Ни дня без Бергмана: бонусы (2)

Ни дня без Бергмана: бонусы (2)

Вторая часть бонусов к нашей коллекции Ингмара Бергмана включает в себя его телевизионные работы 1990-2000-х годов: два спектакля, два телефильма, одна эстрадная короткометражка.

Телеспектакль и телевизионная версия театрального спектакля - понятия разные. В первом случае мы имеем нечто, чуть более похожее на фильм - и можем, например, смотреть на героев пьесы с любой стороны. При втором варианте камера, как правило, сохраняет дистанцию: она может, конечно, приближаться к артистам при помощи известных технических ухищрений (как если б зритель воспользовался биноклем), но не будет уже заглядываться на них из-за спины; к тому же тут мы наверняка услышим дыхание зала.

Ингмар Бергман поставил огромное количество спектаклей на разных сценах, но мне удалось найти только две телеверсии, переведённые на русский язык. Это, конечно, не кино, но поклонников мастера, возможно, заинтересует.

Кадр из спектакля Ингмара Бергмана «Маркиза де Сад»

«Маркиза де Сад» (1992) основана на пьесе прославленного японского бунтаря Юкио Мисимы и представляет собой, как вытекает уже из названия, взгляд на хорошо известную историческую фигуру глазами супруги. Три акта охватывают период с 1772-го по 1790-й годы, но сам маркиз, «дьявол в человеческом обличье», на сцене так и не появляется.

Всё начинается с того, что его родня обеспокоена предъявленными ему обвинениями в распутстве и подрыве нравственности. Тёща, этот «испытанный боец армии добродетели», намерена спасти «доброе имя семьи и честь дочери», однако жена Альфонса - Рене - не разделяет её устремлений и по-прежнему питает к мужу весьма тёплые чувства (хотя и знает, что тот изменял ей с её же сестрой Анной). Она будет ждать его все следующие восемнадцать лет - но разлюбит в самом финале, прочитав написанный в тюрьме и переполненный жестокостью роман «Жюстина»... Заканчивается спектакль, ни много ни мало, атомным взрывом...

В первую очередь здесь обращаешь внимание на очень интересную работу с цветом, но в основном, конечно, всё держится на тексте и актёрских работах. Заглавную роль исполнила Стина Экблад (Измаил в «Фанни и Александр»), а Аниту Бьёрк и Агнету Экманнер мы уже видели в более поздней ленте Бергмана «В присутствии клоуна».

Кадр из спектакля Ингмара Бергмана «Маркиза де Сад»

Жанр «Сонаты призраков» (2007) определяют как фантасмагория - и с этим трудно не согласиться. Очередное обращение Бергмана к творчеству Августа Стриндберга рассчитано в первую очередь на сильных духом: разобраться, что здесь к чему - не так-то просто.

Поначалу всё вроде бы понятно: студент Аркенхольц, как мы узнаём, ночью героически спас людей из рухнувшего дома - в связи с чем в газете пропечатан сперва его портрет, а потом и вся скромная биография. Знакомство с директором Хуммелем открывает перед ним новые перспективы - но в итоге и семья, с которой знакомится студент, оказывается не без странностей, и сам Хуммель - вроде как не тот, за кого себя выдаёт.

Кадр из спектакля Ингмара Бергмана «Соната призраков»

Покойник тут спокойно выходит из дома. Призрак утопленницы преследует, видимо, виновного в её смерти. Героиня Гуннель Линдблум вот уже сорок лет сидит в кладовке, превратившись в «мумию» и изображая из себя попугая. Центральную сцену составляет так называемый «ужин призраков»...

Любопытно, что местами Бергман добавляет запечатлённому изображению видеоэффектов - но даже с ними спектакль всё равно остаётся спектаклем. Добавлю к этому, что роль престарелого слуги исполняет Эрланд Юзефсон - многолетний, как мы знаем, соратник великого режиссёра.

