Элиа Казан, великий предатель

Элиа Казан, великий предатель

Когда Элиа Казану вручали почетный «Оскар» за вклад в мировое кино, стоя аплодировала только половина зала. Те, кто принципиально остались сидеть, не смогли простить Казана-человека. Каким бы великим не был Казан-режиссер.

— Если бы снова пришлось пережить подобное, я бы подумал и, может быть, поступил бы наоборот. Хотя если бы я подумал еще, то поступил точно также.

Так, спустя много лет, Элиа Казан говорил о том, что навсегда разрушило его репутацию порядочного человека. Во времена всеамериканской травли коммунистов (о том, как это было, рассказывает знакомый многим фильм «Доброй ночи и удачи») Казан, сам пробывший два года в Компартии, но тяжело разочаровавшийся в ее идеалах, сдал своих бывших соратников Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Об этом можно было бы и не вспоминать сегодня, но для многих этот поступок навсегда перекрыл любые достижения Элиа Казана в кино. А достижения были, и были значительными.

Лучшим фильмом Казана по праву считается «В порту» (1954), получивший восемь «Оскаров», включая режиссерский и как фильм года. Это замечательная картина, оставляющая после себя ощущение чего-то большего, чем обычно бывает после кино. Может, это зовется Правдой, может, Искусством. И совершенно, в общем-то, неважно, что многими она воспринимается лишь как попытка режиссера оправдать свое предательство — от того и удачная, поскольку было в чем исповедаться.

Однажды вечером Терри Малой (Марлон Брандо) — бывший боксер, а теперь докер с простой житейской философией «Врежь ему, пока он не врезал тебе» — выполняет наказ своего босса и под невинным предлогом приглашает товарища подняться на голубятню. Он думал, что с ним просто «поговорят», а парня сбросили с крыши — за то, что тот собирался рассказать, как на самом деле обстоят дела в порту, кто и на каких условиях там верховодит. Вскоре и сам Терри оказывается в центре всеобщего внимания: полицейские зовут его свидетелем в суд, чтобы все рассказал, местный мафиози старается припугнуть посильнее, дабы помалкивал, священник призывает идти до конца: «Римляне убедились, что может сделать горстка людей — если это правильные люди». А сестра погибшего и любит его, и ненавидит. «Не раздумывай — делай», — говорится в фильме, но сказать, конечно же, всегда легче.

Марлон Брандо в фильме «В порту»

В этом фильме сконцентрированы все основные темы, волновавшие режиссера и до, и после. Тема предательства — лишь одна из них, зато главная. Даже странно, что Элиа Казан ни разу не перенес на экран Шекспира. Тем более что Решимость и Нерешительность — вот еще подлинно «шекспировские» качества, которые постоянно заботят режиссера. Герой Брандо «В порту» весь фильм раздумывает, имеет ли смысл именно ему менять ситуацию.

Другой лейтмотив творчества Элиа Казана — мечта о разделенной любви. Это обязательный элемент вообще практически любого фильма, но у Казана он приобретает практически эпическое значение, зачастую полное библейского смысла.

Но вернемся к фильму «В порту». Занимательный факт: помимо Брандо, получившего «Оскара» за лучшую мужскую роль, на премию Киноакадемии претендовало еще три (!) снимавшихся вместе с ним актера — в номинации «второго плана». И все трое проиграли. Спустя 18 лет уникальная ситуация повторится один в один: Брандо получит второго «Оскара» за «Крестного отца», а его напарники — снова втроем! — останутся, к сожалению, ни с чем.

О первом совместном фильме Казана и Брандо мы уже недавно писали — это был «Трамвай «Желание», не будем повторяться (по той же причине вычеркнем из нынешнего рассказа и «Куколку» — рассказ об этих картинах вы найдете в первой части статьи «Кино Теннесси Уильямса»). Их следующим общим шагом стала драма о мексиканской революции «Вива, Сапата!» (1952). Сапата — это простой мужик, ставший сперва генералом, а там уж и правителем страны. Но не потому, что сам так хотел, а просто жизнь не оставила других вариантов. У людей отобрали землю. Президент обещал разобраться, да только крестьянину нужна земля, а не обещания, его забота — пахать, сажать, собирать урожай, тут не до проволочек. Делать нечего — пришлось исправлять ситуацию. Только вот проблема в том, что взяв оружие, отставлять в сторону его уже не имеет смысла…

Марлон Брандо в фильме «Вива, Сапата!»

