Зомби

Зомби. К 80-летию жанра

Зомби

За восемьдесят лет, что существует поджанр фильмов о зомби, он пережил немало взлетов и падений, в числе которых нашлось место и номинации фильма на тему оживших мертвецов на премию «Оскар». К высокому искусству эти произведения никогда не относились, но это не останавливает энтузиастов, к которым без сомнения относится и корифей жанра Джордж Эндрю Ромеро. А началось все в 1929 году с записок одного путешественника…

Происхождение вида

Об экзотическом персонаже, именуемом зомби, американцы впервые услышали в 1929 году, когда долгое время проживший на Гаити репортер Уильям Сибрук опубликовал книгу под названием «Остров магии», где, рассказывая о таинствах вуду, посвятил немало места и зомбированию жрецами своей паствы.

Голливуд отреагировал молниеносно: «Белый Зомби» (White Zombie), снятый режиссером Виктором Халперином за $50 тыс., вышел на экраны в 1932 году. В фильм был приглашен легендарный актер румынского происхождения Бела Лугоши (1882-1956), прогремевший годом ранее ролью графа Дракулы в классической экранизации романа Брэма Стокера.

Сюжет «Белого Зомби» приглашал зрителей отправиться вслед за влюбленной парой в Вест-Индию (разумеется, съемки фильма не выходили за пределы павильонов RKO на Вашингтонском Бульваре). Приглашенные в поместье богатого плантатора влюбленные становились свидетелями темных ритуалов вуду, которые проводил местный рабовладелец (Бела Лугоши), чтобы заполучить себе в подчинение новых рабов, безропотно вкалывающих на плантациях и исполняющих любое желание своего повелителя.

Первые в истории кинематографа зомби появились на пятой минуте фильма: в лохмотьях, молчаливые, бесцельно бредущие в ночи по направлению к проселочной дороге, устремив на луну взгляд пустых глаз. Они послушны своему господину, они безмолвны, они не чувствуют и не испытывают никаких эмоций. Собственно, первые зомби не были агрессивны: они убивали только по приказу своего господина, но уже тогда отказывались умирать от огнестрельного оружия. Разумеется, о поедании человеческой плоти в те времена не могло быть и речи: во-первых, «классический» зомби в понимании зрителей был только инструментом в руках своего хозяина, во-вторых, подобное действо ни под каким видом не смогло бы попасть на экраны кинотеатров.

Фильм заметили, но зомби так и не удостоились постоянной прописки на экранах: в те годы в голливудских ужасах главенствовали граф Дракула (Бела Лугоши) и чудовище Франкенштейна (Борис Карлофф).

Зомби (от банту-конголезского «nzambi» — «бог») — оживший мертвец, не способный мыслить, чувствовать, принимать самостоятельные решения, существующий только для того, чтобы исполнять приказы своего создателя — колдуна… (Википедия)

На протяжении следующих двадцати лет зомби так и не стали популярными киногероями. Виктор Халперин предпринял еще одну попытку вывести их на экраны, спустя четыре года сняв «Бунт зомби» (Revolt of the Zombie). Действие фильма было перенесено в Камбоджу, влюбленная парочка уступила место небольшой группе энтузиастов, стремящихся уничтожить «формулу зомби», оказавшуюся в руках местного злодея. Халперин так и не смог вновь заманить в фильм Лугоши, поэтому ему пришлось использовать в некоторых сценах знаменитый дьявольский взгляд актера, позаимствованный в студийных архивах.

Что касается Лугоши, то для него тема живых мертвецов закончилась фильмом Гордона Дагласа «Зомби на Бродвее» (Zombies on Broadway) 1945 года, в котором авторы поиздевались над ходячими трупами, отправив их с небольшого острова прямо на бродвейскую сцену в качестве каскадеров.

В 1941 году зомби достигли пика признания, заработав единственную в истории жанра номинацию на премию «Оскар».

Картина «Король Зомби» (King of the Zombies) Джина Ярбро рассказывала историю нескольких пассажиров самолета, разбившегося у берегов небольшого островка где-то на побережье Южной Америки. Добравшись до уединенной плантации, скрытой от людских глаз в дебрях джунглей, они столкнулись с зомби, работающими на местного господина. Не обладая особыми художественными достоинствами, фильм, тем не менее, получил свою долю популярности, а Американская Киноакадемия номинировала фильм в категории «лучшая музыкальная тема».

Еще одним представителем зарождающегося жанра была лента «Я прогуливалась с Зомби» (I Walked with a Zombie) режиссера Жака Турне. Фильм, вышедший на экраны в 1943 году интересен переосмыслением классического романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»: канадская медсестра Бетси отправляется в Вест-Индию, чтобы ухаживать за больной женой местного плантатора. Зомбирование с помощью ритуалов вуду было поставлено в этой картине на службу любви.

Но ни академические номинации, ни нетривиальное использование атрибутики жанра не помогли эволюции фильмов о живых мертвецах.

Все пятидесятые и шестидесятые годы зомби продолжали топтаться на месте, не пытаясь отойти от классической схемы: различия между «Кровью Зомби» (Blood of the Zombie) и «Безумным доктором Кровавого острова» (Mad Doctor of the Blood Island) были минимальны, жанр пробуксовывал и стремительно терял популярность. Чуть ли не единственным удачным фильмом той поры можно назвать отчаянно напоминавшую «Белого Зомби» картину Джона Гиллинга «Чума Зомби» (The Plague of the Zombies), созданную на легендарной британской студии Hammer. Жители небольшой деревушки в английском графстве Корнуэлл один за другим умирают в результате таинственной неизлечимой болезни. Похороненные на местном кладбище, они восстают из мертвых и заполняют окрестности. Разумеется, во всем оказались виноватыми темные ритуалы вуду.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

страницы:
1
2
3
9257

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Из жизни марионеток
Отрывок: письмо про сон
Из жизни марионеток
Отрывок: мысли об убийстве
Из жизни марионеток
Отрывок: убийство
Из жизни марионеток
Отрывок: пип-шоу
Из жизни марионеток
Отрывок: дефиле
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Из жизни марионеток
Отрывок: пип-шоу
0
0
Сцены из супружеской жизни
Отрывок: дневник Марианны
0
Сцены из супружеской жизни
Отрывок: снова на полу
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1979» (1979)
Жители острова Форё рассказывают своему великому соседу о трудовых буднях; вторая серия запланированной трилогии.
Бумажные комиксы. «Бэтмен / Флэш» Тома Кинга и Джошуа Уильямсона: «Значок»
Принципиально важный для развития «Вселенной DC. Rebirth» рассказ - теперь и с магнитиком!
по комментариям
Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)
Ингмар Бергман, Ингрид Бергман и Лив Ульман пристально рассматривают вечную проблему взаимоотношений матери и дочери.
2
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 1: Увертюра, первый кадр
Сегодня мы начинаем публикацию уникального проекта: покадровый разбор фильма «Левиафан» режиссёром Андреем Звягинцевым
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×