Зомби. К 80-летию жанра

Зомби

Восстань!

Идиллические пятидесятые уступили место громовым шестидесятым. Первые признаки глобальной экологической катастрофы, о которой серьезно заговорили ученые; никому не нужная война во Вьетнаме, в которой увязла Америка; ядерные боеголовки сверхдержав, нацеленные друг на друга; вошедшие в моду героин и кокаин, сменившие марихуану; появление на хайвэях Америки первых «беспечных ездоков». Мир начал сходить с ума, становясь неуправляемым и агрессивным, а страхи общества выплеснулись на страницы газет и экраны кинотеатров.

В 1967 году двадцативосьмилетний Джордж Эндрю Ромеро, имевший за плечами несколько короткометражек и рекламных проектов, и его друг Джон Руссо сели за написание сценария своего первого большого проекта. У парней было десять тысяч долларов и огромные амбиции, но бюджет определял содержание. Идея хоррора постоянно носилась в воздухе, оставалось лишь воплотить ее на бумаге.

Первоначально фильм грозился обернуться комедией: первая версия сценария звалась «Киношкой о монстрах» и рассказывала об инопланетянах-подростках, прибывавших на Землю и заводивших дружбу с местными сверстниками. Во второй версии нрав пришельцев круто менялся — главный герой «Ночи Анубиса» сбегал из дома и обнаруживал гору гниющих трупов, служивших гуманоидам пищей. Наконец, в третьей редакции сценарий обрел знакомые черты: речь шла уже о зомби, а название поменялось на «Ночь пожирателей плоти». По словам Ромеро, на кардинально новый сюжет его сподвиг роман Ричарда Мэтсона «Я — легенда», в котором все население Земли превращалось в вампиров и ночами осаждало дом последнего уцелевшего.

Роли горстки людей, скрывающихся от зомби на одной из пригородных ферм Питтсбурга, Ромеро распределил между актерами местных драмкружков и мелких театров. Мастером грима должен был стать не имеющий за плечами опыта работы в кинематографе Том Савини, но того в последний момент призвали в армию, отправив во Вьетнам военным фотографом. Поэтому заботы о гриме легли на плечи Винсента Гуастини и Карла Хардмана, создавших впечатляющий и ставший каноническим облик живых мертвецов.

Как и на любом полупрофессиональном фильме, операторские и монтажные обязанности на себя взяли Ромеро и Руссо. А с музыкальным сопровождением проблем не возникло вообще: авторы фильма купили за полторы тысячи долларов все музыкальные композиции из «Тинейджеров из открытого космоса» (Teenagers from Outer Space), и создали из них саундтрек к своему фильму.

Премьера фильма состоялась 1 октября 1968 года. По словам очевидцев, присутствовавшие на премьере зрители после просмотра устроили стоячую овацию. Мировой прокат к настоящему моменту принес $30 млн., а сама картина стала классикой жанра, вызвав огромное количество удачных и не очень подражаний, возведя Ромеро в ранг живой иконы и отца-основателя жанра.

В «Ночи живых мертвецов» Ромеро и Руссо основательно перелопатили догматы классических зомби, оставив на месте лишь идею воскрешения из мертвых и неуязвимость мертвецов. Отбросив в сторону всю мистическую составляющую воскрешения, ритуалы вуду и служение господину, они сотворили агрессивных и бесчувственных монстров, наделенных лишь самыми «необходимыми» инстинктами, помогающими убивать. Мало того, что зомби пылали яростью к своим живым собратьям, они еще и поедали их плоть, а укушенные были обречены на «превращение» в ходячих мертвецов. Ромеро намеренно дистанцировал фильм от классических картин: выбравшихся из могил называли живыми мертвецами, ходячими трупами, монстрами и даже вонючками, но только не зомби.

Лента сформировала новые постулаты жанра:

• Зомби не рождаются — ими становятся (хотя в «Пожирателях плоти 2» это правило было нарушено);
• Любой человек, укушенный зомби, рано или поздно сам становится зомби;
• Зомби лишены человеческих эмоций, они практически не чувствуют боли;
• Зомби медлительны и неуклюжи, но очень целеустремленны: выбрав себе жертву, они будут преследовать ее до последнего;
• Главная цель зомби — добраться до вас и закусить вашей плотью;
• Лучшее оружие против атакующих зомби — огнестрельное (желательно, крупного калибра) и выстрел в голову;
• Зомби практически не реагируют на ранения и потерю своих конечностей;
• Зомби агрессивны, не подчиняются никому, подвержены стадным инстинктам (сбиваются в толпу), действуют на уровне простейших рефлексов и абсолютно равнодушны друг к другу.

