Темные воды: История создания «Пятницы 13-ое»

Симфония ужаса

Рассказывая о создании «Пятницы, 13-е», нельзя не упомянуть звуковой ряд картины, на долгие годы ставший визитной карточкой сериала. Обычно такие подробности принято опускать, но не в случае с картиной Каннингема. Даже «Фредди против Джейсона» открывается знаковым напевом Ch, Ch, Ch, Ah, Ah, Ah, символизирующим появление маньяка.

«Всем интересно, как я придумал это, — смеется композитор Гарри Манфредини. — Во всех интервью это всегда вопрос номер один. На самом деле все очень просто: дефицит — главный двигатель прогресса. У нас был очень ограниченный бюджет, и постоянно приходилось изворачиваться и придумывать какие-то нетривиальные ходы. Шон Каннингем спросил меня, есть ли возможность использовать для записи фонограммы хор. Конечно, наших денег не хватало даже на полноценный оркестр, но я пообещал что-нибудь придумать. Озарение наступило, когда я пересматривал «2001: Космическую одиссею»: Джорджи Лиджети использовал в оркестровке голоса, повторяющие различные слоги. Тут-то меня и осенило — миссис Вурхис была тем человеком, что слышала голоса в своей голове. В фильме имелась сцена, когда на экране нет ничего, кроме ее рта, повторяющего: «Убей ее, мамочка!» (Kill Her, Mommy!). Этот эпизод я и решил использовать.


Виктор Миллер и Гарри Манфредини

Большинство людей думает, что я произношу: «Ч, ч, ч, а, а, а», но в действительности это: «Ki, ki, ki, ma, ma, ma!» — первые слоги слов «kill» и «mommy». Я просто обработал голос и добавил немного эха. Вообще можно провести параллели с музыкой Джона Уильямса для «Челюстей» — музыкальная фраза словно становится визиткой убийцы, не появляющегося в кадре до восьмой катушки пленки. Еще один интересный ход, который я применил, — это музыка, похожая на ту, что должна звучать во время финальных титров, мы пускаем ее на сцену сна Элис. Вы слышите умиротворяющие звуки, думаете, что фильм закончился, расслабляетесь и перестаете вжиматься в кресло. И тут из воды выпрыгивает Джейсон! Вот почему этот эпизод так здорово пугает».

Новая кровь

Действительно, как показывали позже опросы зрителей, самым страшным и неожиданным моментом фильма большинство считали финальный эпизод. Том Савини так гордился своей находкой, что в течение нескольких недель ходил смотреть реакцию публики на последние минуты ленты. Зато сценарист был очень обижен вмешательством в сюжет со стороны Савини и принципиально не стал смотреть ни один из последовавших сиквелов.

Картина с бюджетом в полмиллиона долларов неожиданно для всех стала блокбастером, уже в первый уик-энд собрав денег в двенадцать раз больше, чем было затрачено на ее производство. Но видно, проклятие пятницы, 13-е черной тенью коснулось всех создателей ленты. Шон Каннингем продолжил снимать второсортные ленты, сменив лишь комедию на хоррор, и ни разу не сумел повторить успех «Пятницы». Эдриан Кинг засветилась в небольшой роли в сиквеле и прекратила сниматься. Сегодня она достаточно известный «голос». Именно ее приглашали читать радиотексты в «Что гложет Гилберта Грэйпа» и «Пока ты спал». Бетси Палмер стала неотрывно ассоциироваться с Памелой Вурхиз и сниматься на телевидении. Ее даже пытались пригласить в кросс-овер «Фредди против Джейсона», но не сумели урегулировать денежный вопрос. Что касается остальных актеров, то они и вовсе сгинули в безвестности, оставив шоу-бизнес.


Ари Леман, Эдриан Кинг и Бетси Палмер

Больше всех повезло Кевину Бэйкону, сумевшему стать ярким характерным актером, не получавшим, впрочем, достойных ролей. Ари Леман занялся музыкой, в настоящий момент он солист достаточно популярной фолк-группы Max Groove. Виктор Миллер несколько лет писал сценарии для телешоу, за что трижды был награжден премией «Эмми», и лишь гуру грима Том Савини почивает на лаврах и не знает проблем с отсутствием работы.

С успехом «Пятницы, 13-е» слэшер окончательно утвердился в своих правах, став самым модным жанром десятилетия. Посыпавшихся как из рога изобилия подражаний не счесть. Продолжения фильма не заставили себя ждать, и вторая глава в истории кровавого лагеря вышла на экраны год спустя. Главным героем в ней был уже Джейсон, обретший в третьей части знаменитую маску и навсегда ставший одной из главных икон жанра.

страницы:
1
2
3
4

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×