Кадр из спектакля Ингмара Бергмана «Соната призраков»

А вот «Последний крик» (1995, вариант перевода «Последний вздох» не вполне соответствует сути) - это уже именно что телеспектакль. Да, он очень прост: два актёра в одном кабинете, - но здесь всё-таки есть так называемая «четвёртая стена», что хоть в некоторой мере убирает налёт театральности.

К тому же первые восемь минут ленты - и вовсе познавательная хроника. Зарядив кинопроектор (кажется, прямиком из «Персоны»), Бергман под тапёра рассказывает нам о «золотой эпохе» шведского кино, ограниченной историками всего пятью годами: 1916 - 1920. Одними из главных её деятелей являлись киноуправленец Чарльз Магнуссон и режиссёр Георг аф Клеркер, снявший аж двадцать пять фильмов за три года. Но были они, увы, не соратниками, а соперниками - и в итоге продюсер просто купил конкурирующую студию, лишив тем самым художника работы.

Ну и после этого Бергман представляет, какой могла бы быть их встреча. Он сразу признаётся, что она полностью вымышлена, но отмечает: «То, что никогда не было правдой, вполне могло ею быть».

Кадр из телеспектакля Ингмара Бергмана «Последний крик»

Дальнейшее укладывается в несколько слов: режиссёр налегает на коньяк и без умолку болтает, продюсер сурово молчит. Клеркер молит о работе - и забавно, что он хочет экранизировать десадовский роман «Жюстина», про который мы только что упоминали выше («Это фантастический проект»). «Я не гений, - признаёт он. - Я ремесленник» (зато хороший), - однако выпитое, помноженное на природную импульсивность, не даёт диалогу войти в конструктивное русло.

Самое очевидное достоинство «Последнего крика» - он возвращает киноманам забытые имена (как хорошо мы вообще знаем историю шведского кинематографа?..). И, конечно, никак нельзя не обратить внимания на логотип «Svensk Filmindustri», размещённый на стене и то и дело мелькающий в кадре. С этого «SF» начинались многие фильмы Ингмара Бергмана - и таким образом мастер словно бы отдаёт долг воспитавшей его студии.

Бьёрн Гранат, на котором тут всё, безусловно, держится, сыграл у Бергмана после этого, кажется, всего один раз (оставим в скобках «Благие намерения»), а вот его партнёр Ингвар Челльсон уже знаком нам по «Буре», где он был, понятно, сильно моложе и выступал в роли брата главного героя.

Кадр из телеспектакля Ингмара Бергмана «Последний крик»

Кинематографу немого периода посвящён и телефильм «Создатели образа», который у нас переводят ещё и как «Люди кино» (2000). Четверо его героев - тоже реальные лица: актриса Тора Тейе, оператор Юлиус Яэнзон, актёр / режиссёр Виктор Шёстрём (сыгравший, напомним, главную роль в «Земляничная поляна») - и писательница Сельма Лагерлёф, лауреат Нобелевской премии. Все они собрались в просмотровой комнате, чтобы оценить фрагменты из свежей картины Шёстрёма «Возница» («Первый в мире фильм о чём-то настоящем») - которая, как знаем уже мы, из сегодняшнего дня, станет в итоге классикой мирового кино и одной из любимейших лент самого Ингмара Бергмана. На дворе, стало быть, 1920-й год.

Кадр из телефильма Ингмара Бергмана «Создатели образа»

«Возницы» здесь совсем немного, куда как больше разговоров. Тора - любовница Виктора, ранее исполнившая у него заглавную роль в фильме «Карин, дочь Ингмара» (тоже, кстати, по Лагерлёф). Но в новой своей ленте он ей сыграть не дал: жена не разрешила. В пылу беседы оскорблённая и вспыльчивая актриса начинает хамить - и хотя пожилая писательница знает, что «самый громкий звук издаёт пустая бочка», она всё-таки решает выслушать молодую женщину - и даже начинает в ответ делиться с ней самым сокровенным. Среди прочего выясняется, что этих женщин объединяет: вечно пьяные отцы. А стало быть, все они, люди кино, внутри - обычные человеки, со своими горестями и проблемами...

Исполнившую роль Сельмы Лагерлёф Аниту Бьёрк мы уже называли выше, говоря про «Маркизу де Сад», а Элин Клингу можно также увидеть в «Сонате призраков».

