Арнольду Шварценеггеру - 55!

30.07.2002 |

Во вторник исполняется 55 лет знатному голливудцу австрийского происхождения мистеру Стронгу (Сильный - псевдоним, под которым он некогда выступал), в прошлом чемпиону среди культуристов Арнольду Шварценеггеру. (Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ)

К этому событию в Москве приурочили пресс-конференцию: инpициативная группа желает установить памятник на родине Шварценеггера силой рук и вдохновения наших актуальных художников. А что: хорошая идея. Для многих памятник великому и могучему Арни станет и памятником навсегда уходящей киноэпохе.

1. Шварценеггер не был единственным главным героем современных боевиков. (Я не ошибся, написав "героем", а не "актером". В случае с боевиками ходят на звезду и - иногда - на режиссера. Так что фиг с ним, кого именно он изображает: Шварценеггер он и есть Шварценеггер.) Таких главных героев в последние десятилетия было несколько. Они на равных сосуществовали на экранах, несмотря на то, что кому-то сейчас за сорок пять, а кому-то и вовсе за семьдесят.

Точкой отсчета возьмем конец 60-х, когда и появились первые актеры-герои, которые сумели вписаться в возникшую вскоре (с подачи г-д Спилберга и Лукаса) эпоху блокбастеров - супердорогого сверхкоммерческого кино. Еще: обожаемых в России французов Бельмондо и Делона не учитываем. Настоящих героев боевиков мирового масштаба создавал только Голливуд.

2. Итак, безусловный первый ряд по приближению к современности: Шон Коннери, Клинт Иствуд, Аль Пачино, Сильвестр Сталлоне, Харрисон Форд, Арнольд Шварценеггер, Мел Гибсон, Брюс Уиллис. Аль Пачино в этом ряду выглядит странновато, он (как, например, и Редфорд с Де Ниро, тоже не раз снимавшихся в боевиках различных жанров) из разряда "вообще великих", но все-таки переиграл многих гангстеров и завалил на экранах кучу народа. Ван Дамм и Лундгрен, вопреки заблуждению некоторой части киноманов, и близко не стоят - они по голливудским меркам второй сорт. В Америке в первый ряд героев боевиков входил еще Берт Рейнолдс. Известно, что, когда никому не известный Сталлоне принес на студию свой сценарий "Рокки", боссы хотели снимать в главной роли именно Рейнолдса, но Сталлоне, молодец, не уступил, заставил снимать себя - и вышел в дамки. Случай же с Рейнолдсом - единственный, когда раскрученная звезда первого ряда растворилась в атмосфере почти бесследно.

3. Что стало с этими перворядными? Коннери и Иствуд попросту постарели. Аль Пачино осталось только дьявола изображать. Форд - тоже сдает. Хуже всего со Сталлоне: он повторяет судьбу Рейнолдса. Его фильмы уже лет десять не собирают прежних толп зрителей -- даже такие во многих смыслах умные и достойные (на доказательства сейчас места нет), как "Судья Дредд" и "Убийцы". Он уже фактически докатился до "Б-мувиз" (недавний фильм "Убить Картера", не имевший никакого успеха уже и в России). Впрочем, еще удивительнее метаморфозы, происходящие с Уиллисом и Гибсоном. Оба мужика в расцвете лет вдруг как-то резко оморщинились, что делает сомнительными шансы на успешное продолжение соответственно "Крепкого орешка" и "Смертельного оружия". А уж имидж бедного Гибсона в соответствии с нормами политкорректных времен и вовсе сильно подпортили, заставив его в комедии "Чего хотят женщины" обрабатывать ноги эпилятором и носить колготки. Какой он после этого мачо?

4. Главный герой этих заметок - великий и могучий Арни - опять-таки постарел, вдобавок перенес операцию на сердце и регулярно собирается баллотироваться в губернаторы Калифорнии. Кроме того, он тоже - уже давно - играет в боевиках пародийных и комедийных ("Полицейский из детского сада", "Близнецы", "Правдивая ложь"), размывающих имидж мачо. Одна из причин, почему Шварценеггер котируется сейчас выше Сталлоне, именно в том, что он давно сообразил: серьезные боевики теряют зрителя, надо чаще сниматься в комедиях. Именно он совершил и самое страшное, на что Иствуд точно бы никогда не пошел: в комедии "Младший" сыграл беременного мужчину.

5. И вот вопрос: кто пришел (или хотя бы идет) им на смену? Ответ: никто.

В Голливуде, где почти все фильмы в той или иной мере боевики (кроме собственно боевиков - полицейских, военных, политических, гангстерских, авантюрных, пародийных - есть еще триллеры, вестерны, ужастики, фантастика и т.д. Даже в мелодрамах там регулярно постреливают), не появилось ни одной новой звезды, которая воспринималась бы как фирменный знак боевых жанров.