Главный аттракцион этого фильма — конечно же, Брандо. Неужели это он же недавно сыграл неистового поляка Стэнли Ковальского, а позже выступит в роли туповатого боксера-докера?! Ведь тут он — самый что ни на есть настоящий мексиканец, с такими странными, кажется даже, что косоватыми глазами… Неужто это один и тот же человек?! (А год спустя, в «Юлии Цезаре», Брандо и вовсе, без шуток, станет римлянином Марком Антонием — какой гигантский диапазон перевоплощения!) По большому счету, только ради него и стоит смотреть эту картину — чтобы увидеть, как он играет трагедию человека, который отчаянно боролся, а в конце, так вышло, немного подзабыл, за что.

Брандо получил за Сапату приз Каннского кинофестиваля. А «Оскар» достался его экранному брату — Энтони Куинну. Тот, настоящий мексиканец, всерьез претендовал на главную роль (тем более что с успехом подменял Брандо на сцене), но вынужден был довольствоваться второплановой ролью — зато уж здесь отыгрался. И именно его сцена кажется ключевой в картине. Победив врагов, революционер вопрошает: а что с этого мне? какая награда? разве я не заслужил?..

Казан и впоследствии не раз хотел работать с Брандо — он видел его и в «Дикой реке», и в «Сделке»… Но не сложилось. Вместо него режиссер нашел Джеймса Дина. Они были похожи — 23-летний Джеймс и его кумир Марлон. Их фирменный взгляд исподлобья приводил в трепет не только экранных подружек, но и попросту открыл новую эпоху в кино — эпоху, когда стало можно так смотреть. Но, увы, и этот творческий союз длился ненадолго. Молодой актер погиб, сыграв большие роли всего в трех картинах, но успев сделать то, чего другим порою не удается за всю их творческую жизнь: стать легендой.

Ричард Давалос, Джеймс Дин и Джо Ван Флит в фильме «К востоку от рая»

Герой Дина в фильме «К востоку от рая» (1955) — неприкаянный юнец, который сам понимает, что он — «плохой», но ничего поделать с этим не может, как ни старается. Он не похож на своего благородного, «хорошего» отца, живущего с Библией в руках — значит, всё это в мать. Та тоже «плохая» — бросила их с братом в младенчестве, и отец всегда говорил, что она давно умерла. Но нет, Кэл находит ее — злую, жестокую, жадную до денег; она живет неподалеку, содержит бордель («Оскар» актрисе Джо Ван Флит). Парень просит у нее взаймы — ради отца, чтобы вложиться в бизнес и вернуть тому потерянное состояние. Но все усилия тщетны: отец все равно больше любит другого — «хорошего» — сына…

Казан, взявший за основу роман Джона Стейнбека (великого писателя, будущего Нобелевского лауреата) практически не скрывает, что противопоставляет братьев как Каина и Авеля. И всячески подчеркивает это, используя все подвластные ему художественные средства. Казалось бы, разговор об иконописности кадра — это про Бергмана, про Тарковского; куда там Голливуду до таких нюансов. И тем не менее, полные смысла мизансцены, пластичность жестов, выразительная сосредоточенность фигур — все это характерно и для Казана (недаром сыгравшие у него Брандо и Дин сами превратились в подлинные иконы мирового кино). Обожавший немые фильмы (и в частности, прогремевшие везде русские шедевры), режиссер старался всегда снимать так, чтобы было понятно без слов. И после лучших картин Казана особенно четко осознаешь «секреты мастерства»: в истории должна быть боль, а в кадре должна быть красота.

К числу выдающихся работ Казана принадлежит и «Лицо в толпе» (1957). В небольшом городке есть своя радиостанция, и однажды там появляется новый ди-джей. Это журналистке, делавшей репортаж из местной тюрьмы, понравилось, как один из задержанных поет да байки травит, — вот она и предложила ему поработать вместе. «Не нужна мне работа» — «Как так?» — «Там, на работе, еще и делать что-то надо», — отнекивается сперва бродяга, но вскоре привыкает и начинает получать удовольствие. Его слушают — язык у мужика подвешен отменно. Но более того — его слушаются: народ с радостью исполняет все, чтобы тот не брякнул. Постепенно в передаче появляются рекламодатели. Потом настает черед сногсшибательной телевизионной карьеры.

