Ни дня без Бергмана: «Лицом к лицу» (1976)

Ни дня без Бергмана: «Лицом к лицу» (1976)

Тридцать шестой фильм Ингмара Бергмана - психологическая драма о психиатре с определёнными психическими расстройствами. И это первая работа великого мастера, получившая оскаровскую номинацию за актёрскую игру.

«Лицом к лицу» (Ansikte mot ansikte), Швеция, 1976; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Лив Ульман, Эрланд Юзефсон, Айно Тобе, Гуннар Бьёрнстранд, Сив Рууд, Ёста Экман, Ульф Юхансон, Хелен Фриберг.

Психиатр Йенни Исакссон неожиданно - после неудавшейся попытки покончить жизнь самоубийством - превращается из врача в пациентку...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Бергман всегда был знатоком человеческих душ и постоянно устраивал зрителям сеансы психоанализа, пробуя (и зачастую успешно) разобрать причины тех или иных житейских проблем, докопаться до самой их сути. В данном случае он утяжеляет затеянный им эксперимент: под прицелом оказывается квалифицированный доктор. Помогая другим, героиня «упускает» саму себя - и в какой-то момент горстями начинает заглатывать таблетки.

В своей предсмертной записи (она надиктовывает её для родных на кассету), Йенни говорит о границе между внешним поведением и внутренним истощением. «Живёшь себе, и на протяжении жизни тебя медленно душат до смерти - а ты этого даже не знаешь», - ситуация, так или иначе знакомая, наверное, многим (на виду мы одни, оставшись без посторонних - другие). «Если вести себя как обычно, то всё и пойдёт, как обычно, ты согласен?» - так полагала она, заводя дружбу с приглянувшимся ей мужчиной, но рецепт вышел недолговечным.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Как и «Сцены из супружеской жизни», «Лицом к лицу» существует в двух вариантах: четырёхсерийный шведский и чуть более чем двухчасовой для кинопроката в других странах. В главном они, разумеется, одинаковы: в первой части сюжета мы наблюдаем за относительно здоровым человеком (не без чудачеств, но у кого не бывает), во второй сталкиваемся уже с балансирующей на грани истеричкой. Перемены, понятное дело, разительные. Похоже, это самый надрывный по части внешнего проявления чувств и эмоций фильм Ингмара Бергмана.

Лив Ульман, сыгравшая здесь, что называется, на разрыв аорты, получила за эту роль вторую свою номинацию на премию «Оскар» (предыдущий её успех в этом плане связан с «Эмигрантами» Яна Труэля). Таким образом, данная картина оказалась первой бергмановской работой, отмеченной Американской киноакадемией в актёрской категории. Но интересна она, конечно, не только этим.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Одним из основных приёмов ленты становится почти бесшовное пересечение сна и яви (которая и без того порой бывает до необыкновения странная, вызывая естественные подозрения: а это-то точно не сон?). Собственно, видения и подсказывают нам, что с героиней вовсе не всё нормально; повторяясь, они только усиливают первоначальное впечатление - а потом и вовсе надолго заменяют собою реальность. Третье действие так и называется: «Сумеречная страна», - и представляет из себя череду сменяющихся кошмаров, которые перемежаются краткими пробуждениями.

Морок ослепляет Йенни и затягивает всё глубже и глубже. В одном из видений говорится о гипоксии мозга, другое сопровождается её всамделишным беспомощным плачем; оказавшись в толпе ожидающих приёма больных, она буквально снимает лицо с доверившейся её рукам пациентки. То ли освобождение, то ли, напротив, окончательное поражение символизирует пугающая сцена, в которой героиня раздваивается: она и лежит в гробу (крышку заколачивают, не обращая внимания на крики о помощи), и стоит подле, поджигая его и радуясь.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Чуть позже она объясняет, что смерть всегда была где-то рядом (родители погибли в автокатастрофе), отчего однажды она решила её не бояться («Я решила игнорировать то, что люди умирают каждый день, каждую минуту»). Финал же и вовсе закрепляется моралью: «Всё пронизано любовью, даже смерть». Бергман, за двадцать лет до этого превративший Смерть из прискорбной абстракции в зримого персонажа, объединяет здесь две своих любимых темы в одну - и в устах второпланового блондина боязнь смерти приравнивается к опасениям перед сном: «Я не могу спать из-за страха не проснуться».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

«Голова человека такая ранимая», - словно бы ставит самодиагноз героиня. В то же время работающий вместе с нею врач признаётся, что не верит в психоанализ, а потому вряд ли они способны кого-либо вылечить. Но как же тогда быть?.. Я бы посоветовал Йенни посмотреть фильмы Ингмара Бергмана.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Сцены из супружеской жизни» (1973)

Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972)

Ни дня без Бергмана: «Ритуал» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)

Ни дня без Бергмана: «Молчание» (1963)

Ни дня без Бергмана: «Сквозь тусклое стекло» (1961)

Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958)

Ни дня без Бергмана: «Седьмая печать» (1957)

Ни дня без Бергмана: «Жажда» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Осенняя соната
Отрывок: прелюдия Шопена
Осенняя соната
Отрывок: комната Эрика
Форё - документ 1979
Отрывок: ужин
Форё - документ 1979
Отрывок: овечья шкура
Осенняя соната
Отрывок: ночь признаний
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Форё - документ 1979
Отрывок: ужин
0
Шёпоты и крики
Отрывок: доктор и Мария
0
Шёпоты и крики
Отрывок: болезнь
0
Шёпоты и крики
Отрывок: смерть
0
Шёпоты и крики
Отрывок: Анна и Карин
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)
Ингмар Бергман, Ингрид Бергман и Лив Ульман пристально рассматривают вечную проблему взаимоотношений матери и дочери.
Бумажные комиксы. «Флэш» Джошуа Уильямсона: «Скорость тьмы»
В Стране теней двум Флэшам предстоит спасти нашу не подозревающую о невиданной опасности планету...
Ни дня без Бергмана: «Змеиное яйцо» (1977)
Ретро-детектив от Ингмара Бергмана: персонаж Дэвида Кэррадайна оказывается в окружении целого ряда смертей...
Бумажные комиксы. «Токийский гуль» Суи Исиды: том 1
Гули жрут людей и прячутся среди них, но что ж поделать - такова их природа. Давайте узнаем их получше.
по комментариям
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 1: Увертюра, первый кадр
Сегодня мы начинаем публикацию уникального проекта: покадровый разбор фильма «Левиафан» режиссёром Андреем Звягинцевым
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×