Рецензия на фильм «Хэппи-энд»

Рецензия на фильм «Хэппи-энд»

«Хэппи-энд» может показаться не самым важным фильмом Михаэля Ханеке, хотя здесь он выходит на новую для себя территорию – исследуя современную жизнь в том числе и при помощи интернета.

Сюжет:Теперь Михаэль Ханеке ведёт наблюдение за европейскими буржуа в Periscope: любви нет, счастья нет, но всё будет хорошо, если интернет не отключат.

Еве почти тринадцать, и она только что подмешала нервозной матери лишних антидепрессантов. Как итог - ей приходится влиться в семью живущего в новом браке отца, где никто, конечно, не подозревает, какие черти водятся в этой тихой девчушке.

Трейлер фильма «Хэппи-энд»

«Хэппи-энд» был бы совершенно обычным фильмом, будь он фильмом совершенно обычного режиссёра. Тогда это кино наверняка бы хвалили: распад семьи, распад Европы, беженцы, насилие, куда катится мир.

Это ровное, слегка меланхоличное и лишённое сильных эмоциональных всплесков произведение, в котором самый главный ужас (девочка убивает собственную мать) проговаривается как будто бы вполголоса, ещё в прологе, без какого-либо душещипательного акцента. По этому поводу нет ни рефлексии, ни дум, ни переживаний; никто из героев про это не знает и никому из них это не интересно.

Будь это картина какого-нибудь, допустим, дебютанта, ему бы не без восторгов и не без радости (вот она, молодая европейская кровь!) прочили титул, например, «нового Ханеке». И это было бы совсем даже неплохо, потому как Ханеке - определённо не худший образец для подражания.

Беда в том, что «Хэппи-энд» - это и есть фильм Михаэля Ханеке, 75-летнего мэтра, давнишнего каннского любимца, одного из крупнейших режиссёров нашего времени. А потому к нему, соответственно, совершенно иные и требования, и претензии: ведь все привыкли ждать от Ханеке только шедевров. Зная, кто стоит здесь по ту сторону камеры, зритель «вправе» рассчитывать на нечто эдакое - на ощущения, подобные тем, что великий мастер в полной мере предоставлял желающим в своих прошлых картинах (не лишним будет напомнить тут про наш материал «Волчье время по Михаэлю Ханеке»).

Не получив ожидаемого, многие могут расстроиться, решив, будто им чего-то «недодали». Поэтому нередки на этот фильм далеко нелестные отзывы - вплоть до того, что это «худшая его картина». Относиться к подобного рода комментариям следует, конечно, с известным недоверием, но нельзя не согласиться, что из общего ряда ханековских лент «Хэппи-энд» определённо выделяется - и да, вроде бы не в лучшую сторону.

Фрагмент из фильма «Хэппи-энд»

И это проблема многих именитых режиссёров - особенно таких, что два раза подряд выиграли в Каннах, перед этим насобирав там массу других важных призов, а под конец отхватив ещё и «Оскар». Им «не позволено» теперь снимать «пустячки» - вернее, не все соглашаются с тем, что можно им иногда позволить снять нечто необязательно феноменальное. Ситуация усугубляется возрастом Ханеке, который максимального пика признания достиг уже на восьмом десятке: сколько б картин он ещё не выпустил, в каждой из них волей-неволей будут искать его «творческое завещание». Выбирая название для данной своей ленты, автор наверняка иронизировал именно над этим.

А ещё до этого он шутил, что собирается снимать фильм об интернете - и разве нет?.. «Хэппи-энд», конечно, не только об этом, но и об этом тоже. Фильм начинается и заканчивается айфонными записями для условного перископа. Это послания одновременно и для всех, и для никого: несмотря на то, что Ева признаётся в них в убийстве, ни родственники, ни полиция этих свидетельств не замечают - вероятно, они слишком стары, чтобы следить за новыми веяниями и молодёжными увлечениями (ну кто кроме тринадцатилетних смотрит ищущих хайпа видеоблогеров?..).

Хотя отец девочки и ведёт необыкновенно откровенную и страстную переписку в условном фейсбуке (к слову, тут нельзя не заметить некоторых перекличек с вышедшим годом ранее «Персональным покупателем» Оливье Ассайаса). Но получая от любовницы горячие эротические послания («Не скрывай от меня свои сексуальные наклонности, даже самые тёмные. Пользуйся мной»), он и не подозревает, как легко всё это может быть прочитано кем-то другим, если забыть защитить ноутбук надёжным паролем.

