29 ММКФ. День третий: «Путина»

29 ММКФ. День третий: «Путина»

Остров на Чудском острове. Спокойный пейзаж, звуки колоколов, много рыбы. Все говорит о том, что этот край благословен. Беременная девушка на причале провожает своего жениха-рыболова. Завтра у них свадьба. Только вот ребенок – не от него. Но ничего, как-нибудь все утрясется. Катер отплывает, девушка посылает ему вслед крестное знамение и уходит. На пустынном берегу стоит белая лошадь. Словно ждет своего часа, чтобы промчаться, взбивая копытами песок.

Первая половина фильма «Путина» вызывает полный восторг. Вплоть до того, что заранее хочется решить – лучший фильм фестиваля. Особенная атмосфера рождается чуть ли не с титров. В кадре месится тесто, как пролог ко всему тому буйству жизни, которое ждет дальше. Изобилие рыбы (собственно, путина) – евангельский образ: одно из чудес, сотворенных Христом. Не даром же на острове люди ходят в церковь, а ветер разносит по округе звуки колоколов. Остров – это что-то вроде мифического, подлинного мира. Своего рода утопия со специфически русскими чертами. Город-Китеж или вроде того. Невеста примеряет белое платье, смешно вздымающееся на животе – Маша на восьмом месяце. Повар с односельчанами бойко готовятся к предстоящей свадьбе. Разыгрывается на берегу небольшой оркестрик – барабан, труба, гармонь. А в море жених с другими мужчинами деревни ловит рыбу. Блестят волны, блестит рыбья чешуя, снасти кажутся легкой золотой паутиной.

Но вскоре происходит перелом в сюжете, а заодно – и в атмосфере фильма. На тревожные мысли наводит уже кадр, где кошка обгладывает украденную со свадебного стола рыбешку. Говорят, если до свадьбы съесть что-то со стола – свадьбы не будет. Да и так понятно, что рыба в фильме Огородникова – это признак благодати, и если ее съедает кошка – хорошего не жди. Предчувствия быстро оправдываются: фильм начинает рвать на части какой-то пьяный угар. Камера то взмывает вверх, озирая белую линию прибоя, то снизу смотрит на обрыв, с которого доносятся чьи-то крики. Метание камеры вводит в нехороший транс, в котором ты оказываешься беззащитен перед жестокой красотой кадров. Происходящее на острове все больше напоминает то ли мистерию, то ли балаган. Кто-то бежит через поле, кто-то – через озеро. И не получится пойти по воде – кончилось время чудес. Воздух накаляется и нервно вздрагивает от звуков, издаваемых оркестром. От берега отчаливает лодка, героиня в свадебном платье извивается на дне, волны перехлестывают через борта.

Все это описание приведено здесь для того, чтобы передать ощущение Эйфории. Да, именно это слово напрашивается для характеристики настроения фильма, особенно его второй части. И конечно, возникает прямая ассоциация с фильмом Вырыпаева. Только «Путина» как-то человечнее, правдивее, светлее, хотя почти наверняка – о том же.

Режиссер фильма Валерий Огородников умер 2 июля 2006 года, не успев смонтировать свою последнюю картину – великолепную, авторскую, философскую «Путину». Скоро будет год со дня его смерти, а на ММКФ в основном конкурсе представлен его фильм. И это одна из главных жемчужин фестиваля. Спасибо Валерию за нее.

29 ММКФ. День третий: «Надежда», «Временное освобождение»

29 ММКФ. День третий: «Надежда», «Временное освобождение»

«Путина» Огородникова затмила в воскресенье два других конкурсных фильма: «Надежду» польского режиссера Станислава Мухи и датское «Временное освобождение». Оба фильма по-своему неплохи, особенно датский.

«Надежда» рассказывает о судьбе двух ангелов. Один – по-озоновски красивый мальчик Франтишек, потерявший мать, а вместе с тем утративший человеческие чувства. Второй ангел изображен на старинной картине «Ангел, играющий на скрипке», которую некий искусствовед похитил из церкви. Франтишек, проявляя как минимум таланты Джеймса Бонда, вынуждает похитителя вернуть картину на место. А сам в тайне горячо желает возвращения на землю, к любимой девушке и простым человеческим радостям и горестям.

