Ни дня без Бергмана: «На пороге жизни» (1958)

Ни дня без Бергмана: «На пороге жизни» (1958)

Душещипательная мелодрама про рожениц: это точно Бергман или просто случайная серия какого-нибудь стандартного телемыла?.. Взяв предельно «женский сюжет», великий художник заставил разрыдаться даже мужскую половину зрителей.

«На пороге жизни» (Nära livet), Швеция, 1958; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Эва Дальбек, Ингрид Тулин, Биби Андерсон, Барбро Юрт аф Урнес, Макс фон Сюдов, Эрланд Юзефсон, Анн-Мари Гилленспетц, Гуннар Шёберг.

В больничной палате встречаются три роженицы: у одной только что случился выкидыш, другая хочет сделать аборт, а третья, напротив, ждёт не дождётся важнейшего в своей жизни события.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «На пороге жизни»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «На пороге жизни»

Сесилия Эллиус несчастна в браке; она уверена, что ей «не судьба стать ни хорошей женой, ни хорошей матерью». Плача по потерянному ребёнку («Я недостаточно его любила»), она не сомневается, что «следующего раза не будет».

Ёрдис Петтерсон не хочет даже слушать разговоров про то, что нынче положение незамужней женщины с ребёнком куда лучше, чем раньше: «Взгляды общества на эти вещи сильно изменились», государство теперь помогает. Несмотря на молодость, Ёрдис уже делала однажды аборт; она не хочет ребёнка и жалеет, что вообще сама родилась.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «На пороге жизни»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «На пороге жизни»

Но совсем не такая Стина Андерссон! Она любит и любима, и её проблема лишь в том, что роды задерживаются; от безделья приходится гладить чужие пелёнки (что, впрочем, она делает с удовольствием и даже с радостью), а потом пить пиво с касторкой, чтобы ускорить процесс. «Всё чудесно. Это жизнь», - произносит она, когда её, наконец, увозят рожать. И в этой простой фразе - весь фильм, с той лишь поправкой, что рассказывает он всё же не о жизни в целом, а о том, что происходит у её истоков, на самом пороге.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «На пороге жизни»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «На пороге жизни»

Если не знать заранее, что это Бергман, «На пороге жизни» вполне можно «спутать» с каким-нибудь из бесконечных сериалов про материнские судьбы - типа «Женского доктора» или «Теста на беременность»: и темы те же, и решение (более-менее). Героинь жалко, им от всего сердца сочувствуешь, в конце - прям до слёз. Мелодрама, что называется, во всю широту души: вот ведь как непросто - родить человека!..

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «На пороге жизни»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «На пороге жизни»

Другое дело, что у этого душещипательного и порой так даже душераздирающего фильма аж два каннских приза - за лучшую режиссуру и за лучшую женскую роль; последним были отмечены все основные актрисы: три из них сыграли рожениц, четвёртая - всё понимающую медсестру. И как тут не возникнуть вопросу: так где же та невидимая граница между непритязательным телемылом - и до дрожи прошибающей классикой?.. Что отличает настоящее кино от ремесленных поделок? Эффект же вроде бы схож...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «На пороге жизни»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «На пороге жизни»

Бергман на это ответа не даст - во всяком случае, не в этой картине. Рассказы Уллы Исакссон он переносит на экран, отметая любую «высоколобость». Перед нами - отнюдь не «образы», а обычные, рядовые женщины. Из разных социальных слоёв, с разными судьбами, по-своему счастливые или несчастные - и режиссёр предельно доступным языком рассказывает нам о них, об их горестях или ожиданиях.

Как он при этом добивается того, что мы проникаемся их болью, начинаем за них переживать и ближе к финалу уже трепещем, боимся и отчаянно верим в счастливое разрешение их историй?.. Загадка. Вероятно, это и есть магия кино - когда сюжет для «мыльной оперы» превращается вдруг в произведение искусства.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «На пороге жизни»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Улыбки летней ночи» (1955)

Ни дня без Бергмана: «Женские грёзы» (1955)

Ни дня без Бергмана: «Урок любви» (1954)

Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Женщины ждут» (1952)

Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Жажда» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948)

Ни дня без Бергмана: «Кризис» (1946)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Шёпоты и крики
Отрывок: Карин и осколок
Шёпоты и крики
Отрывок: прогулка
Шёпоты и крики
Отрывок: смерть
Шёпоты и крики
Отрывок: болезнь
Шёпоты и крики
Отрывок: сёстры
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Шёпоты и крики
Отрывок: прогулка
0
Стыд
Отрывок: бомбёжка
0
Стыд
Отрывок: попытка бегства
0
Стыд
Отрывок: после бомбёжки
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972)
Вместе с Бергманом великий оператор Свен Нюквист придумал тут новый тип кино - красно-бело-чёрное!
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Тома Кинга: «Я - самоубийца»
Бэтмен уступает Женщине-Кошке и дарит ей одну ночь... Короче, то самое, чего мы так долго ждали!
Ни дня без Бергмана: «Прикосновение» (1971)
В «Прикосновении» Ингмар Бергман вновь возвращается к мелодраме, повествуя о замужней женщине, полюбившей другого.
по комментариям
Бумажные комиксы. «Injustice: Боги среди нас» Тома Тэйлора: «Год третий. Книга 1»
В борьбу против ставшего безжалостным диктатором Супермена наконец-то вступают могущественные магические силы.
2
Бломкэмп вернет Робокопа к истокам
Студию MGM не пугают неудачи: новый подход к реанимации «Робокопа» доверили Нилу Бломкампу.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×