Охота на человека | Как создавался «Хищник»

Первобытный страх

Еще до премьеры «Чужих» было ясно, что ленту ждет большое будущее — интерес зрителей к постановке Кэмерона не ослабевал в течение всего съемочного периода. Поэтому студия 20th Century Fox не сильно рисковала, запуская в производство новый проект сходной тематики.

Сама причина рождения будущего блокбастера достойна того, чтобы стать сценарной фабулой какой-нибудь едкой сатиры на американское кинопроизводство. Уже находящийся в зените славы Сильвестр Сталлоне по неизвестному стечению обстоятельств был излюбленной мишенью голливудских острословов, не упускающих ни единого шанса поиздеваться над звездой. Попал под обстрел критики и его новый фильм сериала «Рокки», в котором боксер вышел на ринг с русским тяжеловесом Иваном Драго. Драматургическая составляющая картины была слаба, и язвительные критики поспешили заявить, что единственным противником, с которым еще не сражался Рокки, остался инопланетянин ET из фильма Спилберга. Непостижимым образом эта шутка задела воображение двух начинающих сценаристов — братьев Джина и Джона Томасов, решивших превратить ее в захватывающую дух историю схватки человека и инопланетянина. Уже в конце 1985 года первый вариант рукописи был готов и предложен Fox под названием «Первобытное зло» (Primeevil).

Студии сценарий понравился, и в скором времени проект перешел в стадию pre-production. Спецэффекты разрабатывались штатными сотрудниками Fox, тотчас же столкнувшимися с проблемами при моделировании инопланетянина. Согласно первоначальной версии сценария Томасов, чужак изображался бесформенным организмом, способным управлять мыслями и действиями других живых существ. Технология, необходимая для адекватного изображения пришельца на экране, была идентична программе, воспроизводившей робота Т-1000 в легендарном «Терминаторе 2». Но поскольку на дворе стоял 1986 год, а подобные программы появились лишь четыре года спустя, было решено отправить сценарий на доработку. В результате инопланетянин утратил свои телепатические способности, но обрел более «земной» облик — одноглазую голову, похожую на собачью, посаженную на вытянутую шею.

Возглавить проект было доверено Джону МакТирнану — молодому режиссеру, обратившему на себя внимание малобюджетным ужастиком «Кочевники» (Nomads). «Инопланетный охотник» (Alien Hunter) — так теперь именовалась картина — был первой крупной студийной постановкой МакТирнана, и для осуществления внутреннего контроля на площадке продюсер Джоэл Сильвер «отрядил» своего приятеля Шейна Блэка — сценариста «Смертельного оружия». Блэку было всего 25 лет, поэтому он с радостью согласился сыграть одного из коммандос — шансы на подобные авантюры выпадают далеко не каждому…

К этому времени проект обрел звезду. Арнольд Шварценеггер согласился исполнить главную роль — командира спецназовцев, майора Алана Шеффера по прозвищу Голландец (Датч). Остальных персонажей распределили между Карлом Уэзерсом, работавшим в приснопамятном «Рокки», Джесси Вентурой и Биллом Дьюком, снимавшимся с Шварценеггером в «Коммандос». Сонни Лэдем, порнозвезда 70-х, начавший «официальную» карьеру, был взят на картину с одним условием: страховая компания настояла на телохранителе, что должен был круглосуточно находиться возле актера. Однако охранял страж вовсе не Лэдема, а остальную съемочную группу, ибо Сонни слыл большим любителем подраться. На роль заглавного существа был утвержден никому не известный каратист Жан-Клод Ван Дамм, подрабатывавший каскадером и имевший в творческом активе лишь роль гея в комедии «Монако навсегда».


Ван Дамма облачают в костюм Хищника. Шамаланоподобный индус, помогающий прикрепить шлем — это Мишель Куисси, хороший друг Жан-Клода, сыгравший Тан По в «Кикбоксере».


Карл Уэзерс и Жан-Клод Ван Дамм в перерыве между съемками. Фактически, это единственный сохранившийся снимок, документально подтверждающий участие Ван Дамма в проекте. Найти его можно на лицензионном первозонном двухдисковом издании фильма.

Специалисты по подбору натуры нашли девственные джунгли всего в паре часов езды от городка Паленку (штат Чиапас), и съемочная группа полным составом отправилась в Мексику. Как и всякий начинающий кинематографист, МакТирнан жаждал создать идеальный фильм — ленту, в которой все выглядело бы предельно реалистично и в которой не к чему было бы прицепиться даже самым завзятым скептикам. Поэтому прежде чем приступать к съемкам, режиссер решил сплотить дух команды путем изнурительных тренировок.