В фильме Мухи ощущается влияние Кеслевского, к тому же сценарий к «Надежде» писал Кшиштоф Песевич – частый соавтор Кеслевского (в частности, именно его перу принадлежит сценарная трилогия «Ад», «Чистилище», «Рай», две части которой экранизировали Танович и Тыквер). «Надежде» свойствен достаточно неординарный, если сравнивать с непольскими картинами, психологизм. Франтишек на глазах у зрителя ведет изощренную игру с похитителем картины. Но подспудно в нем идет борьба с собственной травмой, которую он получил в результате смерти матери. Две линии фильма объединяет образ ангела. Однако в фильме все это менее поэтично и интригующе, чем звучит в кратком пересказе.

«Освобождение» Эрика Клаусена приятно поражает непредсказуемостью и юмором. Там заключенный Джон под присмотром смешного олуха Бо отправляется на свадьбу к сыну. После рейда по кварталу детства и короткого празднества на вокзале, Джон и Бо остаются одни, так как молодожены с гостями уезжают в Ютландию. Перед возвращением в тюрьму Джон решает навестить свою давнюю любовь. У нее в гостях и произойдет достаточно шокирующая смена ролей.

Датским фильмам свойственна, как ни банально это звучит, какая-то северная закалка. К нам приходит из Дании крепкое, иногда грубоватое кино, не всегда гениальное, но и не допускающее слабины. «Временное освобождение» доставляет большое удовольствие постоянными шутками, интригующим сюжетом, чудесной актерской игрой. Впечатление портит только финал и пафосная фраза «Не надо бояться», которая в фильме звучит дважды, и оба раза не понятно к чему. В целом, фильм Клаусена точно не проигрывает своим французским и немецким соперникам, а возможно и превосходит их. И не удивительно: меньше понтов – больше дела и самоиронии.

1616
29 ММКФ. День второй:

29 ММКФ. День второй: "Мольер", "Мой Фюрер"

«Мольер» Лорана Тирара предлагает зрителю освежить в памяти основные сюжетные коллизии «Тартюфа», «Сирано де Бержерака» и «Мещанина во дворянстве». Снимая фильм про Мольера, Тирар ничтоже сумняшеся поместил Жана-Батиста в его же произведения. Довольно распространенный метод, когда необходимо снять кино про какого-то выдающегося творца. Например, в прошлом году в основном конкурсе ММКФ была представлена картина Руиса «Климт», где художника под видом грез окружали его собственные картины. Однако сказать про «Мольера», что это фильм фестивального формата – никак нельзя. Не смотря на ловкое обращение с сюжетом, на роскошь костюмов и модного французского актера Ромена Дюри в главной роли, «Мольер» остается узкоспециальным, в духе непринужденного патриотизма, кинопроектом для французов. Чем он мог бы удивить московскую фестивальную публику и тем паче жюри во главе с Фредом Скепси – остается загадкой.

Тот же вопрос возникает после просмотра фильма «Мой фюрер» - немецкого прокатного хита, в ироничном духе переосмысляющего время нацистского строя в Германии. Своим главным оружием в борьбе со скелетами в немецком шкафу режиссер Дани Леви, видимо, предполагал сделать сарказм. Не исключено, что это ему удалось, но на русской почве его сарказм остается не совсем понятным. Если поставить себя на место народа, пережившего нацистскую заразу, можно понять, что подобные попытки разобраться со своим прошлым выполняют довольно мощную терапевтическую функцию. Из этого однако не следует, что фильм, предпринимающий такую попытку, априори наделен мощными художественными достоинствами. Как раз в случае с «Фюрером» это не так. Режиссерские ходы уныло прямолинейны и почему-то не смешны (хотя на уровне догадки можно предположить, что они задумывались как смешные). Идет сплошная игра на штампах, вроде гитлеровсктх усиков и собаки Блонди, музы Третьего Рейха Лени Рифеншталь и еврейского вопроса. Гитлер превращен в шута, но на смех поднимается даже не он, а немецкий народ, который мог слепо идти за шутом. Справедливый вызов в адрес общества, в духе пушкинского «народ безмолвствует», только на этот раз «народ скандирует». В плане идейной подоплеки «Мой фюрер» заслуживает пристального внимания, но как фильм – не предлагает зрителю ничего сверхъестественного.

1560
1510
по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
* за прошедший месяц | кол-во комментариев
новые в базе
по просмотрам
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2014 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×