Рецензия на фильм «Зелёная книга»

Рецензия на фильм «Зелёная книга»

Американцы довольно спокойно относятся к своей истории и не впадают в панику, когда в том или ином фильме раскрываются болевые точки былых лет. У нас такое представить себе почти невозможно.

Сюжет:Белый водитель и чёрный пассажир путешествуют по американскому Югу шестидесятых; неожиданно приличный фильм Питера Фаррелли.
«Зелёная книга» (Green Book), США, реж. Питер Фаррелли, в ролях: Вигго Мортенсен, Махершала Али, Линда Карделлини, Димитар Маринов, Икбал Теба.

В 1962-м году чернокожий доктор Дональд Ширли, «великий американский артист, настоящий виртуоз» (и не доктор вовсе, а пианист), нанимает гангстероподобного Тони «Болтуна» в качестве не просто водителя, но человека, который всегда будет рядом. Им предстоит двухмесячный тур по американскому Югу – по местам, где к неграм, как известно, традиционно относятся не очень.

Лишившись (неожиданно) поддержки своего младшего брата, Питер Фаррелли к удивлению многих снял хит, совершенно непохожий на свои предыдущие произведения – и заслуженно претендующий сейчас на премию «Оскар» (вот посмеёмся, если он её действительно получит). Вслед за многими своими собратьями по комедийному жанру (вспомним хотя бы Адама МакКея, от «Телеведущего» перепрыгнувшего к «Власти»), известный своими по большей части вульгарными работами режиссёр на старости лет вдруг решил показать миру, что вовсе не лишён изящных манер и некоего кинематографического благородства – и представил картину, в которой смешное органично сочетается с драматичным: идеальная смесь для того, чтоб тебя полюбили не только зрители, но и профессионалы.

Ещё более идеален сюжет: рассказ о зарождающейся дружбе чёрного музыканта-сноба с простым итальянским вышибалой-шоферюгой, который до этого брезгливо выбрасывал стаканы, из которых только что пили негры. Для Америки с её неизживаемым чувством вины это попросту беспроигрышный вариант – при помощи которого уже немало киношников выбило серию завидных страйков.

Да, вроде бы совсем недавно в США притесняли людей с другим цветом кожи, и вынесенная в заголовок «Зелёная книга» - это справочник гостиниц, где можно было останавливаться тем, кого сегодня мы политкорректно называем афроамериканцами (хотя, говорят, и на этот счёт уже существуют новые правила). И в Голливуде этой тёмной страницы своего прошлого отнюдь не стесняются, а напротив – всячески её пестуют, делая материалом то одного фильма, то другого: смотрите, мол, мы всё признаём, ничего не отрицаем – но мы хотим стать лучше и обязательно станем!.. Представить в современной России подобное отношение к советской истории почти невозможно – ведь даже мельчайшая крупица критики в адрес былого строя может вызвать депутатотрясение самого что ни на есть прискорбного уровня.

Тем забавнее видеть в этом сугубо американском фильме «русский след»: по ходу дела выясняется, что главный герой учился в Ленинградской консерватории (оказавшись там первым негром), а сейчас гастролирует в составе трио, где виолончель и контрабас говорят с ним по-русски. Возможно, именно пребывание в Советском Союзе настроило Дона Ширли (это реальный персонаж, как и его водитель) отправиться в путешествие по местам, где ему далеко не все рады. Где негры всё ещё вкалывают на плантациях, где даже обеспеченному чернокожему в магазине не разрешают примерить костюм, где таким, как он, нельзя находиться на улице после заката. Где даже самые радушные хозяева, только что аплодировавшие твоему виртуозному исполнению, вежливо, но бескомпромиссно попросят тебя сходить в уборную не в доме, а во дворе – потому что так всегда было принято.

«Нужна смелость, чтобы изменить людей», - объяснит в финале смысл этого фильма не кто-нибудь, а грустный русский, отчего тем более обидно, что наши кинематографисты, преимущественно, всю эту смелость давно растеряли.