Фрагмент из фильма «Хэппи-энд»

Старикам остаются навечно запечатлевшие их истлевающие жизни статичные фотоальбомы. Эпизод, когда дед показывает Еве бабушкины снимки, признаваясь, что задушил супругу - и не жалеет об этом, - единственное, что связывает «Хэппи-энд» с «Любовью». Что тоже символично: раньше фотоальбомы хранили действительно отголоски любви - потому как кому нужно было печатать на память доказательства ненависти?.. Возможности цифрового мира куда шире - и современные веб-страницы вмещают в себя куда большую гамму чувств: интернет, как известно, живёт далеко не только одной лишь любовью.

Это влияние глобальной сети на подлинную человеческую жизнь и подчёркивает в своём фильме Ханеке: любви здесь нет и, вероятно, больше не будет.

Похожая история - и с насилием, которое всегда было одной из важнейших тем в лентах Ханеке. Тот же дед рассказывает внучке, что однажды увидел, как хищница буквально разорвала слабую птичку, резюмируя: когда видишь подобное по телевизору - это кажется нормальным, но в реальности - руки дрожат. Заменить телевизор на интернет - и понятно, почему Ева вообще не раскаивается в содеянном: смерть сперва хомячка, а потом и матери она видела через экран айфона, словно бы не снимая своё видео, а смотря чужое.

Это отстранение - вполне в духе былых картин выдающегося австрийца, поэтому никак нельзя сказать, что в «Хэппи-энде» он отошёл от собственных заветов. Вовсе нет: Ханеке и здесь продолжает развивать свои давние идеи, просто, быть может, подкармливаемому интернетом зрителю всё сложнее их теперь считывать.

Фрагмент из фильма «Хэппи-энд»

Не хочется заканчивать этот обзор штампованными фразами про то, что Ханеке «выносит приговор современному обществу», обличая его пагубные явления и общее несовершенство. Не меньшим штампом будут слова и про зеркало, которое режиссёр вновь ставит перед нами (хотя, конечно, не столько перед нами, сколько перед европейским зрителем: с российским темпераментом этот автор определённо не совпадает).

Его фильм - это просто очередной взгляд на жизнь, взгляд через Periscope; для одних героев эта жизнь уже заканчивается, для других - только начинается. Когда уже Ева через семьдесят лет будет отмечать своё 85-летие, вокруг будет совершенно иной мир; но вот какой - во многом зависит не от нас, а именно от неё.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Час волка
Отрывок: обнажённая
Час волка
Отрывок: птицы
Час волка
Отрывок: кошмар Альмы
Час волка
Отрывок: в замке
Час волка
Отрывок: ужин в замке
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Т-34
Трейлер
1
Стекло
Дублированный трейлер
1
Алита: Боевой ангел
Дублированный трейлер №2
1
Час волка
Отрывок: кошмар Альмы
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
XXVI «Окно в Европу»: Победители
В Выборгском замке наградили победителей 26-го фестиваля российского кино «Окно в Европу»
Бумажные комиксы. «Y: Последний мужчина» Брайана К. Вона: «Издание делюкс. Книга 4»
Успей прочитать до выхода сериала: на роль последнего мужчины на Земле утвердили Барри Кеогана.
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Стива Орландо: «Ночь людей-монстров»
Бэтмен против кайдзю: комикс, которого многие из нас наверняка ждали. Представьте и восхититесь!
Ни дня без Бергмана: «Час волка» (1968)
Хоррор от Ингмара Бергмана? Пожалуйста! «Сон разума рождает чудовищ» - ровно по Гойе.
«Окно в Европу», часть 2: Разновидности любви
Выборгский кинофестиваль, наверное, единственный отечественный киносмотр, который в плане поднимаемых тем не стесняется идти в ногу со временем
по комментариям
Рецензия на фильм «Миссия невыполнима: Последствия»
Итан Хант в поисках трёх ядерных бомб, опять; шестая серия, а Том Круз совсем не изменился.
12
Рецензия на фильм «Мектуб, моя любовь»
Юный Амин в окружении девушек; новый фильм Абделатифа Кешиша - про жаркое лето и вечную молодость.
3
Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути.
2
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×