Ни дня без Бергмана: «Не говоря уж обо всех этих женщинах» (1964)

Ни дня без Бергмана: «Не говоря уж обо всех этих женщинах» (1964)

Двадцать шестой (и первый цветной) фильм Бергмана - ещё одна комедия, сделанная им «для широкой публики», но, к сожалению, явно не получившаяся. Взявшись язвить про доставших его критиков, режиссёр, кажется, потерял чувство меры; получилось совсем не смешно.

«Не говоря уж обо всех этих женщинах» (För att inte tala om alla dessa kvinnor), Швеция, 1964; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Ярл Кулле, Эва Дальбек, Биби Андерсон, Харриет Андерссон, Карин Кавли, Гертруд Фрид, Мона Мальм, Барбро Юрт аф Урнес, Алан Эдвалл, Георг Функвист.

Музыкальный критик приезжает в загородное имение виртуоза-виолончелиста, чтобы доработать его биографию. Гостя встречают жена маэстро и его многочисленные любовницы.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Не говоря уж обо всех этих женщинах»

Едва ли не по всем показателям «Не говоря уж обо всех этих женщинах» - худший фильм Ингмара Бергмана. Определённые неудачи случались у него и раньше: «Музыка в темноте», например, была излишне сентиментальна, игра в шпионский триллер шла вразрез с его собственными представлениями о прекрасном, а «Женские грёзы» свидетельствовали о кризисном периоде. Но одно дело, когда неудача настигает относительно малоизвестного режиссёра, и совсем другое - когда плохое кино выходит за подписью человека, уже снявшего общепризнанные шедевры, такие как «Седьмая печать» и «Земляничная поляна», «Причастие» и «Молчание». Тут включаются иные механизмы оценки; так, в сравнении, становится понятно, что столь низко Бергман никогда до сей поры не падал.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Не говоря уж обо всех этих женщинах»

Проблемой становится сама выбранная тема: Бергман уже пробовал высказываться насчёт отношений творца и критика, но здесь его отповедь становится даже неприличной (пусть не смутит никого предупредительный титр о том, что любое совпадение есть ничто иное, как случайное недоразумение). Корнелиус показан завистливым и самовлюблённым дураком, не просто с удовольствием копающимся в чужом белье, но готовым погрузиться в него с головой и даже лично примерить. «Глава об интимных подробностях у меня будет опущена», - обещает он поначалу, но, оценив обстановку, невольно восклицает: «Как много женщин!»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Не говоря уж обо всех этих женщинах»

«Спальня маэстро! Любовница маэстро! Какой материал!» - разумеется, тут не могло обойтись без личных переживаний: вопросы, с кем Бергман спал, с кем жил, кому и с кем изменял, по-прежнему волнуют многих его «поклонников». Одни пишут, другие читают про это и статьи, и книги; так и герой фильма в финале зачитывает куски из написанного, побыстрее пролистывая страницы с этапами творческого пути и собственно критическими суждениями: «Интереснее всего глава о яркой личной жизни».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Не говоря уж обо всех этих женщинах»

«У меня нет никакого интереса впутывать маэстро в скандал», - уверяет он в одну минуту, но позднее заключает, что «мир должен об этом знать». При этом, что показательно, критик одновременно и «осуждает» составленное любовницами музыканта расписание ночей, и сам готов переспать с каждой из них («Какой богатый материал для биографии!» - «Да мне даже страшно за вас»). Переживая, что ему никак не удаётся по-настоящему постичь великого музыканта, тогда как «других-то можно узнать», он получает в ответ справедливое: «Конечно, но их секреты никого не интересуют».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Не говоря уж обо всех этих женщинах»

В полной мере отношение Бергмана к критикам засвидетельствовано в двух сценах. В одной из них Корнелиус «творит», лёжа в ванне и задумчиво помахивая пером: «Что же, чёрт возьми, я хочу этим сказать?..» В другой - сидит в саду под деревом, обращаясь к пернатой певунье: «Маленькая птичка! Ты поёшь и вовсе не заботишься об искушённых критиках. Тебя ведь совсем не волнует то, что я могу сказать?» В ответ птичка какает на него сверху.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Не говоря уж обо всех этих женщинах»

И ещё один штрих, быть может, наиболее важный: этот критик мнит себя композитором! И настаивает, чтобы прославленный виолончелист исполнил его сочинение «Сон рыбы, или Абстракция №14». Это уж и вовсе не в бровь, а в глаз: как известно, любой зритель лучше любого кинематографиста знает, как следует снимать кино, а уж критик и подавно какого угодно режиссёра этому научит. Бергман наверняка не был исключением - и всего этого натерпелся.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Не говоря уж обо всех этих женщинах»

Вокруг незамысловатого сюжета автор выстраивает форменный балаган, благо и артисты согласились вместе с ним «пошалить». Оказавшись в доме музыканта, критик первым делом едва не роняет его бюст. За одной неловкой комической сценой следуют прочие, включающие стрельбу в спальне (и не только), пролитый на голову чай и впечатанный в лицо торт, переодевание в женское платье и манерное поглаживание носика лейки, купание в пруду с кругом-лебедем и «смешной» бег в манере немого кино, а также взрыв фейерверка (интертитр поясняет, что «в этом фейерверке хватает символики») с выскакиванием обнажённой и выпрыгиванием из воды при помощи обратной съёмки. «Мы все в одном сумасшедшем доме», - концентрация бреда зашкаливает, но Бергман, конечно, мог себе это позволить.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Не говоря уж обо всех этих женщинах»

Пожалуй, самый интересный эпизод во всём этом цирке - танго, заменившее любовную сцену «по цензурным соображениям». Тут явлена весьма занимательная игра со светом - и пора уже сказать, что историческая ценность не самой удачной ленты хотя бы уже в том, что это первый цветной фильм Ингмара Бергмана: двадцать пять предыдущих он неизменно выдерживал, как мы помним, в строгом ч/б.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Не говоря уж обо всех этих женщинах»

Видно, что цвет Бергману в новинку - и он использует его без будущей концептуальности. Белоснежные одежды сменяются разноцветными нарядами, а позднее траурными платьями, декорации украшены не только белесыми статуями в античном стиле, но и «цветовыми пятнами» пальм. Но вряд ли тут имеет смысл говорить о каком-либо достижении великого Свена Нюквиста.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Не говоря уж обо всех этих женщинах»

«Музыканты без биографии быстро забываются», - грозится здесь критик, закрепляя тем самым свою необыкновенно важную роль в мире искусства. По счастью, фильмы Ингмара Бергмана существуют и сами по себе. И их много, и среди них предостаточно не то что хороших, но по-настоящему прекрасных. Так что одну или даже несколько неудач режиссёру вполне можно простить - с кем не бывает. В конце концов, как говорится в этой картине: «Кто такой гений? Гений - это тот, кто меняет мнение критики».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Не говоря уж обо всех этих женщинах»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Молчание» (1963)

Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)

Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958)

Ни дня без Бергмана: «Улыбки летней ночи» (1955)

Ни дня без Бергмана: «Вечер шутов» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Такого здесь не бывает» (1950)

Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Музыка в темноте» (1948)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Игра престолов
Дублированный тизер восьмого сезона | Крипта Винтерфелла
Джон Уик 3
Дублированный трейлер
Рокетмен
Дублированный тизер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мы
Дублированный трейлер
4
Айка
Трейлер
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Нечестивец Дефо и праведник Хоук
Зацелованный критиками Пол Шредер приступил к разработке нового проекта.
Еще один Порок
Стивен Найт продолжит рассказывать о «нелегкой» жизни русских воров в Англии, а в центре внимания окажется Россия.
Кино снимают: Дэн Трахтенберг и Крэйг Брюэр
Трахтенберг погрузился в мир компьютерных игр, а Крэйг Брюэр отправится в Америку на поиски сына африканского принца.
Без Джека Воробья надежнее и экономнее
Студия «Disney» активно разрабатывает перезапуск «Пиратов Карибского моря» без Джека Воробья.
Новый Пункт назначения
Спустя пять фильмов было принято решение перезапустить популярную франшизу нулевых «Пункт назначения».
по комментариям
Рецензия на фильм «Т-34»
Режиссёр «Бригады» возвращается со стрелялкой про танк; отныне война для россиян - новогоднее блюдо.
7
Без Джека Воробья надежнее и экономнее
Студия «Disney» активно разрабатывает перезапуск «Пиратов Карибского моря» без Джека Воробья.
7
Съемки шестого Терминатора завершены
Месяц назад завершились основные съемки шестого «Терминатора», которые держались в строжайшей секретности.
6
Хоррор Спауна
Фильмы про супергероев переходят на новый уровень: от развлекательного экшн-аттракциона к леденящему кровь ужасу.
5
Рецензия на фильм «Две королевы»
Сирша Ронан и Марго Робби в исторической драме о борьбе за престол; много хуже, чем «Ещё одна из рода Болейн».
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×