Ни дня без Бергмана: «Лицом к лицу» (1976)

Ни дня без Бергмана: «Лицом к лицу» (1976)

Тридцать шестой фильм Ингмара Бергмана - психологическая драма о психиатре с определёнными психическими расстройствами. И это первая работа великого мастера, получившая оскаровскую номинацию за актёрскую игру.

«Лицом к лицу» (Ansikte mot ansikte), Швеция, 1976; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Лив Ульман, Эрланд Юзефсон, Айно Тобе, Гуннар Бьёрнстранд, Сив Рууд, Ёста Экман, Ульф Юхансон, Хелен Фриберг.

Психиатр Йенни Исакссон неожиданно - после неудавшейся попытки покончить жизнь самоубийством - превращается из врача в пациентку...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Бергман всегда был знатоком человеческих душ и постоянно устраивал зрителям сеансы психоанализа, пробуя (и зачастую успешно) разобрать причины тех или иных житейских проблем, докопаться до самой их сути. В данном случае он утяжеляет затеянный им эксперимент: под прицелом оказывается квалифицированный доктор. Помогая другим, героиня «упускает» саму себя - и в какой-то момент горстями начинает заглатывать таблетки.

В своей предсмертной записи (она надиктовывает её для родных на кассету), Йенни говорит о границе между внешним поведением и внутренним истощением. «Живёшь себе, и на протяжении жизни тебя медленно душат до смерти - а ты этого даже не знаешь», - ситуация, так или иначе знакомая, наверное, многим (на виду мы одни, оставшись без посторонних - другие). «Если вести себя как обычно, то всё и пойдёт, как обычно, ты согласен?» - так полагала она, заводя дружбу с приглянувшимся ей мужчиной, но рецепт вышел недолговечным.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Как и «Сцены из супружеской жизни», «Лицом к лицу» существует в двух вариантах: четырёхсерийный шведский и чуть более чем двухчасовой для кинопроката в других странах. В главном они, разумеется, одинаковы: в первой части сюжета мы наблюдаем за относительно здоровым человеком (не без чудачеств, но у кого не бывает), во второй сталкиваемся уже с балансирующей на грани истеричкой. Перемены, понятное дело, разительные. Похоже, это самый надрывный по части внешнего проявления чувств и эмоций фильм Ингмара Бергмана.

Лив Ульман, сыгравшая здесь, что называется, на разрыв аорты, получила за эту роль вторую свою номинацию на премию «Оскар» (предыдущий её успех в этом плане связан с «Эмигрантами» Яна Труэля). Таким образом, данная картина оказалась первой бергмановской работой, отмеченной Американской киноакадемией в актёрской категории. Но интересна она, конечно, не только этим.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Одним из основных приёмов ленты становится почти бесшовное пересечение сна и яви (которая и без того порой бывает до необыкновения странная, вызывая естественные подозрения: а это-то точно не сон?). Собственно, видения и подсказывают нам, что с героиней вовсе не всё нормально; повторяясь, они только усиливают первоначальное впечатление - а потом и вовсе надолго заменяют собою реальность. Третье действие так и называется: «Сумеречная страна», - и представляет из себя череду сменяющихся кошмаров, которые перемежаются краткими пробуждениями.

Морок ослепляет Йенни и затягивает всё глубже и глубже. В одном из видений говорится о гипоксии мозга, другое сопровождается её всамделишным беспомощным плачем; оказавшись в толпе ожидающих приёма больных, она буквально снимает лицо с доверившейся её рукам пациентки. То ли освобождение, то ли, напротив, окончательное поражение символизирует пугающая сцена, в которой героиня раздваивается: она и лежит в гробу (крышку заколачивают, не обращая внимания на крики о помощи), и стоит подле, поджигая его и радуясь.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Чуть позже она объясняет, что смерть всегда была где-то рядом (родители погибли в автокатастрофе), отчего однажды она решила её не бояться («Я решила игнорировать то, что люди умирают каждый день, каждую минуту»). Финал же и вовсе закрепляется моралью: «Всё пронизано любовью, даже смерть». Бергман, за двадцать лет до этого превративший Смерть из прискорбной абстракции в зримого персонажа, объединяет здесь две своих любимых темы в одну - и в устах второпланового блондина боязнь смерти приравнивается к опасениям перед сном: «Я не могу спать из-за страха не проснуться».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

«Голова человека такая ранимая», - словно бы ставит самодиагноз героиня. В то же время работающий вместе с нею врач признаётся, что не верит в психоанализ, а потому вряд ли они способны кого-либо вылечить. Но как же тогда быть?.. Я бы посоветовал Йенни посмотреть фильмы Ингмара Бергмана.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Сцены из супружеской жизни» (1973)

Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972)

Ни дня без Бергмана: «Ритуал» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)

Ни дня без Бергмана: «Молчание» (1963)

Ни дня без Бергмана: «Сквозь тусклое стекло» (1961)

Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958)

Ни дня без Бергмана: «Седьмая печать» (1957)

Ни дня без Бергмана: «Жажда» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Птичий короб
Трейлер №2
Миллиард
Трейлер
Кадавр
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Король Лев
Дублированный трейлер
2
Капитан Марвел
Дублированный трейлер
1
Гори, гори ясно
Дублированный трейлер
1
Хэллфест
Дублированный трейлер
0
Кадавр
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Пандора воскресит мертвецов
Сюжет «Аватаров» по-прежнему держится за семью печатями, но Джеймс Кэмерон начал по крупицам выдавать информацию о мегапроекте
Сандре Буллок завязали глаза (но это не «50 оттенков»)
Если верить синопсису и трейлерам постапокалиптического триллера «Птичий короб», который является экранизацией одноимённого романа Джоша Малермана, то «Netflix» приготовил, по всей видимости, хоррор ничем не хуже недавнего «Тихого места».
Вместо трансформеров теперь миллиардеры
На днях было официально объявлено о завершении съемок нового экшен-триллера «Шестеро в подполье» от «Netflix» и «Skydan
Жизнь киномана в США: ответы на самые важные вопросы
Правда, что в США нет торрентов, за просмотр любимых сериалов приходится платить, а билеты в кино дорогие?..
Встретиться ли Веном с Человеком-Пауком?..
Сценарист Джефф Пинкнер в беседе с «Discussing Film» подтвердил, что продолжение фильма про самого неоднозначного и харизматичного злодея Венома уже в разработке.
по комментариям
Жизнь киномана в США: ответы на самые важные вопросы
Правда, что в США нет торрентов, за просмотр любимых сериалов приходится платить, а билеты в кино дорогие?..
9
Специальный показ материалов к фильму «Алита: Боевой Ангел»
Мы побывали на закрытом показе избранных отрывков из потенциально культового фильма «Алита: Боевой Ангел».
4
«Ёлки» никогда не будут «Последними»!
5-го декабря кинопрессе показали Главную Российскую Новогоднюю Кинокартину – «Ёлки Последние».
4
Рами Малек – рекордсмен и злодей?..
Музыкальный кинофильм «Богемская рапсодия» о группе «Queen» и ее лидере Фредди Меркьюри установил кассовый рекорд.
2
«Возвращение домой» начнётся впритык за «Финалом»?!
Буквально несколько дней назад на бразильском Комик-Коне был представлен первый трейлер нового Человека-Паука.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×