Лучшие отечественные документальные фильмы

Фронтовая кинохроника

У фронтовой кинохроники нет одного режиссера. У нее сотни авторов, главные из которых — операторы. Они как простые солдаты шли на передовую. Только в руках у них была не винтовка или ППШ, а небольшая заводная кинокамера. Мы сознательно объединили документальные фильмы того времени в один (хотя есть вполне конкретные картины), поскольку считаем, что вся кинохроника тех лет — главный наглядный кинодокумент о войне. Из 3,5 миллионов метров кинопленки было смонтировано более 500 киножурналов и около 150 полнометражных и короткометражных фильмов. При этом все равно львиная доля кинохроники так и не была показана публике. Потому что в то время была ориентация на создание больших фильмов о главных стратегических операциях Красной Армии в ущерб собственно самой кинохронике. Монументальные картины оставляли меньше пространства для исторической фиксации простой жизни фронта и тыла.

С первого дня войны хронику снимали около 150 операторов, к концу их число увеличилось до 250. Несколько десятков операторов погибли. Повседневные киносъемки осуществлялись по непосредственным заданиям военного командования и затем отправлялись в Москву, в Центральную студию документальных фильмов. Операторы участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в боевых самолетах, в танках. Они запечатлели и действия партизан, и жизнь в тылу, и в целом — жизнь страны в условиях войны. Интересный момент — американская документальная картина «Жизнь за один день» берет свои истоки именно в советской фронтовой документалистике. Хроникальный фильм «День войны», созданный при участии 160 операторов, показывает кадры, сделанные в один день — 13 июня 1942 года, на 356-й день войны. Фильм запечатлел и участки огромного фронта, простиравшегося от Белого до Черного моря, и военные предприятия, и колхозы. Эти обычные и рядовые военные будни складывались в единый образ страны, которая работает на победу. Образ героический, хотя каждый из эпизодов ничем особо не был примечателен.

К середине войны, к сожалению, в ряде документальных картин, созрел шаблон в приемах показа военных операций. План построения фильмов часто повторялся. Это в известной мере снижало эмоциональное воздействие картин на зрителей. Поэтому в 1944 году специальное распоряжение ЦК партии жестко отреагировало на провалы в работе некоторых фронтовых киногрупп и призвало к работе над хроникой мэтров игрового кино. Документальную кинематографию возглавили Сергей Герасимов, Сергей Юткевич, Александр Зархи. Кроме того, были привлечены и советские писатели.

Руководство кинохроники стало всеми средствами бороться с инсценировками, последовательно ориентировало киногруппы на честное и многостороннее видение войны. Удивительно, но такого подхода сейчас не увидишь в новостях по Первому каналу, зато он был в сталинском СССР времен окончания войны.

страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
7535

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×