Каждый день актеры вставали в шесть утра, завтракали и пробегали шесть-семь километров для поддержания формы. В течение следующих пяти часов «коммандос» отрабатывали навыки работы в джунглях — от лазанья по деревьям до спуска на канатах и владения оружием. Специальный инструктор обучал их бесшумному передвижению, подаче сигналов руками и разворачиванию цепью для особых маневров. По возвращении совершенно обессилевших актеров в гостиницу их ждали взвешивание и два часа физических упражнений. К окончанию тренировки в спортзале появлялся воодушевленный МакТирнан и начинал репетиции.

Казалось бы, столь суровые испытания в точном соответствии с планом режиссера должны были сплотить коллектив, но среди актеров нашлось место недовольству. Бунтовал Ван Дамм, вынужденный расхаживать по джунглям в громоздком неудобном костюме Охотника. Сценарий требовал от каскадера выполнение особо опасного трюка, решиться на который будущий «брюссельский мускул» никак не мог. Строптивость Жан-Клода совершенно не нравилась Джоэлу Сильверу, до сих пор смотревшему на выходки бельгийца сквозь пальцы. Но мечтавший о звездной карьере каскадер желал слишком многого — участие в боевике «Не отступать, не сдаваться» (No retreat, no surrender, 1986) вскружило ему голову, и Ван Дамм принял решение больше не соглашаться на роли «ходячих спецэффектов», требуя появления собственного имени в титрах картины.


МакТирнан примеряет фрагмент красного «спецэффектного» костюма,
на заднем плане виден Жан-Клод.

Терпение Сильвера лопнуло, и спустя два съемочных дня Жан-Клод был заменен чернокожим Кевином Питером Холлом, уже игравшим похожую роль в фантастическом хорроре Грэйдона Кларка «Без предупреждения» (Without Warning, 1980). Однако во время подготовки злополучного трюка стало понятно, что костюм, созданный умельцами Fox, действительно серьезно сковывает движения и уж тем более не подходит новому актеру, рост которого равняется 2 м 18 см…

Студия в срочном порядке решила в очередной раз сменить дизайн Охотника, обратившись за помощью к Стэну Уинстону — гению в области создания спецэффектов, участвовавшему в таких проектах, как «Нечто» (The Thing, 1982) и «Терминатор» (The Terminator, 1984). Уинстон перебрался в «Охотника» прямо со съемочной площадки «Чужих», где во второй раз сотрудничал с Джеймсом Кэмероном. Обсудив с приятелем идеи для новой работы, он прислушивался к совету Кэмерона уделить особое внимание челюстям пришельца и принес Сильверу первые наброски.


Первые эскизы Стэна Уинстона

Впрочем, неприятностями с костюмом проблемы съемочной группы не исчерпывались. Первым пресс руководства испытал на себе МакТирнан, желавший снимать картину в широкоформатном разрешении, но получившим приказ сверху работать с негативами 1,37:1 из-за сложностей с оптическими эффектами. Разумеется, телевизионный формат картинки был совсем не тем, чего хотелось дебютанту, и, использовав каше, он получил-таки соотношение сторон 1,85:1. В отместку студии МакТирнан применил анаморф лишь во вступительных кадрах, из-за чего знаменитый логотип 20th Century Fox выглядел изрядно растянутым.

Добавил поводов для волнений и животный мир — надоедливая мошкара не давала покоя, а муравьи какого-то специфического вида искусали одного из актеров, да и обезьяна, которую хотели использовать для весьма зрелищного эпизода, где Охотник прыгал с дерева на дерево и вел при этом огонь, категорически не слушалась дрессировщика и остервенело срывала с себя красным костюм (который после цифровой обработки превращался в одеяние пришельца), из-за чего сцену пришлось вырезать из сценария.


Так выглядел красный костюм.

Впрочем, вынужденная пауза пошла лишь на пользу конечному результату. Пока Уинстон создавал обновленного монстра, Сильвер тоже не бездействовал, а с собственной командой «чародеев» тестировал на компьютере различные идеи, касающиеся визуальной концепции фильма. Когда после очередных пассов над клавиатурой изображение неожиданно пропало, явив взору продюсера мерцающий полупрозрачный силуэт, Сильвер понял, что аппаратный сбой подарил ему эффект, призванный стать главным аттракционом картины.