Новое поколение

После «Ночи живых мертвецов» мир захлестнула мода на зомби. В семидесятых на экраны вышло больше полусотни фильмов, эксплуатирующих жанр. Большинство из них использовало наработки Ромеро, а «классические» зомби оказались практически забытыми.

Одним из первых подражателей, ужасный по сути и содержанию стал «Остров живых мертвецов» (Isle of the Living Dead), в котором снялся Борис Карлофф — монстр Франкенштейна во множестве трэшевых фильмов. Ритуалы вуду, девушки-танцовщицы, зомби, люди-змеи… винегрет получился настолько несъедобным, что его можно порекомендовать, скорее, не любителям зомби-муви, а поклонникам самого Карлоффа. Не менее захватывающе смотрелись и «Живые мертвецы» (The Living Dead, 1971) Дона Шарпа, в котором банда уголовников, терроризирующих небольшой городок, в надежде обрести вечную жизнь, в полном составе покончила жизнь самоубийством, а после обернулась зомби.

А слепые и проклятые зомби стали героями аж четырех серий «Слепых мертвецов» (The Blind Dead) за авторством испанцев (The Blind Dead — 1971 г., Return of the Blind Dead — 1973 г., Ghost Ships of the Blind Dead — 1974 г., The Blind Dead 4 — 1975 г.). «Страх живых мертвецов» (Terror of the Living Dead), «Склеп живых мертвецов» (Crypt of the Living Dead)… Фильмы снимали за пару недель за сущие гроши, с дешевым гримом, без спецэффектов, вручали названия типа «Зомби II», «Зомби III» и выкидывали в прокат на потеху зрителям.

Не отставали от новой тенденции и «порнократы»: часто на свет появлялись бастарды, в названия которых ловкие прокатчики безо всякого повода вставляли ключевые словечки типа «зомби» и «живые мертвецы». Яркий пример — итальянский фильм Хесуса Франко «Кристина, принцесса эротизма», специально для американского проката переименованный в «Девственницу среди живых мертвецов» (A Virgin Among the Living Dead), хотя на самом деле, он имел очень слабое отношение к ходячим мертвецам, будучи забойным сплавом эротики и дьявольщины. Или французский фильм «Одержимые», выпущенный в США под громким названием «Проклятие живых мертвецов» (Curse of the Living Dead, 1974 г.), где ужастика было чуть-чуть, зато секса (и лесбийского, разумеется) — по самую маковку.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

страницы:
1
2
3
8995

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Девичий источник
Отрывок: преступление
Девичий источник
Отрывок: девичий источник
Девичий источник
Отрывок: мальчик под снегом
Девичий источник
Отрывок: молитва за столом
Девичий источник
Отрывок: сказка на ночь
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мектуб, моя любовь
Дублированный трейлер
1
Девичий источник
Отрывок: девичий источник
0
Седьмая печать
Отрывок: пляска смерти в церкви
0
Седьмая печать
Отрывок: исповедь
0
Седьмая печать
Отрывок: крестный ход
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
Enjoy Movies расплатились с Фондом кино
Компания Enjoy Movies погасила долг перед Фондом кино в 50 миллионов рублей за фильм «Защитники»
Бломкэмп вернет Робокопа к истокам
Студию MGM не пугают неудачи: новый подход к реанимации «Робокопа» доверили Нилу Бломкампу.
Индиана Джонс подождет
Пятый фильм о похождениях археолога Индианы Джонса выйдет на экраны не раньше 2021 года.
Бумажные комиксы. «Супермен» Питера Дж. Томаси и Патрика Глисона: «Сын Супермена»
Для чего необходима смерть одного супергероя, если его тут же заменяют другим, таким же?.. Непонятно.
по комментариям
Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути.
11
Рецензия на фильм «Ночная смена»
Яглыч и Деревянко играют сварщиков-стриптизёров; новая комедия Марюса Вайсберга.
3
Бумажные комиксы. «One-Punch Man»: «02. Слухи & Гигантский метеорит»
Второй том про Ванпанчмена едва не превращает комедийный экшен в экзистенциальную драму.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×