Зомби. К 80-летию жанра

Зомби

Восстань!

Идиллические пятидесятые уступили место громовым шестидесятым. Первые признаки глобальной экологической катастрофы, о которой серьезно заговорили ученые; никому не нужная война во Вьетнаме, в которой увязла Америка; ядерные боеголовки сверхдержав, нацеленные друг на друга; вошедшие в моду героин и кокаин, сменившие марихуану; появление на хайвэях Америки первых «беспечных ездоков». Мир начал сходить с ума, становясь неуправляемым и агрессивным, а страхи общества выплеснулись на страницы газет и экраны кинотеатров.

В 1967 году двадцативосьмилетний Джордж Эндрю Ромеро, имевший за плечами несколько короткометражек и рекламных проектов, и его друг Джон Руссо сели за написание сценария своего первого большого проекта. У парней было десять тысяч долларов и огромные амбиции, но бюджет определял содержание. Идея хоррора постоянно носилась в воздухе, оставалось лишь воплотить ее на бумаге.

Первоначально фильм грозился обернуться комедией: первая версия сценария звалась «Киношкой о монстрах» и рассказывала об инопланетянах-подростках, прибывавших на Землю и заводивших дружбу с местными сверстниками. Во второй версии нрав пришельцев круто менялся — главный герой «Ночи Анубиса» сбегал из дома и обнаруживал гору гниющих трупов, служивших гуманоидам пищей. Наконец, в третьей редакции сценарий обрел знакомые черты: речь шла уже о зомби, а название поменялось на «Ночь пожирателей плоти». По словам Ромеро, на кардинально новый сюжет его сподвиг роман Ричарда Мэтсона «Я — легенда», в котором все население Земли превращалось в вампиров и ночами осаждало дом последнего уцелевшего.

Роли горстки людей, скрывающихся от зомби на одной из пригородных ферм Питтсбурга, Ромеро распределил между актерами местных драмкружков и мелких театров. Мастером грима должен был стать не имеющий за плечами опыта работы в кинематографе Том Савини, но того в последний момент призвали в армию, отправив во Вьетнам военным фотографом. Поэтому заботы о гриме легли на плечи Винсента Гуастини и Карла Хардмана, создавших впечатляющий и ставший каноническим облик живых мертвецов.

Как и на любом полупрофессиональном фильме, операторские и монтажные обязанности на себя взяли Ромеро и Руссо. А с музыкальным сопровождением проблем не возникло вообще: авторы фильма купили за полторы тысячи долларов все музыкальные композиции из «Тинейджеров из открытого космоса» (Teenagers from Outer Space), и создали из них саундтрек к своему фильму.

Премьера фильма состоялась 1 октября 1968 года. По словам очевидцев, присутствовавшие на премьере зрители после просмотра устроили стоячую овацию. Мировой прокат к настоящему моменту принес $30 млн., а сама картина стала классикой жанра, вызвав огромное количество удачных и не очень подражаний, возведя Ромеро в ранг живой иконы и отца-основателя жанра.

В «Ночи живых мертвецов» Ромеро и Руссо основательно перелопатили догматы классических зомби, оставив на месте лишь идею воскрешения из мертвых и неуязвимость мертвецов. Отбросив в сторону всю мистическую составляющую воскрешения, ритуалы вуду и служение господину, они сотворили агрессивных и бесчувственных монстров, наделенных лишь самыми «необходимыми» инстинктами, помогающими убивать. Мало того, что зомби пылали яростью к своим живым собратьям, они еще и поедали их плоть, а укушенные были обречены на «превращение» в ходячих мертвецов. Ромеро намеренно дистанцировал фильм от классических картин: выбравшихся из могил называли живыми мертвецами, ходячими трупами, монстрами и даже вонючками, но только не зомби.

Лента сформировала новые постулаты жанра:

• Зомби не рождаются — ими становятся (хотя в «Пожирателях плоти 2» это правило было нарушено);
• Любой человек, укушенный зомби, рано или поздно сам становится зомби;
• Зомби лишены человеческих эмоций, они практически не чувствуют боли;
• Зомби медлительны и неуклюжи, но очень целеустремленны: выбрав себе жертву, они будут преследовать ее до последнего;
• Главная цель зомби — добраться до вас и закусить вашей плотью;
• Лучшее оружие против атакующих зомби — огнестрельное (желательно, крупного калибра) и выстрел в голову;
• Зомби практически не реагируют на ранения и потерю своих конечностей;
• Зомби агрессивны, не подчиняются никому, подвержены стадным инстинктам (сбиваются в толпу), действуют на уровне простейших рефлексов и абсолютно равнодушны друг к другу.

Новое поколение

После «Ночи живых мертвецов» мир захлестнула мода на зомби. В семидесятых на экраны вышло больше полусотни фильмов, эксплуатирующих жанр. Большинство из них использовало наработки Ромеро, а «классические» зомби оказались практически забытыми.

Одним из первых подражателей, ужасный по сути и содержанию стал «Остров живых мертвецов» (Isle of the Living Dead), в котором снялся Борис Карлофф — монстр Франкенштейна во множестве трэшевых фильмов. Ритуалы вуду, девушки-танцовщицы, зомби, люди-змеи… винегрет получился настолько несъедобным, что его можно порекомендовать, скорее, не любителям зомби-муви, а поклонникам самого Карлоффа. Не менее захватывающе смотрелись и «Живые мертвецы» (The Living Dead, 1971) Дона Шарпа, в котором банда уголовников, терроризирующих небольшой городок, в надежде обрести вечную жизнь, в полном составе покончила жизнь самоубийством, а после обернулась зомби.

А слепые и проклятые зомби стали героями аж четырех серий «Слепых мертвецов» (The Blind Dead) за авторством испанцев (The Blind Dead — 1971 г., Return of the Blind Dead — 1973 г., Ghost Ships of the Blind Dead — 1974 г., The Blind Dead 4 — 1975 г.). «Страх живых мертвецов» (Terror of the Living Dead), «Склеп живых мертвецов» (Crypt of the Living Dead)… Фильмы снимали за пару недель за сущие гроши, с дешевым гримом, без спецэффектов, вручали названия типа «Зомби II», «Зомби III» и выкидывали в прокат на потеху зрителям.

Не отставали от новой тенденции и «порнократы»: часто на свет появлялись бастарды, в названия которых ловкие прокатчики безо всякого повода вставляли ключевые словечки типа «зомби» и «живые мертвецы». Яркий пример — итальянский фильм Хесуса Франко «Кристина, принцесса эротизма», специально для американского проката переименованный в «Девственницу среди живых мертвецов» (A Virgin Among the Living Dead), хотя на самом деле, он имел очень слабое отношение к ходячим мертвецам, будучи забойным сплавом эротики и дьявольщины. Или французский фильм «Одержимые», выпущенный в США под громким названием «Проклятие живых мертвецов» (Curse of the Living Dead, 1974 г.), где ужастика было чуть-чуть, зато секса (и лесбийского, разумеется) — по самую маковку.

страницы:
1
2
3
8343

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Американская история ужасов
Трейлер седьмого сезона
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Напарник
Трейлер
1
Оно
Трейлер №2
1
Мама!
Тизер
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Соло для Джаббы Хатта
В Lucasfilm продолжают раздувать вселенную «Звездных войн» и замахнулись на постановку фильма о Джаббе Хатте
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
по комментариям
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
17
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
4
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
3
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях