Послесловие к фестивалю «Завтра»

Послесловие к фестивалю «Завтра»

Третий Международный фестиваль современного кино «Завтра» пролетел мгновенно — всего за четыре дня. Но вспоминать его будут долго, потому что этот фестиваль берет не количеством показанных картин, а качеством.

«Современное кино», как можно судить из подобранных программным директором фестиваля Алексеем Медведевым фильмов, очень разнообразно и не вписывается в какие-то раз и навсегда определенные «искусствоведческие» рамки. Другими словами, общего между участниками конкурса было крайне немного, все девять картин были разными и о разном.

«Все билеты проданы!» (реж. Ю Жун Хань, Малайзия) — одновременно и мюзикл, и едкая сатира. Героиня фильма ведет на телевидении никому ненужную передачу об искусстве — в частности, берет интервью у режиссера, который на все вопросы по поводу своего скучного, но премированного где-то фильма может сказать разве что: «И да, и нет». Естественно, она завидует ведущей реалити-шоу — ту все знают, ту все смотрят. И желая перещеголять ненавистную коллегу, придумывает совсем уж радикальный «концепт»: фиксировать смерть человека. Шоу, сместившее в эфире также ставшие ненужными выпуски новостей, бьет все рейтинги, но вдруг возникает непредвиденная проблема: трудно все-таки предугадать, кто из жителей огромного города соберется умирать именно сегодня…

А параллельно развивается история молодого изобретателя, придумавшего чудодейственный кухонный комбайн и уволенного за это из компании, в которой предпочитают тупо копировать чужое, но проверенное, и главное так, чтобы любая вещь тотчас ломалась после окончания гарантийного срока: тогда клиенту придется покупать новую. В финале фильма герои «помогают» друг другу — но не слишком ли дорогой ценой?..

Много ли мы знаем о кинематографе Малайзии? Тем удивительнее узнать, что и там снимают такие совершенно очаровательные, наполненные свежим дыханием картины. Да что значит «и там»? У нас бы так снимать научились, право слово! Чтобы и на молодых актеров приятно было смотреть, и чтобы смешно без пошлостей было, и чтобы от музыки и песен не тошнило, а наоборот — подпевать бы хотелось.

К сожалению, жюри не сочло «зрительский» мюзикл достойным фестивальных призов. Впрочем, никак нельзя сказать, что награды ушли фильмам, этого недостойным. «Завтра» как раз и отличается от других фестивалей тем, что «лишних» картин здесь попросту нет — все в какой-то мере стоят того, чтобы их увидели. Необходимо напомнить, что фестиваль отличается и другим — здесь нет привычных номинаций за лучшую режиссуру или мужскую и женскую роль, а вместо привычного на всех кинофорумах жюри кинокритиков свой специальный приз вручает жюри, состоящее из блогеров.

Они, эти блогеры, в этом году выделили американскую драму «Большой фанат» (реж. Роберт Сигел). Фильм необычный, в первую очередь своей историей. Толстяк Пол вполне счастлив, хоть и живет в свои 35 по-прежнему с ворчливой матерью, хоть и сидит сиднем на подземной стоянке сторожем (в то время как брат, например, стал успешным юристом), но такая растительная жизнь его более чем устраивает. У него есть один друг и одна на двоих общая отрада: любимая футбольная команда. Хотя о том, что речь идет именно о футболе (понятно, об американском), «непродвинутый» зритель может и не догадаться: фанат если и добирается до стадиона, то лишь для того, чтобы устроиться под его стенами и… слушать игру по радио — для того, чтобы расходовать весь свой нехилый азарт болельщика, ему хватает даже этого. Радио играет в жизни Пола и другую роль: ночами он регулярно дозванивается в эфир спортивной передачи, страстно зачитывая по бумажке речь, в творческих муках придуманную за день.

И вот однажды друзья видят кумира — лучшего игрока «своего» клуба. Однако встреча идет совсем не по намеченному плану: не разобрав его добрых намерений, «звезда» в припадке ярости жестоко избивает преданного фаната. Очнувшись только через три дня, Пол первым делом интересуется счетом пропущенного матча. Увы, его команда проиграла, так как игру пропустил и задержанный полицией спортсмен. Что теперь: добиваться справедливости и возмещения убытков для себя или все забыть, дабы футболист побыстрее мог вернуться на поле и вместе с любимой командой продолжить борьбу за главное, ради чего и жить-то стоит на свете — за Суперкубок? Фильм не остался незамеченным и большим жюри под председательством прославленного чилийского мэтра Алехандро Ходоровского. В номинации «Актеры» призом заслуженно был отмечен Пэттон Осволт, о котором мы раньше знали, пожалуй, лишь то, что именно он в оригинале озвучивал крысу Реми в «Рататуе». Кто знает, может теперь актер повторит успех Ричарда Дженкинса, которого после победы на ММКФ выдвинули на «Оскар»? Почему нет — Осволт вполне этого заслуживает.

