Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (1984)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (1984)

Были времена, когда привычный сегодня жанр «фильма о фильме» казался диковинкой: далеко не всем приходило в голову запечатлеть для вечности «рутинный» съёмочный процесс (ну кому это может быть интересно?..). По счастью, уходя из большого кино, Ингмар Бергман догадался оставить собственноручно подписанное свидетельство о проделанной им работе.

«Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (Dokument Fanny och Alexander), Швеция, 1984; реж. Ингмар Бергман, документальный; в фильме участвуют Ингмар Бергман, Свен Нюквист, Бертил Гуве, Гуннар Бьёрнстранд, Пернилла Альвин, Ева Фрёлинг, Алан Эдвалл, Стина Экблад, Эрланд Юзефсон.

Режиссёр Ингмар Бергман работает над самым масштабным своим фильмом - кинороманом «Фанни и Александр».

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Никаких принципиальных секретов эта документальная картина вроде бы не раскрывает. Тот, кто в принципе знаком с тем, как делается кино, не найдёт здесь для себя ничего нового: вот стоит камера, вот режиссёр общается с артистами; вроде бы всё ровно так же, как всегда и везде.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Другое дело, что тут мы знаем: перед нами - сам Бергман, за камерой стоит Свен Нюквист («Свен использует минимум источников света, но с максимальной точностью»), а роль, например, шута исполняет Гуннар Бьёрнстранд - актёр, снимавшийся у Бергмана чаще всего: в общей сложности - девятнадцать (!) раз (чаще всего роли у него небольшие, но в таких лентах, как «Урок любви» и «Улыбки летней ночи», «Сквозь тусклое стекло» и «Лицо», а также, разумеется, «Седьмая печать» и «Причастие» - центральные).

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

В процессе работы Бергман то сидит за камерой, проверяя выставленный кадр, то остаётся вместе с актёрами (порой так даже вплотную к ним). И признаётся: «Я в деталях воссоздаю несколько моментов из моего детства, бывшего шестьдесят лет назад. Это странное ощущение», - находя в членах своей слаженной команды самых что ни на есть преданных помощников.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Съёмки пятичасового повествования о жизни семейства Экдаль продолжались несколько месяцев, однако рассказ о них не столь подробен, как можно было бы этого ожидать. В документальную картину включено лишь несколько избранных фрагментов: встреча группы накануне старта, первый съёмочный день (который «всегда отвратителен, так что мы решили начать с чего-то приятного» - с боя подушками!), репетиция самого первого кадра, сочельник, финальная ночная смена...

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

И тут не так уж много занимательных фактов, за которые можно было бы зацепиться – вроде тех, когда мы узнаём, что сцену, например, пышных похорон с пятьюстами статистами снимали без заболевшего режиссёра (процесс был отлажен так, что опытные киношники и без него справились), а каскадёр, изображавший горящую тётку, несмотря на все предпринятые предосторожности всё-таки получил тяжёлые ожоги.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Отказавшись от мельтешения, Бергман сосредотачивается на том, чтобы показать, сколь тщательно прорабатывалась та или иная сцена - вплоть до мельчайшего жеста актёра или незаметного поворота камеры (тут, кстати, выясняется, что у Бергмана и Нюквиста были разные взгляды на то, как этого достигнуть). И показательнее всего в этом отношении большой девятиминутный эпизод, в котором режиссёр разбирает с артистами мизансцену, прорабатывая движения для каждого появляющегося в кадре. А смешнее всего - попытка мэтра «режиссировать» действия кота, определённо не желающего подчиняться его указаниям.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

Уникальность этого, как сейчас говорят, фильма о фильме объясняется просто: это возможность увидеть великого мастера, что называется, в естественной среде его обитания. Впрочем, не совсем так: наиболее вольготно, как известно, ему жилось в пространстве театра - и съёмочная площадка не была по-настоящему любимым его местом (после окончания этой работы режиссёр навсегда ушёл из большого кино). И тем не менее, сегодня Ингмар Бергман для нас в первую очередь именно человек кино - и потому эта хроника обладает поистине невероятной ценностью.

«Это может быть интересно, даже занимательно», - гласит титр, с которого всё начинается, и, честно говоря, это ещё очень скромно сказано.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр. Хроника создания фильма»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр» (1982)

Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1979» (1979)

Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)

Ни дня без Бергмана: «Волшебная флейта» (1975)

Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972)

Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1969» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Не говоря уж обо всех этих женщинах» (1964)

Ни дня без Бергмана: «Причастие» (1962)

Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Играй или умри
Дублированный трейлер
Люди Икс: Темный феникс
Дублированный трейлер №3
После
Отрывок
Дитя тьмы
Дублированный трейлер
Семейка Аддамс
Дублированный тизер-трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Высшее общество
Дублированный трейлер
4
Звездные войны: Эпизод IX*
Дублированный трейлер
4
Джокер
Дублированный трейлер
4
Братство
Трейлер
2
Король Лев
Трейлер
2
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Баллады о солдатах. Город смерти, город цветов
«Цветы войны» основаны на реальных событиях 1937 года, когда за несколько недель погибло около трёхсот тысяч человек…
Чулпан Хаматова сыграет Доктора Лизу
Фильм, посвященный знаменитому медицинскому деятелю Елизавете Глинке, запущен в производство.
Павел Лунгин повторно сел в «Такси-блюз»
Павел Лунгин решил «перефразировать» свою же драму 90-х «Такси-блюз» с Петром Мамоновым в главной роли.
Кино снимают: Уэс Андерсон и Кэри Фукунага
Уэс Андерсон откроет свой журнал в Париже, а Кэри Фукунага окунется во времена Франко-индейской войны 1757 года.
41-й ММКФ открывается «Императором Парижа»
«Император Парижа» режиссера Жана-Франсуа Рише достойно открыл 41-й ММКФ.
по комментариям
Продюсеры назвали лучшие российские сериалы по итогам 2018 года
Итоги VII премии АПКиТ - профессиональной награды за достижения в производстве телефильмов разных форматов.
3
Человек-Паук в Нуаре
«Sony» приступила к разработке сольного мультфильма о «нуарном» Человеке-Пауке, которого можно увидеть в оскароносном «Человек-Паук: Через вселенные».
2
Сарик Андреасян и Дмитрий Нагиев эмигрировали в США (ура?)
Начались съемки новой драмы Сарика Андреасяна «Родина» - о нелегкой судьбе русских эмигрантов в США.
2
Баллады о солдатах. Город смерти, город цветов
«Цветы войны» основаны на реальных событиях 1937 года, когда за несколько недель погибло около трёхсот тысяч человек…
2
Рецензия на фильм «Мы»
Тени не хотят знать своё место; новое кино Джордана «Прочь» Пила с оскароносной Лупитой Ньонго: почти что по Андерсону
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×