Рецензия на фильм «Скиф»

Рецензия на фильм «Скиф»

Казалось, что «Скиф» наследует «Легенде о Коловрате», но нет — это российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.

Сюжет:Лютобор любого убьёт, лишь бы вернуть похищенных жену и сына; российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок.

Как сообщает нам вступительный титр, "на краю древних земель" стояло некогда "княжество Тмутаракнское", где раньше главными были скифы, но теперь "настало время новых битв и новых мужей, храбрых сердцем и сильных духом". Одним из таких новых героев является славный Лютобор, во двор к которому разом приходит и великая радость, и ужасная беда: сперва у него родился сын-наследник, а потом и младенца похитили, и жену, и самого молодца обвинили в покушении на князя. Теперь у Лютобора есть только семь дней на то, чтобы спасти семью да восстановить своё доброе имя...

Трейлер фильма "Скиф"

"Скиф" - кино для наших краёв необычное. Под видом очередного исторического (а значит, скорее всего, патриотического) полотна в российский прокат выходит лютая - вполне в соответствии с именем главного персонажа - азиатская мясорубка, в которой центральные роли играют не столько сюжет с актёрским мастерством, сколько животные инстинкты самосохранения и попросту выживания, которые двигают здесь всеми героями.

Авторов этой картины, кажется, не сильно беспокоит некая невнятность предлагаемой ими истории: первые полчаса фильма они вольготно тратят только на экспозицию, в которой часто звучит непонятная русскому уху речь, - и отсутствие перевода словно подчёркивает, что в расшифровке тут нуждаются не только отдельные реплики. Поначалу с этим не хочется мириться, но если перетерпеть, то окажется, что "Скиф" силён не словами, а действиями, не традиционной сценарной основой, а тем, как сняты сцены с беспощадной поножовщиной и безжалостной рукопашной.

Не важно, кто там против кого; куда важнее тот пыл и та ярость, с которыми одни дерутся с другими. Борьба и натиск, кровь и смерть - вот отличительные стороны нового фильма; именно что лютость - в том её понимании, какого давно не ведал российский кинематограф.

Фотография со съёмок фильма "Скиф"

Грех не привести в связи с этим парочку наиболее выразительных цитат, которые пусть не в полной мере, но хотя бы приблизительно вобрали в себя всю красоту воссозданного на экране жестокого мира.

Вот страшный враг стоит напротив закипающего Лютобора: "Ну что, мразь, - говорит он. - Сейчас я тебя буду резать, крепко резать. Но сразу не сдохнешь: порублю тебя на куски и скормлю зверью. А когда останется лишь башка, найду твою жену и порву у тебя на глазах. А выродка твоего сделаю рабом и евнухом, будет чистить мне сапоги и жить в псарне. А из твоего черепа буду пить вино на княжьих пирах".

Выслушал эти все обещания Лютобор и просто ответил: "Много слов, чёрт. Заткнись и дерись".

А вот герой, подвешенный к тому времени вверх ногами, проявляет подлинно русский характер, признавая, что врага сейчас никак не одолеть - "но бой дадим, неудобно как-то без боя".

А вот он печалится, выжив после смертной схватки с превосходящим числом противником: "Чему радоваться? Тому, что в ярости звериной людей поубивал?!." Но путешествующий вместе с ним скиф, из пленника вроде бы ставший другом, возражает: "Тому, что дар в тебе велик, редчайший дар зверем в бою оборачиваться". "Грех теперь на мне, не отмыть, не искупить", - продолжает самобичевание Лютобор, удивляя тем самым всякого повидавшего на своём веку Куницу: "Знаешь, боярин, много на тебе грехов будет, с таким-то даром. Зверь, который в тебе поселился, придёт и согласия не спросит"...

Фотография со съёмок фильма "Скиф"

И из всех картин, с которыми "Скиф" после этого хочется сравнить, ближе всего оказывается вовсе не "Легенда о Коловрате" (противовесом которой проект вроде как бы является), а "Апокалипсис" Мела Гибсона - фильм, в котором "историческая составляющая" столь же сурово подкреплена пониманием того, что жизнь в те далёкие времена была далека от идеала и держалась исключительно на силе, выносливости, быстроте - и умении первым убить того, кто намеревается убить тебя и твоих близких.

А ещё там было много про богов - и "Скиф" укрепляет своё сходство с гибсоновским шедевром, водоразделом между "своими" и "чужими" проводя именно религиозный вопрос, с клятвами и молитвами, и со снисходительными утверждениями типа "Твой бог здесь не властен" и "Слаб ваш бог распятый. Арес силён".

Однако - и это хорошая сторона нашей картины - в определённый момент выясняется, что "не в богах дело - в людях", и зыбко понимаемое ещё в ту давнюю пору православие спотыкается здесь о корни, которыми связан главный герой как со своею землёй, так и со своим пониманием чести и справедливости. Всякий раз отстаивая в драке не только свою жизнь, но и своё собственное Я, Лютобор готов убивать как тех, кто не похож на него, так и вообще любого, кто с ним не согласен. И правда на его стороне уже потому, что убивать у него получается.

Тизер фильма "Скиф"

Но опять же: лента Рустама Мосафира прельщает не своими смыслами, а неожиданно бескомпромиссным решением зубодробительных эпизодов - с первой сцены вплоть до финальной. С известной печалью следует признать, что, как правило, у нас не умеют снимать выразительные драки - во всяком случае, не в таком количестве. И хотя "Скифу" необычайно далеко, конечно, до "Рейда", но шаги здесь сделаны в самом что ни на есть правильном направлении: если бьёшь, то бей сильно, если хочешь убить, то убей.

Прочь стыдливость, мешающая развитию жанра (мол, всякая жизнь священна и нельзя такое показывать), даёшь, наконец, жадную до хлещущей кровинушки неистовую азиатчину!.. Глупо ведь притворяться, что наши люди не умеют, не хотят и не любят драться - ещё как умеют, ещё как хотят!..

И пусть поклонников у такого рода кино окажется, надо думать, немного, зато в историческом плане свою миссию "Скиф" наверняка выполнит. Обладая определёнными недостатками, не позволяющими поставить его в один ряд с иными выдающимися достижениями отечественного искусства, фильм в то же время и разбивает стену недоверия (да, мы умеем снимать и вот так), и ставит перед российским экшеном новую планку. И уже только это - совсем немало, если судить объективно.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1979» (1979)
Жители острова Форё рассказывают своему великому соседу о трудовых буднях; вторая серия запланированной трилогии.
Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)
Ингмар Бергман, Ингрид Бергман и Лив Ульман пристально рассматривают вечную проблему взаимоотношений матери и дочери.
Бумажные комиксы. «Бэтмен / Флэш» Тома Кинга и Джошуа Уильямсона: «Значок»
Принципиально важный для развития «Вселенной DC. Rebirth» рассказ - теперь и с магнитиком!
по комментариям
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 1: Увертюра, первый кадр
Сегодня мы начинаем публикацию уникального проекта: покадровый разбор фильма «Левиафан» режиссёром Андреем Звягинцевым
2
Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)
Ингмар Бергман, Ингрид Бергман и Лив Ульман пристально рассматривают вечную проблему взаимоотношений матери и дочери.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×