Но награду за «Историю» у «Большого фаната» отобрала «Служанка» (реж. Себастьян Сильва, Чили-Мексика), ранее уже победившая в конкурсе мирового кино на фестивале в Сандэнс. В этой картине все внимание также полностью отдано простому человеку. Ракель прислуживает одной семье уже долгие годы, всех детей вырастила, полностью отказавшись от какой-либо возможности собственного личного счастья. Она нелюдима, у нее свои причуды, первая из которых — тотальная неприязнь к конкуренткам. За таковых она принимает новых служанок, которых хозяйка наняла, казалось бы, ей в подмогу. Но Ракель, несмотря на усталость и мучащие ее головные боли, совершенно не готова от кого-либо принимать помощь по хозяйству. И она решительно изгоняет из дома и молодую неопытную девушку и прожженную пожилую кухарку. Ее методы просты, но эффективны: стоит тем выйти за порог, как Ракель запирает все двери и делает вид, что не слышит разъяренных стуков; стоит тем помыться, как она тут же врывается в ванную и принимается все дезинфицировать — кто такое долго выдержит? Но находится однажды добрая душа, которую эти злобные проделки не раздражают, она готова понять их и простить. А вместе с тем придать недостающих Ракель сил, чтобы та начала получать от жизни давно заслуженное удовольствие.

Целых два приза — за «Звук» и «Изображение» жюри (в которое также вошли наша Полина Агуреева, победитель прошлогоднего «Завтра» Жан-Стефан Совер и легендарный актер Рутгер Хауэр) отдало норвежской картине «Север» (реж. Руне Денстад Ланглу). У нее уже есть приз FIPRESCI Берлинской «Панорамы», и московские награды — прекрасное тому дополнение. Это наполненный комедийными интонациями и заснеженными пейзажами фильм о человеке, который потерял, казалось бы, все и даже самого себя. Но вот он узнает, что бывшая девушка родила — и не кого-то там, а его (его!) ребенка. Вместе с целью — посмотреть на младенца, он обретает и надежду: на что-то новое, на возможное возрождение. И бросается в дорогу, встречая по пути таких же как он, потерявшихся в этой жизни.

Ну а главный приз фестиваля совершенно заслуженно достался единственному безусловному фавориту: канадскому фильму «Я убил свою маму» (реж. Ксавье Долан). Это душераздирающее признание 16-летнего мальчугана в своей нелюбви к матери — самому родному, вроде как, для всех человеку. Он «убил» ее не молотком, не лопатой — он просто сказал на уроке, что она умерла; ему просто стыдно, что она у него есть — вот такая. Причем мать как раз совершенно нормальная, ее никак нельзя обвинить, скажем, в аморальности или алкоголизме. Претензии юноши иного порядка: ему не нравится, как она ест, что она слушает, что покупает. С категорическим максимализмом он не принимает того, какая она. Хотя на самом-то деле, это не она плохая, это он — безмозглый малец; а ее вина, по сути, состоит разве что в том, что она избаловала единственного сына, слишком сильно не чаяла в нем души — вот и получила…

«Я убил» — на редкость правдивое кино о том, как нелепо и бессмысленно дети теряют связь с вырастившими их взрослыми. Автор фильма не многим старше своего героя — Ксавье Долану всего 20 лет. Это, по его словам, практически автобиография, но он ни в коей мере не оправдывает себя, а напротив, беспощадно показывает, насколько излишне был жесток к человеку, которого любит (или должен любить) больше всего на свете. В ближайшее время (если ничего не сорвется) эту ленту обещают выпустить в российский прокат, конечно, чрезвычайно ограниченным числом копий. Но даже если вам не повезет увидеть фильм в кинозале — ищите его затем на DVD, скачивайте в интернете: потому, что он стоит того, чтобы его посмотреть, и потому, что это, похоже, действительно одна из самых интересных картин года. Уверен, у «Мамы», показанной весной в неглавной программе Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссеров» и получившей там аж три награды, никак не меньше шансов попасть в число номинантов на «иноязычный» «Оскар», чем у таких признанных хитов основного каннского конкурса как «Пророк» или «Белая лента».

В конце каждого подобного киносмотра принято прощаться до следующего года. Этот же фестиваль может позволить себе проститься со зрителями «до «Завтра». И правда, искренне хотелось бы, чтобы у такого (нормального, волнующего, нешаблонного, интересного) кино в нашей стране завтра случалось не раз в год — а ежедневно.

2290

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×