12 историй из жизни Леонида Гайдая: к 95-летию мастера

12 историй из жизни Леонида Гайдая

7. Когда в газете «Правда» был опубликован стихотворный фельетон Степана Олейника о незадачливых браконьерах, никто и предположить не мог, какое значение это будет иметь для отечественной культуры. Но вы-то уже всё знаете: Гайдай поставил по нему десятиминутную короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс». «В том, что картина получится, я не сомневался, — признавался режиссер. — Но что она вызовет такой резонанс, соберет международные призы и прочее, я, конечно, не предполагал». Затем последовали «Самогонщики» — с теми же полюбившимися зрителям героями и… с очередной ролью самого Гайдая. Он играл — никогда не догадаетесь — жену Бывалого! Однако насладится всем комизмом «любовной пары» в лице худющего Гайдая и упитанного Моргунова зрителю было не суждено. По решению сверху сцену пришлось вырезать.

8. Успех троицы, состоящей из Труса, Балбеса и Бывалого, был настолько оглушителен, что, казалось бы, его хватит на десятки комедий, на всю жизнь. Но после «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» Гайдай был иного мнения: «Материал отработан. Эксплуатировать его без повторов уже нельзя». И больше в его фильмах эти герои не появлялись (зато их позвали к себе Эльдар Рязанов и Евгений Карелов — в картины «Дайте жалобную книгу» и «Семь стариков и одна девушка»). Еще одна из причин гайдаевского решения — разлад в группе. С самого начала у него не сложились отношения с Евгением Моргуновым — тот не хотел сниматься уже в «Самогонщиках». А повздорив с режиссером на съемках «Кавказской пленницы», актер навлек на себя такой гнев Гайдая, что из сценария тут же были вычеркнуты все не снятые эпизоды с Моргуновым. Сцен с участием тройки было запланировано еще довольно много, но Гайдай был непреклонен: история закончилась.

9. Это сейчас ясно, что «Бриллиантовая рука» — шедевр на все времена. А вот когда она только вышла на экраны и даже позже, спустя годы, умудренные критики писали о ней далеко не лестно. Они усиленно отмечали низкую смысловую содержательность картины, ее слабый эстетический уровень. Говорили, что Гайдая подвел вкус: ну куда это годиться — герой поскальзывается на корке! Или того хуже: один у другого удочкой трусы стягивает!.. И вообще: в основе большинства комедийных номеров фильма лежит откровенная недалёкость, если не сказать — скудоумие главного героя, советского, между прочим, человека! Безобразие!

10. В течение нескольких лет Гайдай обдумывал экранизацию «Двенадцати стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Неоднократно проходил он с этой идеей по обязательным тогда инстанциям, но всё впустую. Но мысли о романе были и у Георгия Данелии, причем у того продвижение проекта прошло гораздо успешнее. Гайдаю, вроде бы, уже ничего не оставалось делать, как вдруг однажды к нему подошел сам Данелия. «Хочешь ставить «Двенадцать стульев»?» — «Это мечта моей жизни», — ответил Гайдай. «Тогда бери и начинай. Пока я готовился, у меня всё перегорело. Не знаю уже, как этот роман ставить».

Работа над фильмом также сопровождалась массой трудностей. Начать с того, что в первый съемочный день у ассистента режиссера почему-то не разбилась тарелка (есть такая традиция — на удачу). Гайдай был недоволен исполнителем главной роли Александром Белявским и после четырех (!) месяцев съемок принял решение сменить актера. На роль Остапа Бендера утвердили Владимира Высоцкого (!!). Но вновь — вот ведь совпадение! — не разбилась тарелка. И сразу после начала съемок Высоцкий оказался под запретом… В общей сложности на роль Бендера пробовалось тогда порядка ста человек, причем двадцать три актера даже прошли кинопробы. Среди них были Баталов, Евстигнеев, Табаков, Гафт, Козаков, Басов… Но в результате, как известно, заветная роль досталась Арчилу Гомиашвили. Тарелка, наконец, разбилась.

На съемках «12 стульев»

11. Известный комедиограф часто говорил, что хочет заняться «серьезным кино». В частности, он хотел поставить «Бег» по Михаилу Булгакову — не сложилось. Зато перенести на кинопленку другую булгаковскую пьесу Гайдаю разрешили — и появился фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Здесь тоже не обошлось без цензурных купюр. Так, в сцене приема шведского посла управдом Бунша в исполнении Юрия Яковлева первоначально ответил тому: «Мир и дружба». Но начальство сочло, что слова подобраны неверно, и их заменили на знаменитое «Гитлер капут!». А когда Бунша спрашивал: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?», ему отвечали: «Народ, ваше величество». И в той же сцене было: «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь». По просьбе председателя Госкино Филиппа Ермаша «народ» был заменен на «Во всяком случае, не мы», а «интеллигенцию» и вовсе убрали.

12. Леонид Гайдай не раз зарекался снимать комедийные фильмы. Но, не успев закончить одну комедию, тут же принимался за другую. Объяснял он это просто: «Снимать комедию для меня — это вредная привычка. Вроде курения. Курильщик, который собирается бросить курить, тоже говорит себе — это последняя сигарета, но рука сама тянется взять новую. Особенно если вокруг курят».

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

страницы:
1
2
18937

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Око дьявола
Отрывок: в аду
Око дьявола
Отрывок: рассказ о преисподней
Око дьявола
Отрывок: рассуждения о любви
Око дьявола
Отрывок: подслушанные вздохи
Око дьявола
Отрывок: Дон Жуан и статуя командора
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мектуб, моя любовь
Дублированный трейлер
1
Око дьявола
Отрывок: подслушанные вздохи
0
Земляничная поляна
Отрывок: пролог
0
Земляничная поляна
Отрывок: очень неприятный сон
0
Земляничная поляна
Отрывок: земляничная поляна
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Люди, подарившие нам «Зелёного слоника», экранизируют «Гамлета»
Епифанцев в роли Гамлета и Пахом как Полоний - мы должны будем это увидеть!
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
Бумажные комиксы. «Флэш» Джошуа Уильямсона: «Молния бьёт дважды»
Графический роман, поднимающий очень важный для всего мира комиксов вопрос: позволительно ли супергерою убить убийцу?..
Бумажные комиксы. «Супермен» Питера Дж. Томаси и Патрика Глисона: «Сын Супермена»
Для чего необходима смерть одного супергероя, если его тут же заменяют другим, таким же?.. Непонятно.
Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)
Относительно беззаботная комедия про Дон Жуана, возвращённого из ада, дабы лишить одну деву чистоты и веры в любовь.
по комментариям
Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути.
11
Бумажные комиксы. «One-Punch Man»: «02. Слухи & Гигантский метеорит»
Второй том про Ванпанчмена едва не превращает комедийный экшен в экзистенциальную драму.
2
Бломкэмп вернет Робокопа к истокам
Студию MGM не пугают неудачи: новый подход к реанимации «Робокопа» доверили Нилу Бломкампу.
2
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
2
Пришельцы и Дракула на канале Starz
Телеканала Starz расскажет историю князя Влада Цепеша, ставшего известным под именем Дракула.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×