним нет великосветского пафоса и громыхания. Одни сцены плавно переходят в другие, нет никаких информационных титров, голос рассказчика практически не заметен (хотя и возвышен), а ровно через полтора часа все заканчивается.

И вот тут наступает осознание. Потому что дальше идут титры, в которых приводится список мест, где проводились съемки и список привлеченных к производству людей. Около 70 стран, три сотни членов двух десятков съемочных групп, и еще почти два десятка организаций, вложивших деньги в создание этого фильма. Головокружительная информация! И вот именно это отсутствие «великого кино о великом океане» вызывает доверие. Действительно начинаешь верить, что Жак Перрен, продюсер и сорежиссер фильма, хотел показать нам невероятную красоту и величие океанов и лишний раз напомнить, что их нужно беречь. Он не стал возвеличить собственное имя, чтобы заработать пару миллионов пожертвований в очередной фонд под благие цели. А ведь мог вполне претендовать на пафосную подачу материала! Одна только подготовка к съемкам картины заняла три года.

Жака Перрена в документалистике вполне можно сравнить с Джеймсом Кэмероном в игровом кино. И тот, и другой делают по-настоящему масштабные, высокобюджетные и зрительские картины, несущие в себе мощную идею и смысл. И тот, и другой собирают рекордные кассы, до которым их коллегам как до Луны (кто вспомнит документальный фильм, который бы собрал в прокате $32 млн., как это сделала предыдущая лента Перрена «Птицы»? Диверсии Майкла Мура тут, конечно, не в счет). Они оба невероятно тщательно готовятся к производству, конструируя и создавая уникальное съемочное оборудование, доселе не использовавшееся в кинопроизводстве.

Для «Океанов» совместно с французским министерством обороны была разработана прицепная торпеда, которая позволяла снимать китов в движении, находясь под водой все время рядом с ними. На торпеде размещен видоискатель, который по прицепному тросу крепится к скоростному крейсеру. На нем уже была установлена аппаратура, записывающая сигнал с камеры. Крейсер двигался синхронно с движениями кита и поворачивал так же, как он. А ведь нужно было еще потратить несколько недель, чтобы этого кита найти и заставить его привыкнуть к объекту рядом. Торпеду, кстати, назвали «Иона», потому что были твердо уверены в том, что гигантская рыба в итоге попросту проглотит многомиллионное изобретение.

Для того чтобы снять дельфинов, несущихся по поверхности воды, команда Перрена потратила год на разработку специального сверхлегкого крана, установленного на яхте, и системы стабилизации для него. Ведь в океане постоянные волны и качка. Обычная камера, стабилизирующая изображение по линии горизонта, выдавала бы сильно качающуюся картинку, и зритель бултыхался бы вместе с изображением. Новая система стабилизации ориентировалась не на горизонт, а на центр земли, т.е. как бы была закреплена на дне (но установленная, разумеется, на палубе), а волны перекатывались перед объективом. Яхта двигалась вместе со стаей дельфинов, камера была опущена максимально близко к воде, и создавалось ощущение необычайного полета, красивого и удивительного.

Эти и еще многие другие разработки для фильма появились лишь потому, что у режиссера изначально было видение того, как должно выглядеть это кино. Идея — самая дорогая конструкция — была во главе угла. Перрен хотел, чтобы мы видели свет луны на дне, и вместе с командой он это сделал. Придумал, что морского дракона нужно снять выплывающим из воды на берег на фоне взлета космической ракеты, потратил время и ресурсы и снял эти кадры (хотя я до сих пор не представляю, скольких усилий это стоило). Решил, что кита нужно снимать синхронно с движением, для чего и была разработана «Иона». Не зря ведь многие океанологи после просмотра ленты были в восхищении и признавались, что никогда еще не видели объектов своих исследований столь близко, объемно и точно.

А ведь еще была неудачная экспедиция в Антарктиду, когда через несколько месяцев съемочная группа вернулась ни с чем. И выезды в течение трех лет к побережью Африки, где проходил нерест сардин. Скольких усилий это стоило! Бескомпромиссная работа и изначально проработанный замысел на примере Жака Перрена и компании дают сто очков вперед любой попытке коллег-документалистов собрать кино «из того, что получилось». Не получится.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×