Кадр из телефильма Ингмара Бергмана «Создатели образа»

Завершим же эту бонусную подборку весьма странной короткометражкой «Харальд и Харальд» (1997) - не скрывая своего удивления, как такое вообще попало в фильмографию столь уважаемого мэтра. Нет, Бергман мог, разумеется, делать всё что хотел, но эти десять минут - не более чем юмористический эстрадный скетч в духе тех номеров, что некогда исполняли у нас Ширвиндт и Державин.

На сцене - два критика с обувными коробками на головах, собственно, Харальд и Харальд (одного из них, Бьёрна Граната, мы только что упоминали выше, а Йохан Рабеус появлялся в небольшой роли в ленте «Двое блаженных»). Руководствуясь принципом «Критика - мать искусства», они обсуждают, как можно понять, свежевышедший отчёт местного министерства культуры, ловко находя в этом толстенном томе ничего не значащие благоглупости: «Фильм - это отличное средство размножения массовой информации в картинках» и пр.

Кадр из короткометражки Ингмара Бергмана «Харальд и Харальд»

Понятно, что тема - вечная: возьми аналогичные российские талмуды - наверняка обхохочешься не в меньшей степени (хотя и будет это смех со слезами на глазах, надо думать). Но ни к кино, ни даже к театру этот короткий метр не имеет, конечно, никакого отношения - а потому лучше просто отнестись к нему как к по-своему забавной причуде великого мастера.

См. также:

Ни дня без Бергмана: бонусы (1)

Ни дня без Бергмана: «Сарабанда» (2003)

Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997)

Ни дня без Бергмана: «Двое блаженных» (1986)

Ни дня без Бергмана: «После репетиции» (1983)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (1984)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр» (1982)

Ни дня без Бергмана: «Из жизни марионеток» (1980)

Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1979» (1979)

Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)

Ни дня без Бергмана: «Змеиное яйцо» (1977)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

669

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Аладдин
Дублированный трейлер
Тройная граница
Дублированный трейлер
Проклятие плачущей
Дублированный трейлер
Вчера
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Вчера
Дублированный трейлер
3
Кладбище домашних животных
Дублированный трейлер №2
2
Тройная граница
Дублированный трейлер
2
Папа, сдохни
Трейлер
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Ридли Скотт продолжит мучить Чужого
Вселенная Чужого не только расширяется, но и отправляется на ТВ: 20th Century FOX разрабатывает два сериала
Снова во все тяжкие
Винс Гиллиан разрабатывает прямое полнометражное продолжение культового сериала «Во все тяжкие».
Фантастические твари: работа над ошибками
Критика в адрес «Преступлений Грин-де-Вальда» заставила «Warner Bros.» не торопиться с выпуском третьего фильма.
Рецензия на фильм «Алита: Боевой ангел»
Не самый типичный тандем Джеймс Кэмерон и Роберт Родригес, на деле оказались слаженной командой, способной создать увлекательный продукт.
Джеймс Кэмерон: и швец, и жнец, и на дуде игрец
На днях Джеймс Кэмерон объявил название нового «Терминатора» и поделился планами на ближайшее будущее.
по комментариям
Рецензия на фильм «Две королевы»
Сирша Ронан и Марго Робби в исторической драме о борьбе за престол; много хуже, чем «Ещё одна из рода Болейн».
5
Настоящие Гостбастеры покажут, как нужно охотиться
Сын создателя оригинальных «Охотников за приведениями» Джейсон Рейтман готовит возвращение настоящих героев франшизы.
5
Что нового мы увидим в Zомбилэнде?
Съемки сиквела «Добро пожаловать в Zомбилэнд» вот-вот начнутся, а создатели начали потихоньку выдавать подробности.
2
Хранители скоро вернутся
Студия «HBO» близка к завершению съемок первого сезона сериала «Хранители», а в сети уже начали появляться первые кадры.
2
Самоубийцы Джеймса Ганна
Джеймс Ганн перезапустит «Отряд самоубийц».
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×