Смертельное оружие

Устрашающий облик инопланетянина, созданный Стэном Уинстоном, был настолько хорош, что никаких дальнейших доработок не потребовалось — модель утвердили и без дальнейших проволочек возобновили съемки. Но, не успев войти в рабочий ритм, кинематографисты вновь прервали работу — Шварценеггер взял четырехдневный отпуск, чтобы сочетаться браком с журналисткой Марией Шрайвер. Вернувшись на площадку, отдохнувший Арнольд предложил МакТирнану разбавить чересчур мрачный сценарий комическими диалогами. Режиссер был не в восторге от новой идеи звезды, но, как и всякий новичок, не имея достаточного авторитета, вынужден был пойти на попятную. Впоследствии фильм от этого только выиграл, придав персонажам глубину и заставив зрителя еще сильнее сопереживать героям.


Джон МакТирнан и Арнольд Шварценеггер обсуждают сцену.

Съемки стартовали в очередной раз и пошли ускоренными темпами. Даже перелом запястья, полученный Джоном МакТирнаном, не повлиял на график работ — режиссер продолжал снимать, не обращая внимания на травму. Следующую крупную проблему кинематографистам создала сцена с использованием ручного пулемета. Трудность заключалась в том, что изначально данное оружие ввиду своей массивности предназначалось для использования в вертолетах и требовало постоянной электрической подпитки.

Специально для этого эпизода мастера по спецэффектам создали модификацию пулемета ХМ-214 с замедленной скоростью вращения стволов и работой с холостыми патронами. Электрический кабель спрятали в штанине Джесси Вентуры, а сам актер облачился в бронежилет, дабы не получить травму от отстрелянных гильз. Но даже при таком варианте отдача пулемета была настолько сильна, что позади Вентуры пришлось воздвигать специальную подпорку, помогавшую ему сохранять равновесие во время дублей.

За месяцы работы над лентой рабочее название фильма потеряло прилагательное инопланетный, сократившись до лаконичного «Охотника». Но студии вновь пришлось переименовывать картину, теперь уже почти готовую, из-за совпадения с названием популярного полицейского сериала, выпускаемого телекомпанией NBC. Так проект стал «Хищником» и с таким именем вышел на экраны США 12 июня 1987 года, став одним из самых заметных фантастических фильмов десятилетия.

Собрав в премьерный уик-энд двенадцать миллионов долларов, лента МакТирнана обогнала вышедших в тот же день «Иствикских ведьм» (The Witches of Eastwik, режиссер Джордж Миллер) и сбросила с вершин бокс-офиса лидеров предыдущих недель — «Полицейского из Беверли Хиллз II» (Beverly Hills Cop II) Тони Скотта и «Неприкасаемых» (The Untouchables) Брайана Де Пальмы. Выдвижение на премию «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты» подтвердило, что картину не только тепло приняли зрители, но и признали профессионалы. Однако награда в тот год досталась ленте «Внутреннее пространство» (Innerspace, режиссер Джо Данте).

Огромный успех постановки позволил Джону МакТирнану закрепиться в Голливуде и взяться за работу на многообещающем проекте «Крепкий орешек» (Die Hard), главная роль в котором была незамедлительно предложена Арнольду Шварценеггеру. Однако тот ответил отказом, а спустя еще два года не захотел сниматься в сиквеле «Хищника» из-за недовольства сценарием. По мнению Арнольда, сама идея переноса действия в современный мегаполис на корню убивала дух оригинального фильма. Сценарий был подвергнут корректуре, и в результате персонаж Шварценеггера, предусмотренный первой его версией, превратился в агента ФБР Кайса, воплотить образ которого на экране довелось Гэри Бьюзи.

В начале 90-х армия США, вдохновленная «Хищником», провела ряд испытаний нового типа камуфляжа. По замыслу изобретателей, тело солдата опутывала тонкая сеть оптического волокна, отражавшая окружающий ландшафт и таким образом делавшая его невидимым. Вблизи скрытый таким камуфляжем боец напоминал колебания воздуха при сильной жаре.

Место съемок картины стало достопримечательностью, до сих привлекающей туристов со всего света. В непролазных джунглях по сей день сохранились остатки лагеря повстанцев и обгоревший остов вертолета, сфотографироваться рядом с которым считает своим долгом каждый зевака. С 1996 года в Интернете циркулируют слухи о третьем фильме, играть в котором, возможно, будут и Шварценеггер, и Дэнни Гловер. Бесконечно переписываемый сценарий забрасывал героев то в Антарктику в соответствии с романом Артура Кварри, то на родную планету Хищников, то на орбитальную космическую станцию, где Шефферу предстояло вновь встретиться со старым кошмаром. Последнее время поговаривают, что проектом займется сам Роберт Родригез, уже написавший сценарий «Хищники» (Predators) о гладиаторских боях, в которых участвуют пленники различных рас, но это уже совсем другая история...

страницы:
1
2

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Константин Шелепов о фильме «Цензор»
Мама!
Трейлер
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Евгений Татаров о фильме «Ничей»
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×