Интервью с Жераром Кравчиком

Интервью с Жераром Кравчиком

Москву в н-цатый раз посетил Жерар Кравчик — режиссер «Васаби», ремейкизатор «Фанфан-тюльпана» и постановщик сиквела-триквела-квадриквела «Такси». Попутные ветры раздули паруса француза по поводу мировой премьеры его новой комедии «Красный отель». И мы, естественно, не смогли не использовать момент, чтобы не поговорить с мосье по душам.

О вас не так много информации в Интернете. Известно лишь несколько фактов: польские корни, изучение экономики и основ торговли, парижская киношкола. А что осталось между строк, как вы оказались в объятиях кинематографа?
Действительно, я получил диплом по экономике, который мне потом совершенно не пригодился. Потом я сдавал конкурсные экзамены, поступил в высшую киношколу, отучился там и стал снимать фильмы. Может быть, то, что вы не нашли, это факт, что я занимался фотографией. Я работал как профессиональный фотограф, и я сделал очень много обложек дисков/альбомов всяких французских знаменитостей и поп-рок идолов. Вот этим я много занимался. И снял приличное количество рекламных роликов.

Карьеру вы начали серьезно: четыре номинации на «Сезар», приз Монреаля, а сейчас снимаете легкое коммерческое кино. Что, по-вашему, больший вызов для режиссера — сделать авторский фильм-высказывание или блокбастер, который понравится всем?
И то трудно, и другое трудно. В кино вообще нет легких вещей, я всегда говорю, что кино — это трудная профессия. Представьте: вы начинаете работать, у вас в голове крутится ваш фильм — идеальный фильм, который вы сделали. Потом вы начинаете работать, управляете кучей народа, получаете конечный продукт, видите его на экране — и он совершенно не похож на тот идеальный фильм: вы же знаете, каким он должен был быть! Поэтому ничего не получается так, как вы предвидели, слишком много человеческого фактора, слишком много случайных элементов, и все это надо учитывать, ставить на пользу общему продукту, но это-то может и удивительно, это-то и интересно.

И еще я хочу сказать одну вещь. Когда вы заваливаете серьезный фильм, когда он оказывается неудачей, все равно что-то остается. Остается атмосфера, остается пара-тройка интересных идей, которые были в этой картине. Когда вы заваливаете комедию, не остается ничего, кроме стыда и чувства некоторой неловкости. Это все равно, как если бы я рассказал вам забавный анекдот, а вы не засмеялись. Вы испытываете за меня неловкость, я испытываю чувство стыда, и это все. Поэтому, провалить комедию — самое страшное, что может случиться с режиссером.

В версии «Красного отеля» 1951 года центральным комиком был Фернандель, и играл он монаха. У вас это Кристиан Клавье и образ владельца гостиницы. С чем связано такое смещение акцента?
Это не потому акценты сместились в сторону хозяина таверны, что Клавье — актер более известный, чем остальные, а из-за того, что прописан сценарий более ярко. Когда Клод Отан-Лора снимал свой фильм, он взял Фернанделя на главную роль потому, что это была французская звезда того времени. Если бы в фильм не пришел Фернандель, фильм никогда не получил бы денег, никогда не был бы снят и никогда не был бы сделан. Проблема была в том, что Фернандель, приходя в этот фильм, думал, что он снимается в чистой комедии, а Отан-Лора из личных побуждений делал фильм антицерковный, антиклерикальный. И когда Фернандель заметил, что их задачи абсолютно разнятся, они разругались, и Фернандель покинул съемочную площадку.

Поэтому все акценты смещены в сторону Фернанделя, это гвоздь фильма, на нем все строится, а все остальные персонажи как бы немного не в фокусе, они несколько смазаны, они не так выпукло прописаны.

И когда Кристиан Клавье вернулся к этому фильму, переписал его, я бы не сказал, что он перенес акценты на хозяев таверны. Мне кажется наоборот, что он уравновесил сценарий, что у нас стало девять главных действующих лиц, каждый из которых получил свою пластику, свою манеру говорить, манеру одеваться. Они стали гораздо более яркими. Мне показалось, что фильм несколько выровнялся, но это — мое личное мнение. Тот режиссер, что после меня обратится к этой истории, может быть, расставит акценты по-своему.

Общепризнанно, что в Голливуде наблюдается большой дефицит свежих идей. Сегодня я почитал форумы на AlloСine, и с удивлением обнаружил, что французские киноманы сетуют на ту же проблему — очень много национальных ремейков и сиквелов. С чем это связано?
Мне кажется, что действительно имеет место сценарный кризис, но дело не в этом. Есть два способа сдать ремейк. Первый, это тот, который использовал я. Есть фильмы, которые меня поразили, когда я был маленьким, которые для меня были важны, и которые не знает молодое поколение. Которые не знают мои дети. Для меня это невероятно важная история, это часть меня, и я ощущаю себя в данном случае человеком, который переносит историю, как какой-то сказитель, пересказывая ее так, чтобы она пригодилась и им — с новыми техническими средствами, с новыми манерами изложения, с новым видением современного мира. Пересказывает так, чтобы она была им понятна и близка. Я делал несколько таких римейков.

Но ведь бывают и совершенно другие ремейки. Американцы взяли «Такси» и пересняли его, они исходили просто из коммерческого расчета — раз во Франции фильм собрал столько денег, мы поменяем сценарий и сорвем Джек-пот. Они ничего не сорвали ни в Америке, ни во Франции. Значит, ремейки тоже бывают разные.

А насколько открыт французский кинобизнес? Может ли сценарист с улицы придти к вам, сказать: «У меня есть история, которая потрясет мир!» и заключить контракт?
Я читаю сценарии, которые мне присылают, я стараюсь встречаться с людьми, но надо найти какую-то правильную грань — невозможно читать все, что присылают. Иногда люди думают: «У меня гениальная мысль», но оказывается, что ничего гениального в ней нет. Когда мне присылают сценарии, я стараюсь читать столько, сколько я могу, но так, чтобы не дать себе погрязнуть в этой лавине и все-таки продолжать делать свое дело

Да не только сценарии! Многие актеры хотят, чтобы я с ними встретился: «Слушай, у тебя скоро будет фильм. Не в этом, так в следующем я пригожусь!». И все хотят познакомиться, и все оказываются ужасно симпатичными людьми. Поэтому, мой принцип таков: оставить двери открытыми, но не дать себя заполнить и поглотить всем этим. Но присылают действительно много, и пришел, кстати, первый русский сценарий, который я прочитал — и он совсем не плох.

Люк Бессон, к примеру, получает по несколько сотен сценариев в день. Конечно, сам он их не читает. У него есть специальные люди, которые пишут аннотации сценариев и передают ему самое интересное. Сценарии приходит в другие продюсерские компании, и в Gaumont, и в Центр Национальной Кинематографии, где заседают две комиссии, изучающие рукописи и выдающие на них авансы. Конечно, пытаться надо.

В России вас любят и знают в первую очередь по сиквелам «Такси». Мне бы хотелось немного поговорить о сериале. В чем заключались ваши функции в работе над первой серией, в титрах которой вам вынесена благодарность?
На самом деле я начинал съемки этого фильма. Дело в том, что когда уже все было готово, произошел несчастный случай с режиссером Жераром Пересом: он упал с лошади. Поэтому, Люк Бессон позвонил мне и попросил начать съемки. Если бы я не начал, проект не состоялся бы вообще — обстоятельства были таковы, что когда я приступил к работе, было даже неизвестно, сможет ли Жерар Перес восстановиться и снимать самостоятельно.

Через месяц восстановительный период закончился и я ему символически отдал ключи от фильма, чтобы он продолжал. Но я все-таки сделал для этого фильма очень многое: я начал и сцены экшн и задал им ритм, и я начал работу с актерами. У меня был готовый сценарий, по которому должен был работать Перес, и по которому работал я, но характеры не были в нем обозначены полностью. Например, я прекрасно помню первую сцену, которую снимал. Это была сцена, где комиссар Жибер произносит фразу «Попала птичка в клетку!». И я понял, что он говорил эту фразу как на телевидении, то есть с дикой паникой — а мне его персонаж представлялся категорически смешным. Я попросил актера произносить текст как вдохновленный поэт. И это так точно задало тон, что и в других фильмах мы развивали именно это актерское решение. Я думаю, именно поэтому второй, третий, четвертый фильм Бессон поручил снимать мне.

По своей сути, «Такси» запросто может превратиться в многолетний франчайз — герои могут колесить по городам Европы (может, даже, заехать в Россию), за баранкой могут оказаться их подросшие дети. Какое направление возьмет сериал, и когда мы увидим «Такси 5»?
«Такси 5» пока на повестке дня не стоит. Я думаю, что Люку Бессону, который недавно тоже приезжал в Россию, задавали этот вопрос, и он ответил так же. Но, правда и то, что каждый раз, после каждого фильма мы говорим: «Все, продолжения не будет», а потом такая просьба у людей, такое давление, что мы говорим «Ладно, поехали, снимем еще один». Но пока в программе он не стоит. Мы подошли к концу какого-то логического периода — герои стали родителями, у них маленькие дети, мы дали им остепениться и поэтому когда они возобновят приключения, должно пройти какое-то время.

Печатную версию интервью читайте в журнале «Ваш досуг».

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×