При этом «Зелёная книга», безусловно, глубоко патриотичное кино, как дважды два доказывающее, что даже малограмотный (путающий Орфея с феями и называющий Шопена Джо Пеном) без двух минут бандит, на спор съедающий за час двадцать шесть хот-догов, может испытывать глубокие чувства и умилённо вздыхать: «Я и не знал, что у нас такая красивая страна», - резюмируя свою затяжную поездку. И в первый раз, когда строптивый пассажир заставил его поднять выброшенный в окно машины стакан от колы, Тони, конечно, недовольно поморщился, но потом уже подобной ошибки наверняка больше не совершал, ибо понял: в твоих собственных силах либо засрать свою родину, либо преобразить к лучшему.

И в качестве постскриптума (который хочется вставить просто потому, что «P.S. - как колокольчик в Седьмой симфонии Шостаковича»): конечно, лауреатом главного «Оскара» «Зелёная книга» выглядела бы немножечко странновато – это милый, но всё-таки не самый выдающийся фильм на свете (хотя если противопоставлять его «Чёрной Пантере» - то неоспоримый шедевр). Но что-нибудь взять картина вполне способна (и уже взяла приз Гильдии продюсеров): пусть это и не веха в истории кино, но кино по-настоящему симпатичное и заслуживающее как нашей улыбки, так и академического поощрения.

Читайте также:

«Оскар-2019»: все номинанты на премию Американской киноакадемии

«Золотой глобус 2019». Победители

Рецензия на фильм «Чёрная Пантера»

Рецензия на фильм «Две королевы»

Рецензия на фильм «Ночная смена»

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Играй или умри
Дублированный трейлер
Дитя тьмы
Дублированный трейлер
После
Отрывок
Люди Икс: Темный феникс
Дублированный трейлер №3
Семейка Аддамс
Дублированный тизер-трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Звездные войны: Эпизод IX*
Дублированный трейлер
4
Джокер
Дублированный трейлер
4
Высшее общество
Дублированный трейлер
4
Братство
Трейлер
2
Король Лев
Трейлер
2
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Чулпан Хаматова сыграет Доктора Лизу
Фильм, посвященный знаменитому медицинскому деятелю Елизавете Глинке, запущен в производство.
Бумажные комиксы. «Атака на титанов» Хадзимэ Исаямы: том 12
Стена государственной пропаганды, тотальной лжи и постоянных страшилок о врагах по ту сторону «железного занавеса».
41-й ММКФ открывается «Императором Парижа»
«Император Парижа» режиссера Жана-Франсуа Рише достойно открыл 41-й ММКФ.
Кино снимают: Уэс Андерсон и Кэри Фукунага
Уэс Андерсон откроет свой журнал в Париже, а Кэри Фукунага окунется во времена Франко-индейской войны 1757 года.
Павел Лунгин повторно сел в «Такси-блюз»
Павел Лунгин решил «перефразировать» свою же драму 90-х «Такси-блюз» с Петром Мамоновым в главной роли.
по комментариям
Продюсеры назвали лучшие российские сериалы по итогам 2018 года
Итоги VII премии АПКиТ - профессиональной награды за достижения в производстве телефильмов разных форматов.
3
Человек-Паук в Нуаре
«Sony» приступила к разработке сольного мультфильма о «нуарном» Человеке-Пауке, которого можно увидеть в оскароносном «Человек-Паук: Через вселенные».
2
Сарик Андреасян и Дмитрий Нагиев эмигрировали в США (ура?)
Начались съемки новой драмы Сарика Андреасяна «Родина» - о нелегкой судьбе русских эмигрантов в США.
2
Рецензия на фильм «Мы»
Тени не хотят знать своё место; новое кино Джордана «Прочь» Пила с оскароносной Лупитой Ньонго: почти что по Андерсону
1
Рецензия на фильм «Дамбо»
На новую ленту Тима Бёртона про слона, умеющего летать, мы отправили подростка – чтобы услышать голос нового поколения.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×