Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1969» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1969» (1969)

Есть у Бергмана и документальные фильмы. Первый из них посвящён острову, который великий кинорежиссёр выбрал своим постоянным пристанищем. Второй, кстати, тоже, но о нём - попозже.

«Форё - документ 1969» (Fårö dokument 1969), Швеция, 1969; реж. Ингмар Бергман, документальный.

Жители шведского острова Форё рассказывают о своей жизни - по-своему симпатичной, но всё-таки непростой: сказывается отдалённость от большой земли...

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1969»

Обосновавшись на острове Форё, Ингмар Бергман решил сделать для него доброе дело. Садовник возвёл бы сад, плотник построил бы дом, кинорежиссёр - снял документальный фильм. Было ли это личным порывом или об этой услуге его попросили - выяснять сейчас не будем. Не будем и нумеровать эту картину, сохранив нумерацию только для игровых картин. Но совсем упускать эту ленту из виду было бы, конечно, неправильно. Мало того, что это в любом случае работа Бергмана (и равновеликого оператора Свена Нюквиста), так это же ещё рассказ о месте, где великий маэстро жил и работал множество лет вплоть до самой своей смерти.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1969»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1969»

Кратко обрисовав географическое расположение острова, рассказчик почти сразу выводит нас на главную тему своего повествования: как так, что на территории в 102 квадратных километра живёт сейчас всего 754 человека?!. А ведь ещё сорок лет назад людей здесь проживало куда больше - целых одиннадцать тысяч! Куда же все делись? Только ли голые скалы виноваты в случившемся исходе?..

Подлинные причины постепенно выявляются в разговорах с местными обитателями. Вот, например, милая фермерша констатирует, что в любой момент может разориться: «Благополучная Швеция - здесь этого не увидишь». «Мы изгои», - утверждает она, указывая на то, что корень проблем кроется в национальной политике.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1969»

О том, что «жители Форё всегда были обособлены», говорилось уже в самом начале фильма - но не до такой же степени! Мост, который соединил бы остров с большой землёй, должны были построить сто лет назад - и до сих пор не построили. Школьная учительница сетует, что многие дети и в городе-то не бывали - и хотела бы большего финансирования на экскурсии, так как «мы живём в захолустье».

Продавать скот здесь невыгодно: местная скотобойня держит монополию и не даёт настоящей цены. Рыболовство на грани - впрочем, признаёт собеседник, плохо не только здесь, а и по всей Швеции. Дороги плохие, почту могут закрыть, в библиотеке чаще всего берут книгу о контрабанде...

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1969»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1969»

Не удивительно, что большинство молодых ребят мечтают отсюда поскорее уехать: тут скучно и нет никакой работы. Только один паренёк из опрошенных не видит для себя иной жизни: «Если ты вырос на острове, ты не захочешь расстаться с морем».

Но вот пара постарше - молодожёны, ждут ребёнка. И заранее переживают: а с кем же его придётся оставлять, когда вокруг вообще нет детских садов?.. «За кого вы голосуете? - спрашивает вдруг у них интервьюер. - Вы бы участвовали в местных выборах?» Но всё-таки политические преобразования по зубам не каждому.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1969»

Свой финальный монолог Бергман превращает в обвинение, подчёркивая, что жители Форё лишены тех прав, что имеют все прочие шведы, а стало быть, вопросы демократии на острове не соблюдаются. Увы, но «сельские жители не привыкли говорить от собственного имени», - а потому автор выступает от их лица (и, как написали бы сегодняшние журналисты, просит считать свой фильм заявлением в прокуратуру).

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1969»

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1969»

Помимо печальных и не очень разговоров (есть даже беседа с местным 102-летним (!!!) долгожителем, очень даже бодрым), а также исторического свидетельства об инциденте 1603-го года (тогда пятнадцать человек вышли на лёд - и льдина оторвалась в море), присутствует здесь и бесстрастное наблюдение за природой.

Вот камера следит за разделкой овечьей туши (что кажется рифмой к предшествующей «Страсти», где также были кадры с убитыми животными), вот, напротив, даёт почти пятиминутную хронику овечьих родов (заставляя вспомнить уже игровые картины «Тюльпан» и «Мектуб, моя любовь»). Мусор на пляже. Брошенные фермы. Мёртвый лес. Детские рисунки. Школьный урок. Причастие на дому. Похороны. Жизнь на Форё, как она есть, свидетельство 1969-го года.

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1969»

Пожалуй, этот фильм был бы интересен даже в том случае, если бы не был фильмом Ингмара Бергмана. Хотя бы как пример того, что у каждой страны - свои проблемы (и шведы просто не видели российской глубинки).

Кадр из документального фильма Ингмара Бергмана «Форё - документ 1969»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Страсть» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Стыд» (1968)

Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)

Ни дня без Бергмана: «Сквозь тусклое стекло» (1961)

Ни дня без Бергмана: «Земляничная поляна» (1957)

Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951)

Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948)

Ни дня без Бергмана: «Корабль в Индию» (1947)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Сцены из супружеской жизни
Отрывок: кошмарный сон
Сцены из супружеской жизни
Отрывок: снова на полу
Сцены из супружеской жизни
Отрывок: дневник Марианны
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Сцены из супружеской жизни
Отрывок: кошмарный сон
0
Страсть
Отрывок: зимой
0
Страсть
Отрывок: Лив Ульман
0
Страсть
Отрывок: убитые овцы
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Мастер-класс: продюсер «Disney Animation» рассказал о секретах нового «Ральфа»
Продюсер «Walt Disney Animation Studios» Кларк Спенсер рассказал в Москве о «Ральфе против интернета».
Бумажные комиксы. «Death Note» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: «Black Edition. VI»
Завершён выпуск красивого и стильного «чёрного издания» русскоязычной «Тетради смерти».
Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972)
Вместе с Бергманом великий оператор Свен Нюквист придумал тут новый тип кино - красно-бело-чёрное!
Ни дня без Бергмана: «Сцены из супружеской жизни» (1973)
Шестисерийный фильм Ингмара Бергмана о нюансах брака: двое любят друг друга и никак не могут расстаться.
по комментариям
Бумажные комиксы. «Injustice: Боги среди нас» Тома Тэйлора: «Год третий. Книга 1»
В борьбу против ставшего безжалостным диктатором Супермена наконец-то вступают могущественные магические силы.
2
Бломкэмп вернет Робокопа к истокам
Студию MGM не пугают неудачи: новый подход к реанимации «Робокопа» доверили Нилу Бломкампу.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×