Элиа Казан на съемочной площадке фильма «К востоку от рая»

Снимая, несомненно, фильм-разоблачение, Казан одновременно научил широкую публику ряду приемов, которые в ходу и сегодня. Рабочую встречу «пиарщика из масс» с сенатором, мечтающим стать президентом, наверняка постоянно прокручивают в соответствующих школах. «Люди должны уважать его!» — противятся сторонники старого подхода, на что следует убедительный и даже угрожающий в своей настойчивости ответ: «Вы что, считаете, что люди покупают пиво, селедку и салфетки потому, что они их уважают? Тебя должны любить! Любить!». На ходу разрабатывается новый имидж сенатора. У того, на беду, кошка… «А моя публика любит собак. Одно появление на публике с собакой стоит десяти речей». Комментарии, как говорится, излишни — этот урок хорошо выучили едва ли не все действующие политики мира.

Казан (мало похожий на идеалиста) ошибся только в одном — в выбранной для фильма финальной фразе: «Наша сила в том, что мы учимся на наших ошибках». Ни фига. Всё повторяется стократно. Даже не знаем, с кем из сегодняшних звезд сравнить героя этого фильма — слишком большой получается список…

Совсем другая у Казана «Америка, Америка» (1963), ставшая последним его крупным успехом (Главный приз в Сан-Себастьяне, номинация за «лучший фильм» на «Оскаре»). Эпическая (почти трехчасовая) картина открывается и завершается голосом самого автора — в данном случае не только режиссера, но также писателя и сценариста. Это его история, история его рода, история его родного дяди.

Кадр из фильма «Америка, Америка»

Юный Ставрос грезит об Америке — родные края захвачены турками, никакой жизни нет ни друзьям-армянам, ни родичам-грекам. Только вот дорога больно далека, не всякий одолеет. Угадав настроения сына, отец отсылает его в Константинополь с заветом: добраться до Америки, обустроиться там и вывезти в дальнейшем к себе всю семью. Получив ишака, еду, одежду и все драгоценности, Ставрос достигает столицы налегке: народ в округе жесток к путешественникам. Но сдаваться и отрекаться от мечты юноша не намерен: у причала стоит корабль, готовый пересечь океан. Стремясь заработать на билет, герой фильма нагружает себя самой тяжелой, до изнеможения работой. И лишь затем склоняется к куда как более легкому варианту — к выгодной женитьбе… Он верит: Америка смоет любую грязь, какая только к нему на этом пути не прилипнет.

Не постарела и картина «Паника на улицах» (1950), хотя и не отличается (по сравнению с другими лентами) особой философской или жизненной глубиной. Просто это — жанр, четкий, эффективный, нисколько не изменившийся и по нынешнюю пору. В порту найден убитый человек. Сотрудник морга, осматривающий тело (его играет сам Казан), быстро понимает, что смерть настигла бы несчастного в любом случае: тот заражен легочной чумой. Доктор (Ричард Уидмарк), понимающий, как далеко всё может зайти, настаивает: необходимо срочно разыскать всех, кто контактировал с носителем вируса, включая и его убийцу (Джек Пэленс).

Джек Пэленс в фильме «Паника на улицах»

Однако название обещает нечто большее, чем, собственно, показано в фильме: паники на улицах (непременной в современных картинах) удается избежать — вирус обесточен до того, как выходят утренние газеты. Но матрица, работающая и сейчас, заложена практически безупречно («Оскар» за сюжет фильма — была тогда такая номинация). У доктора, как назло, первый выходной за шесть недель (как и у всех тех, кто будет спасать мир в последующие полвека), недоброжелательный поначалу полицейский по ходу дела становится другом, проныра-газетчик настаивает на том, что люди обязаны знать правду… Нет разве что противодействия властей и армии — что обязательно включили бы в сюжет сегодня; но тогда, стало быть, к властям в Америке было больше доверия.

9397

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×