Лучшие отечественные документальные фильмы

Энтузиазм: Симфония Донбасса

Первое, что делает этот фильм великим — это факт того, что это первый звуковой документальный фильм. К тому времени звук в игровом кино появился только три года назад в американском фильме «Певец джаза». Озвучение делали отдельно с помощью специальной аппаратуры, установленной в студии. Записывать же звук на натуре тогда никому в голову не приходило — множество посторонних шумов, отсутствие закрытого пространства студии, как следствие технические сложности. Дзигу Вертова это не смутило. И он сделал полностью документальный звуковой фильм. По сути, Вертов, впервые в мире записав к фильму документальные звуки, закрыл волнующий многих вопрос о «возможностях и невозможностях документальной и наружной звукосъемки».

Тщательно смонтировав синхронно записанные подлинные шумы и звуки, режиссер получил настоящее музыкально-кинематографическое произведение. Как результат — восторженный шок у аудитории. Даже великий Чарли Чаплин, посмотрев «Энтузиазм», назвал его одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний:

«Я никогда не мог себе представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. Я считаю это одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал. Мистер Дзига Вертов — музыкант. Профессора должны у него учиться, а не спорить с ним».

Если бы уникальностью фильма стал только один звук, это был бы технический эксперимент, а не великий фильм. Перед нами же документ, передающий эпоху начала 30-х годов. Картина открывается долгими планами крестящихся на купола и кресты людей. Через несколько минут эти купола скидывают с церквей и та же толпа рукоплещет происходящему. В кадре сталкивается религиозный и коммунистический быт. Сталкивается документально, как есть. Вот верующие, а вот коммунисты. Вслед за этим прослеживается образ — поминки по церкви, которая после прощальной церковной службы превращается в клуб рабочей молодежи. Слышно лозунг: «Долой церковника! Ура!», откликающийся в единогласном «Ура!», которое в свою очередь переходит в Интернационал. Борьба с религией — первый этап в борьбе за новый быт.

Вторая часть фильма посвящена обычным дням рабочих — металлистам, шахтерам, врачей. Это апофеоз индустриального труда, осуществляемого рабочим классом в деле построения социализма. Надписи «план», «до социализма», «к социализму» повторяются по семь, а то и по двенадцать раз. Предвосхищенный изображением хлебных полей на переднем плане завода третий этап в строительстве социализма подразумевал коллективизацию крестьянских земель. Как и полагается, колхозники вызывают друг друга на соревнование. Зычно «окая», они объявляют себя ударниками и дают обещание собрать урожая больше, чем другие. Затем звучат восклицания «да здравствует коллективизация!». Это, конечно же, уже не документальное кино, это пропаганда. И не знаю, насколько пропаганда может быть искренней, но именно такая она у Вертова — чистая и светлая. Зычные индустриальные звуки «Энтузиазма» должны были показать миру, что у социализма есть огромные перспективы в будущем. Поэтому-то фильм и был встречен с восторгом в Европе, которая к этому времени погружалась в экономический кризис 30-х.

Советскую же историю конца 30-х сейчас можно увидеть лишь по кадрам игровых фильмов. Правдивых архивов того времени по понятным причинам сохранилось мало. Дальше на многие десятилетия вперед главной темой киноискусства была только война.

страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
7535

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×