Единственный относительно новый актер с имиджем абсолютного мачо - тоже уже не юный - Джордж Клуни слишком разносторонен, чтобы связывать себя узами брака с одними только боевиками. Похожая ситуация с Брэдом Питтом и Эваном Макгрегором. Киану Ривз при всех "Скоростях", "Цепных реакциях" и "Матрицах" выглядит слишком утонченным, чтобы пистолет в его руке воспринимать всерьез. Папика Пирса Броснана вообще смешно упоминать в контексте этих заметок: в эпоху политкорректности бедному Бонду запретили потребительски относиться к женщинам, а без этого Бонд - тюфяк полный. Бандерас и Уилл Смит - герои комические (хотя роли в "Десперадо" и "Убийцах" чуть было не сделали Бандераса новым лидером). Периодически снимающиеся в боевиках Николас Кейдж и Марк Уолберг? Нет - тоже никак не знаковые фигуры для жанра. Круз, поставивший на себя главный серийный кинобоевик наших дней "Миссия невыполнима", где вот-вот грядет третья часть? Ну извините. При его-то росте...

Кстати, заметьте: новые герои боевиков элементарно измельчали. Коннери, Иствуд, Форд, Шварценеггер - они и в жизни мужики о-го-го. Подраться с Крузом и Пенелопа Крус не испугается.

6. Самое смешное, что смена-таки подросла. На смену Шварценеггеру пришли Анджелина Джоли - Лара Крофт, Натали Портман - принцесса Амидала (а уж роль в "Леоне"!) и, конечно, Милла Йовович - после "Пятого элемента" и "Обители зла". (А первый-то звоночек раздался давно! Сигурни Уивер в "Чужих"!) Кроме них пришли Гарри Поттер с Гермионой Грейнджер и нежный юный мальчик Тоби Магуайр, притворяющийся Человеком-Пауком. В Голливуде смутно чувствуют: что-то не так. Судя по всему, там начинают раскручивать человека по фамилии Дизель: вот уж действительно чувак с крутым взглядом и мужским обаянием, одним своим видом создавший известность таким вроде бы вторичным, причем явно "Б"-фильмам, как "Черная дыра" и "Форсаж". Но еще вопрос, удастся ли его раскрутить?

7. Перемены едва ли связаны с событиями 11 сентября. Во-первых, как мы теперь видим, эти события, вопреки первоначальным прогнозам, вообще не повлияли на шоу-бизнес и отнюдь не уничтожили крутые жанры. Во-вторых, процесс гораздо более долгий. Перемены не связаны и с борьбой против насилия на экране: в боевиках со Шварценеггером реального насилия гораздо меньше, чем в дешевых фильмах, и уж куда меньше, чем в японском или корейском кино (я уж не говорю о том, что, по моему глубокому убеждению, выводить житейскую жестокость из экранной как минимум наивно. Хоть один реальный маньяк был киноманом? Чикатило если и смотрел фильмы, то исключительно нравственные советские - других при нем не было. А сколько народа перерезал.)

Пожалуй, перемены необъяснимы и идеологией политкорректности, хотя в эпоху политкорректности быть мачо, в том числе на экране, конечно, стало стыдно.

8. Крах, постигший героев кинобоевиков, скорее связан с общей демаскулинизацией мира, проявляющейся в нравах, новой социальной роли женщин - во всем. В какой серии "Смертельного оружия" у Гибсона наряду с Дэнни Гловером появилась партнерша-каратистка - могучая Рене Руссо? В третьей, в 1992 году. Вот вам начало конца Гибсона как Безумного Макса и офицера Риггза.

Главным же образом их погубила та самая эпоха, которая и сделала всемирно знаменитыми: эпоха блокбастеров и бурного развития киноиндустрии. Индустрия поняла, что в целях сверхприбылей должна теперь ориентироваться прежде всего на обретшую хорошие карманные деньги подростковую аудиторию. Которой на самом деле (при всем желании наших школяров поставить памятник кумиру-Шварценеггеру) все менее интересны супермены-папики. А интересно представлять героем себя. Или красивую девочку (молодую женщину), о которой можно помечтать как о потенциальной подруге (напомню, что основные потребители кинопродукции, тем более боевых жанров, мальчики). Этой новой аудитории нравятся боевики нового, небывалого еще десять лет назад жанра: по мотивам компьютерных игр (оттого их и снимается все больше). Смотришь - и словно бы продолжаешь играть в игру, то есть чувствуешь себя героем фильма.

Новой аудитории нужны недоиндивидуализированные герои боевика. Чтобы легче было ассоциировать себя с суперменом-супергерл из фильма по компьютерной игре, надо, чтобы они были слегка непрописанными. Ты допишешь героя сам, наполнив его своими представлениями о себе и своим опытом играть в соответствующую компьютерную игру.

А эти-то, великие герои боевиков, они все были индивидуалистами. При всей заботе о здоровье сограждан и социальной справедливости нажимали на спусковой крючок, только когда злодей их лично достал. Были индивидуальностями.

И не симптоматично ли, что последний значительный супермен-индивидуалист родился как раз в тот момент, когда компьютерные игры на Западе начали становиться массовыми, но еще оставались наивными и не окончательно овладели умами? "Крепкий орешек", Брюс Уиллис, 1988 год.

9. Одно утешает: Арни пока еще снимается. Правда, в сиквелах. На подходе (может быть) "Правдивая ложь-2" и (вот оно!) "Терминатор-3".

1913

Роковая Ребекка. Она же Мистик, Она же Аврора…

Ребекка Ромин Стамос не играет простых женщин. Ей это не интересно. Когда за внешней красотой ее героинь скрывается внутреннее противоречие – играть это куда интереснее, чем просто показывать на экране свою природную сексуальность. читать дальше

4033
по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
3
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×