Внеклассное зрение: «Развод Надера и Симин»

Внеклассное зрение: «Развод Надера и Симин»

В рубрике «Внеклассное зрение» рассказ Анатолия Ющенко об оскароносной драме Асгхара Фархади «Развод Надера и Симин».

Сюжет: Когда Симин уходит от Надера, он нанимает девушку ухаживать за своим больным отцом. Однако Надер не знает, что его новая работница не только беременна, но и работает без разрешения своего неуравновешенного мужа. Вскоре Надер оказывается впутанным в сеть из лжи, манипуляций и откровенного противостояния.

Пристальный взгляд иранского судьи сосредотачивается на семье, которая пришла к нему в надежде получить развод. Надер и Симин — интеллигентная супружеская пара среднего достатка. Она — хочет эмигрировать вместе со своей одиннадцатилетней дочерью за границу. Он — против, потому что дома его ежедневно ждет больной Альцгеймером отец, которого нельзя надолго оставить одного. «Вы считаете, что в этой стране у вашей дочери нет будущего?» — интересуется у Симин судья. Она вполне тактично отвечает: «Я просто хочу, чтобы мой ребенок рос в других условиях». Получив закономерный отказ, Симин съезжает на время к матери. Надер остается с дочерью. В этот же день мужчина нанимает родственницу жены, кроткую богобоязненную мусульманку, которая за триста долларов в месяц соглашается присматривать за его больным отцом. Как положено драмам о вторжении в семью посторонних, в фильме очень быстро назревает новый конфликт. Придя с работы пораньше, Надер обнаруживает, что в доме нет никого, кроме его немощного старика, привязанного к кровати. Спустя час недобросовестная сиделка возвращается на место работы и начинает оправдываться, ссылаясь на чрезвычайно важные дела. В результате сложившейся ситуации вспыливший Надер толчками выставляет женщину за дверь, та оступается, падает с лестницы, убегает, а на следующий день оказывается в больнице, где ей диагностируют выкидыш. Вскоре на стол к судье, который не так давно рассматривал развод Надера и Симин, падает еще одна увесистая папка — дело об убийстве ребенка…

«Развод Надера и Симин» — абсолютный триумфатор Берлинского кинофестиваля, лауреат премии «Оскар» в номинации за «Лучший фильм на иностранном языке» и, пожалуй, главное кинособытие этого года. Иранский режиссер Асгхар Фархади не самый типичный представитель ближневосточного кинематографа: его фильмы чураются абстрактной поэтики, присущей полотнам Аббаса Кьяростами, в то же время не имеют ровным счетом ничего общего с критикой авторитарного режима в целом и творчеством Джафара Панахи в частности. «Развод» — подкупающе простое, совершенно однозначное и, безусловно, максимально зрительское кино. Несмотря на явную социокультурную специфику, в которой варятся персонажи, оно понятно всем и каждому. Конечно, можно долго рассуждать о том, как эта мастерски сделанная лента держит тебя в напряжении, подобно лучшим фильмам Хичкока, однако триумф фильма Фархади, кажется, состоялся именно по причине вот этой его исключительной прозрачности. «Развод» одинаково взаимодействует и с американскими киноакадемиками, и с жюри многочисленных европейских фестивалей, и с рядовым зрителем, благодаря которому фильм очень быстро попал в Top250 на IMDB. В течение нескольких часов мы наблюдаем за представителями диаметрально противоположных социальных классов. Сопротивление бедных богатым, тем не менее, в фильме мнимое. Пусть внимание Фархади и сосредоточено на истеричных отцах, то и дело лезущих в драку, главные герои этой истории — тихие женщины, что рыдают на заднем фоне. Обе представлены здесь не для борьбы, сколько ради элементарного противопоставления: одна мать всеми правдами и неправдами пытается свой брак спасти, другая же совершенно не против того, чтобы собственную семью в одночасье разрушить. Открытый финал недвусмысленно намекает на то, что, равно как и в жизни, победивших в подобных ситуациях не предусмотрено. Зато бывают проигравшие — как правило, ни в чем не повинные дети

похожие темы

упомянутые персоны

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
12
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×